Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет. Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.
Содержание
Введение………………………………………...…………………....………… 3 Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема 1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5 1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11 1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19 Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет 2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32 2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42 Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения 3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50 3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55 3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67 Заключение.………………………………………………….………………… 73 Библиографический список.…………
Завершающим этапом явилась
разработка рекомендаций педагогам по
психолого-педагогической коррекции агрессивного
поведения подростков 15-16 лет.
Таким образом, гипотеза исследования
подтверждена, все поставленные задачи
выполнены, цель работы достигнута.
Библиографический список
Аверин
В. А. Психология детей и подростков. СПб.:
Изд-во Михайлова В.А.,1998. 121 с.
Агрессия
у детей и подростков: Учебное пособие
/ под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004.
336 с.
Айсмонтас
Б.Б. Педагогическая психология: схемы
и тесты [Текст] / Б.Б.Айсмонтас. М.: ВЛАДОС-Пресс,
2006. 207 с. (Схемы).
Берковиц
Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.
СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.
Большой
психологический словарь / Под редакцией
Б.Г. Мещерякова – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.
815 с. (Серия «Большая психологическая
энциклопедия»).
Большая
энциклопедия тестов по психологии / Под
ред. А.А. Карелин - М.: Эксмо, 2007. 416 с.
Бреслав
Г.Э. Психологическая коррекция детской
и подростковой агрессивности: Учебное
пособие для специалистов и дилетантов.
СПб.: Речь, 2004. 144 с.
Бэрон
Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001.
352 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).
Вачков
И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
организационные и методические аспекты
ведения тренинговой группы. М.: Эксмо,
2007. 416с.
Волков
Б.С., Волкова Н.В., Гурбанов А.В. Методология
и методы психологического исследования
/ Науч. редактор Б.С. Волков: учеб. пособие
для вузов. М .: Академический Проспект;
Фонд «Мир», 2005. 352 с.
Гиппиус
С. В.. Тренинг развития креативности. Гимнастика
чувств. СПб.: Речь, 2001. 346 с.
Гревцов
А. Тренинг развития с подростками: творчество,
общение, самопознание. СПб.: Питер, 2012.
416 с.: ил.
Григорович
Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.
М.: Аспект. Пресс, 2007. 605 с.
Джоферсон
Д.У. Тренинг общения и развития. М.: Прогресс,
2001. 248с.
Долгова
В. И., Иванова Л. В., Крыжановская Н. В. Регламент
аттестационных материалов. Челябинск:
Изд-во ЧГПУ, 2012. 132 с.
Дубинко
Н.А. К проблеме условий и движущих факторов
агрессии // Социально-педагогическая
работа. М.: 2000, № 4. С. 85-92.
Дубровина
И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина
Т.В. Психокоррекционная и развивающая
работа с детьми: учеб. пособие. М.: Изд.
центр «Академия», 1998. 98 с.
Дубровина
И. В. Практическая психология образования.
Учеб. пособие. 4-е изд. Под ред. И. В. Дубровиной.
СПб. Питер, 2004г. 592 с.
Ессенакис
Е.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческого
развития личности. М.: Прогресс, 2003. 143
с.
Ениколопов
С.Н. Понятие агрессии в современной психологии.
Прикладная психология. 2001. № 1. С.95-102.
Жагарина
М.А. Психологические особенности детей
младшего школьного и младшего подросткового
возраста // Издательский дом «Первое сентября».
Оргкомитет «Открытый урок». Выступление
педагога-психолога на совещании учебный
год 2009-2010 год. //http://festival.1september.ru/articles/569664/
(Дата обращения: 02.03.2013).
Жмуров
В.А. Большая энциклопедия по психиатрии,
2-е изд. М.: Изд-во: Джангар, 2010. 280 с.
Истартова
О.Н. Практикум по детской психокоррекции:
игры, упражнения, техники. Изд. 2-е. Ростов
н/Д.: Феникс, 2008. 349 с.
Коблик
Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа
адаптации
детей к средней школе. М.: Генезис,
2003. 122 с.
Колесов,
Д.В., Мягков, И.Ф. Учителю о психологии
и физиологии подростка. М.: Просвещение,
1986. 80 с.
Кондаков
Н. И. Обобщение // Логический словарь-справочник,
Изд. 2. М.: Наука, 1975. 720 с.
Мотивация
поведения: биологические, когнитивные
и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. 5-е изд.
СПб.: Питер, 2003. 651 с: ил. (Серия «Мастера
психологии»).
Мудрик
А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ.
пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. М.:
Издательский центр «Академия», 1999. 184
с.
Наумова
Е.С. Агрессия, ее причины и последствия//Социальная
сеть работников образования. 17.12.2012. http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/agressiya-ee-prichiny-i-posledsviya
(дата обращения 10.03.2013).
Ожегов
С.И. Словарь русского языка: 70000 слов /Под
ред. Н.Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М.: Русский
язык, 1990. 917 с.
Оклендер
В. Окна в мир ребенка. М.: Класс, 2000 (Библиотека
психологии и психотерапии) Вып. 20. 337 с.
Осипова
А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие
для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2008. 512
с.
Перешенко,
Н.В., Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник:
Профилактика и коррекция отклонений.
М.: ТЦ Сфера, 2006. 192 с.
Пикина А. Коррекция агрессивного
поведения у детей // Персональный сайт
Пикиной Анастасии. 2011. 1 марта [Электронный
ресурс]. http://socpedagoganastasiya.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html
(дата обращения: 09,03,2013).
Плеханов
В.Ю. Коррекция агрессивного поведения
// Социальная сеть работников образования. 25.03.2011. http://nsportal.ru/blog/6375 (дата обращения
10.03.2013).
Поршнев
А.Г. Управление организацией. Энциклопедический
словарь. Изд.: Инфа., М. 2009. с. 822.
Практикум
по психологическим играм с детьми и подростками
/ Под редакцией М.Р. Битяновой. СПб, Питер,
2005. 304с.
Прутченков
А.С. Тренинг личностного роста: метод
разработки занятий социально-психологического
тренинга. М.: Генезис, 1993. 65 с.
Прутченков
А.С. Школа жизни. Методические разработки
социально-психологических тренингов.
М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое
общество России, 2000. 155 с.
Психология
/ Под ред. Дружинина В.Н. 2-е изд. СПб.: ПИТЕР,
2006. 656 с.
Психология
развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера.
М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
Психологический
словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова.
3-е изд., М.: Прайм-Еврознак, 2002. 633 с.
Психологический
словарь / Под ред. В.В. Юрчук. Минск: Элайда,
2000. 704 с.
Психологический
словарь / Под общей науч. ред. П. С. Гуревича.
М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование,
2007. 800 с.
Психологический
тренинг в группе: Игры и упражнения. /
Авт. – сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова.
М.: Институт Психотерапии, 2005. 142 с.
Психология
человеческой агрессивности: Хрестоматия
/ Сост. К.В. Сельчонок.
Минск.: изд. Харвест АСТ 1999. 752 с.
Социальная
психология агрессии / Б. Крэйхи. СПб.: Питер,
2003. 336 с.: ил.
Райзберг
Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.
Современный экономический словарь. 5-е
изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
495 с.
Ратинова
Н.А. Тест руки Э. Вагнера // Практикум по
психодиагностике. Конкретные психодиагностические
методики. М., 1989. 159 с.
Реан
А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия
структуры агрессивности у подростков
// Актуальные проблемы деятельности практических
психологов. 1999. №3. С.6-7.
Российская
педагогическая энциклопедия: в 2-х томах.
/ Под ред. Горькин А.П. М.: науч. изд. «Большая
российская энциклопедия», 1999. Т.2. 861 с.
Саляхова,
А. И. Такой вот подростковый возраст //
Издательский дом «Первое сентября». Оргкомитет
«Открытый урок». Выступление педагога-психолога
на совещании учебный год 2006-2007 учебный
год. http://festival.1september.ru/articles/410375/ (Дата
обращения:02.03.2013).
Саратова
Л. М. Психолого-педагогические особенности
подростков с особыми образовательными
потребностями [Текст] / Л. М. Саратова //
Молодой ученый. 2011. №11. Т.2. С. 102-104.
Семенюк
Л. М. Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции.
Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный
институт: Флинта, 1998. 176 с.
Словарь
практического психолога / Сост. С. Ю. Головин.
Минск: Харвест, 1998. 800 с.
Смирнова
Т.П. Психологическая коррекция агрессивного
поведения детей. Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
432 с .
Тест
руки (Hand Test) / Елисеев О.П. Практикум по
психологии личности. СПб., 2003. 468 с.
Фопель
К. Как научить детей сотрудничать? Психологические
игры и упражнения: Практическое пособие
для педагогов и школьных психологов.
В 4-х томах. Т. 2. М: Генезис 1998. 160 с.: ил.
Фрейд
А. Теория и практика детского психоанализа.
Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс.
1999. 400 с. (Серия «Психологическая коллекция»).
Фурманов
И.А. Детская агрессивность: психодиагностика
и коррекция. Минск: Ильин В.П., 2002. 192 с
Фурманов
И.А. Психологические основы диагностики
и коррекции нарушений поведения у детей
подросткового и юношеского возраста.
Мн.: НИО, 1997. 198 с.
Шаповаленко,
И.В. Возрастная психология (Психология
развития и возрастная психология). М.:
Гардарики, 2005. 491 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Диагностика
агрессивного поведения подростков 15-16
лет
Диагностика
состояния агрессии с помощью опросника
А. Басса – А. Дарки
Инструкция:
Внимательно прослушайте утверждения.
Утверждения пронумерованы. Если Вы согласны
с утверждением, то поставьте знак «+»
рядом с его номером. Если не согласны
– знак «-».
Текст опросника:
1. Временами
я не могу справиться с желанием
причинить вред другим.
2. Иногда
я сплетничаю о людях, которых
я не люблю.
3. Я легко
раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня
не попросят по-хорошему, я не
выполню просьбы.
5. Я не
всегда получаю то, что мне
положено.
6. Я знаю,
что люди говорят обо мне
за спиной.
7. Если я
не одобряю поведение моих
друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне
случалось обмануть кого-либо, я
испытываю мучительные угрызения
совести.
9. Мне кажется,
что я не способен ударить
человека.
10. Я никогда
не раздражаюсь настолько, чтобы
кидаться предметами.
11. Я всегда
снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне
не нравится установленное правило,
мне хочется нарушить его.
13. Другие
умеют почти всегда пользоваться
благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь
настороженно с людьми, которые
относятся ко мне несколько
более хорошо, чем я ожидал.
15. Я часто
бываю не согласен с людьми.
16. Иногда
мне на ум приходят мысли, которых
я стыжусь.
17. Если кто-нибудь
первым ударит меня, не отвечу
ему.
18. Когда
я раздражаюсь, я хлопаю дверью.
19. Я гораздо
более раздражителен, чем кажется.
20. Если кто-то
корчит из себя начальника, я
всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного
огорчает моя судьба.
22. Я думаю,
что многие люди не любят
меня.
23. Я не
могу удержаться от спора, если
люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие
от работы, должны испытывать
чувство вины.
25. Тот, кто
оскорбляет меня или мою семью,
напрашивается на драку.
26. Я не
способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает
ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда
люди строят из себя начальников,
я делаю все, чтобы они не
зазнавались.
29. Почти
каждую неделю я вижу кого-нибудь,
кто мне не нравится.
30. Довольно
многие люди завидуют мне.
31. Я хочу,
чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает
то, что я мало делаю для
своих родителей.
33. Люди, которые
постоянно изводят вас, стоят
того, чтобы их щелкнули по
носу.
34. Я иногда
бываю мрачен от злости.
35. Если ко
мне относятся хуже, чем я того
заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то
выводит меня из себя, я не
обращаю на него внимания.
37. Хотя и
не показываю этого, меня иногда
гложет зависть.
38. Иногда
мне кажется, что надо мной
смеются.
39. Даже когда
я злюсь, я не прибегаю к
сильным "выражениям".
40. Мне хочется,
чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко
даю сдачи, даже если кто-нибудь
ударит меня.
42. Когда
получается не по-моему, я иногда
обижаюсь.
43. Иногда
люди раздражают меня одним
своим присутствием.
44. Нет людей,
которых я бы по-настоящему
ненавидел.
45. Мой принцип:
"Никогда не доверять чужакам".
46. Если кто-нибудь
раздражает меня, я готов сказать
все, что я о нем думаю.
47. Я делаю
много такого, о чем впоследствии
сожалею.
48. Если я
разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства
я никогда не проявлял вспышек
гнева.
50. Я часто
чувствую себя как пороховая
бочка, готовая взорваться.
51. Если бы
все знали, что я чувствую, меня
бы считали человеком, с которым
не легко ладить.
52. Я всегда
думаю о том, какие тайные причины
заставляют людей делать что-нибудь
приятное для меня.
53. Когда
на меня кричат, я начинаю кричать
в ответ
54. Неудачи
огорчают меня.
55. Я дерусь
не реже, чем другие.
56. Я могу
вспомнить случаи, когда я был
настолько зол, что хватал попадающуюся
мне под руки вещь и ломал
ее.
57. Иногда
я чувствую, что готов первым
начать драку.
58. Иногда
я чувствую, что жизнь поступает
со мной несправедливо
59. Раньше
я думал, что большинство людей
говорят правду, но теперь я
в это не верю.
60. Я ругаюсь
только со злости.
61. Когда
я поступаю несправедливо, меня
мучает совесть.
62. Если для
защиты своих прав мне надо
применить физическую силу, я
применяю ее.
63. Иногда
я выражаю свой гнев тем, что
стучу кулаком по столу.
64. Я бываю
грубоват по отношению к людям,
которые мне не нравятся.
65. У меня
отсутствуют врачи, которые хотели
бы мне навредить.
66. Я не
умею поставить человека на
место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто
думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю
людей, которые способны довести
до драки.
69. Я не
огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко
приходит в голову, что люди
пытаются разозлить или оскорбить
меня.
71. Я часто
просто угрожаю людям, хотя и
не собираюсь приводить угрозы
в исполнение.
72. В последнее
время я стал занудой.
73. В споре
я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь
обычно скрывать плохое отношение
к людям.
75. Я лучше
с кем-либо соглашусь, чем стану
спорить.
Тест А. Ассингера
(оценка агрессивности в отношениях)