Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет. Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.
Содержание
Введение………………………………………...…………………....………… 3 Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема 1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5 1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11 1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19 Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет 2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32 2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42 Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения 3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50 3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55 3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67 Заключение.………………………………………………….………………… 73 Библиографический список.…………
По шестой шкале обидчивость
два человека (40%) остались склоны к высокому
уровню обидчивости, при этом считывается
тенденция к снижению данного уровня обиды.
Три подростка имеют уровень по шкале
обидчивости в норме.
Седьмая и восьмая шкалы подозрительность
и чувство вины, соответственно, имеют
100% выраженность на оптимальном уровне.
То есть у испытуемых после формирующего
эксперимента подозрительность и чувство
вины нормализовались.
Результаты по тесту А. Ассингера
(оценка агрессивности в отношениях) тоже
показали значительные изменения после
проведенной психолого-педагогической
коррекционной программы.
Результаты методики приведены
в рисунке 7 (см. Приложение 4, таблица 8).
Рисунок 7 - Результаты исследования по
диагностики оценки агрессивности в отношениях
(А. Ассингер)
На рисунке 7 изображена диаграмма
показателей уровня оценки агрессивности
в отношениях, которая характерна для
опрошенных респондентов.
По результатам исследования
уровня оценки агрессивности в отношениях,
можно судить о том, что агрессивное отношение
к другим нормализовалось у всех испытуемых,
т.е. 100% оптимальный уровень. Как было проверено
в констатирующем эксперименте только
у одного человека опрошенного преобладала
излишняя агрессия, то после формирующего
эксперимента было заметное снижения
уровня агрессии в отношении других людей.
То у оставшихся 4 респондентов уровень
агрессии в отношении остался на том же
уровне, что до формирующего эксперимента,
но проявились некоторые незначительные
изменения в результатах.
Из приведенного выше анализа
формирующего эксперимента был выведен
вывод, что агрессия уменьшилась. Так графически
показано на рисунке 8.
Рисунок 8 – Сравнительные данные констатирующего
и формирующего экспериментов
Как видно на диаграмме рисунка
8, графически изображено изменения агрессивного
поведения подростков 15-16 лет на базе 11
«А» класса. Данная диаграмма показывает,
что у пяти респондентов, которые прошли
психолого-педагогическую коррекцию,
произошли качественные изменения. Первая
шкала - это индекс враждебности – показывает,
что данным опрошенным было свойственно
проявлять не приязнь к другим и не желанием
строить конструктивные взаимоотношения,
эти подростки видели в других потенциального
врага. Но стоить отметить, что после проведения
психолого-педагогической коррекционной
программы индекс враждебности уменьшил
свои показания, что можно судить о том,
что эти дети через формирования социально-приемлемого
поведения смогли переоценить свои взгляды
и теперь стараются себя контролировать
и строить конструктивные отношения как
со сверстниками, так и с взрослыми.
Во второй шкале, индекса агрессивности.
Следует отметить, что для данных респондентов
агрессивность это черта личности, что
достаточно стало сложнее работать с данными
детьми, но, не смотря на это, дети смогли
увидеть в себе положительные личностные
качества, что привело к конструктивному
разрешению своих проблем. Испытуемые
смогли контролировать себя, и свое агрессивное
повеление.
По последней, третьей, шкале,
уровня агрессии в отношения, у одного
респондента снизился уровень агрессии,
но в то же время у другого подростка, в
констатирующем эксперименте обладал
адекватным количеством баллов, то в формирующем
его количество баллов увеличилось, что
можно судить о том, что респондент лучше
себя начал понимать и защищать свою точку
зрения в более уверено, чем это было до
психолого-педагогической коррекции.
Последняя, шестая методика
- тест «Руки» Э. Вагнера. Этот тест направлен
на выявление агрессивности.
По результатом исследования,
результаты опрошенных Ап (агрессивное
поведение) не превышает 1 (единицы).
Таким образом, по всем трем
методика было выявлено, что после психолого-педагогической
коррекции агрессивное поведение подростков
15-16 лет ярко выраженное снижения агрессии
до оптимального уровня.
По результатам констатирующего
и формирующего экспериментов была проведена
математическая обработка результатов
по критерию Т. Вилкоксона для определения
оценки различия между двумя выборками
- это результаты констатирующего и формирующего
экспериментов.
Расчеты по критерию Т. Вилкоксона
представлены в Приложении 4.
1. Можно ли утверждать,
что значения, полученные в результате
проведения методики теста «Диагностика
состояния агрессии» (А. Басса -
А. Дарки) индекса враждебности в констатирующем
эксперименте и результаты методики теста
«Диагностика состояния агрессии» (А.
Басса – А. Дарки) индекса враждебности
в формирующем эксперименте будет сдвиг
в сторону уменьшения?
Сформулируем гипотезы:
: Сдвиг в сторону уменьшения балла индекса
враждебности не превышает интенсивность
сдвигов в строну ее увеличения.
: Сдвиг в сторону уменьшения балла индекса
враждебности превышает интенсивность
сдвигов в строну ее увеличения.
Производим все необходимые
расчеты в таблице (см. Приложение 4, Таблица
10).
В первой колонке, слева, представлены
значения по показателям индекса враждебности,
полученных в констатирующем эксперименте
(до), в следующей колонке слева представлены
значения по индексу враждебности полученных
в формирующем эксперименте (после); в
следующем столбце – их разность, значения
«после» отнять значения «до». Далее следует
колонка абсолютной разности. И в последнем
столбце ранги.
Ранжирование проходило по
правилу:
1. Составляем список
испытуемых в порядке алфавита.
2. Вычисляем разность
значений «после» - «до». Определяем,
что будет «типичным» и «не
типичным» сдвигом. В данном случае
типичный сдвиг является отрицательное
значение, так как балл индекса
враждебности «Диагностика состояния
агрессии» (А. Басса – А. Дарки) сдвинулся
в сторону уменьшения. Таким образом,
«не типичных» сдвигов нет, так
как нет редкого знака.
3. Переводим разность
в абсолютные величины.
4. Проранжируем абсолютные
величины разностей, где меньшему
числу начисляем меньший ранг.
Проверить совпадение полученной
суммы рангов с расчетной.
5. Отмечаем «не типичные»
сдвиги. Так как их нет, то их
сама равна 0 (ноль):
Т=å;
Т=0;
Где – ранговое значение сдвигов
с более редким знаком.
7. Определить значение
критерия Т. Вилкоксона по таблице
значений.
По таблице определяем критические
значения:
=
6. Строится «Ось значимости».
-
0
Рисунок 9 – Ось значимости
= 0
=
Ответ: применяется. Значения,
полученные в результате проведения методики
теста «Диагностика состояния агрессии»
(А. Басса - А. Дарки) индекса враждебности
в констатирующем эксперименте и результаты
методики теста «Диагностика состояния
агрессии» (А. Басса – А. Дарки) индекса
враждебности в формирующем эксперименте,
изменяются сдвигом в типичном направлении
в область значимых значений.
2. Можно ли утверждать, что
значения, полученные в результате проведения
методики теста «Диагностика состояния
агрессии» (А. Басса –
А. Дарки) индекса агрессии в констатирующем
эксперименте и результаты методики теста
«Диагностика состояния агрессии» (А.
Басса – А. Дарки) индекса агрессии в формирующем
эксперименте будет сдвиг в сторону уменьшения?
Сформулируем гипотезы:
: Сдвиг в сторону уменьшения балла индекса
агрессии не превышает интенсивность
сдвигов в строну ее увеличения.
: Сдвиг в сторону уменьшения балла индекса
агрессии превышает интенсивность сдвигов
в строну ее увеличения.
Производим все необходимые
расчеты в таблице (см. Приложение 4, Таблица
11).
В первой колонке, слева, представлены
значения по показателям индекса враждебности,
полученных в констатирующем эксперименте
(до), в следующей колонке слева представлены
значения по индексу враждебности полученных
в формирующем эксперименте (после); в
следующем столбце – их разность, значения
«после» отнять значения «до». Далее следует
колонка абсолютной разности и в последнем
столбце ранги.
Ранжирование проходило по
правилу:
1. Составляем список
испытуемых в порядке алфавита.
2. Вычисляем разность
значений «после» - «до». Определяем,
что будет «типичным» сдвигом.
В данном случае типичный сдвиг
является отрицательное значение,
так как балл индекса агрессии
«Диагностика состояния агрессии»
(А. Басса – А. Дарки) сдвинулся в сторону
уменьшения.
3. Переводим разность
в абсолютные величины.
4. Проранжируем абсолютные
величины разностей, где меньшему
числу начисляем меньший ранг.
Проверить совпадение полученной
суммы рангов с расчетной.
5. Отмечаем «не типичные»
сдвиги. Так как их нет, то их
сама равна 0 (ноль):
Т=å;
Т=0;
Где – ранговое значение сдвигов
с более редким знаком.
7. Определить значение
критерия Т. Вилкоксона по таблице
значений.
По таблице определяем критические
значения:
=
6. Строится «Ось значимости».
-
0
Рисунок 10 – Ось значимости
= 0
=
Ответ: применяется. Значения,
полученные в результате проведения методики
теста «Диагностика состояния агрессии»
(А. Басса – А. Дарки) индекса враждебности
в констатирующем эксперименте и результаты
методики теста «Диагностика состояния
агрессии» (А. Басса – А. Дарки) индекса
враждебности в формирующем эксперименте,
изменяются сдвигом в типичном направлении
в область значимых значений.
3. Можно ли утверждать, что
значения, полученные в результате проведения
методики теста «Оценки агрессивности
в отношениях» (А. Ассингер) уровня агрессии
в констатирующем эксперименте и результаты
методики теста «Оценки агрессивности
в отношениях» (А. Ассингер) уровня агрессии
в формирующем эксперименте будет сдвиг
в сторону уменьшения?
Сформулируем гипотезы:
: Сдвиг в сторону уменьшения уровня оценки
агрессии в отношении (А.
Ассингер) не превышает интенсивность
сдвигов в строну ее увеличения.
: Сдвиг в сторону уменьшения уровня оценки
агрессии в отношении (А. Ассингер)
превышает интенсивность сдвигов в строну
ее увеличения.
Производим все необходимые
расчеты в таблице (см. Приложение 4, Таблица
12).
В первой колонке, слева, представлены
значения по показателям индекса враждебности,
полученных в констатирующем эксперименте
(до), в следующей колонке слева представлены
значения по индексу враждебности полученных
в формирующем эксперименте (после); в
следующем столбце – их разность, значения
«после» отнять значения «до». Далее следует
колонка абсолютной разности. И в последнем
столбце ранги.
Ранжирование проходило по
правилу:
1. Составляем список
испытуемых в порядке алфавита.
2. Вычисляем разность
значений «после» - «до». Определяем,
что будет «типичным» сдвигом.
В данном случае типичный сдвиг
является отрицательное значение,
так как уровень оценки агрессии
в отношении (А. Ассингер) сдвинулся
в сторону уменьшения.
3. Переводим разность
в абсолютные величины.
4. Проранжируем абсолютные
величины разностей, где меньшему
числу начисляем меньший ранг.
Проверить совпадение полученной
суммы рангов с расчетной.
5. Отмечаем «не типичные»
сдвиги. «Не типичный» сдвиг относится
к положительному значению 9, а
ранг равен 5, таким образом:
Т=å;
Т=5;
Где – ранговое значение сдвигов
с более редким знаком.
6. Определить значение
критерия Т. Вилкоксона по таблице
значений.
По таблице определяем критические
значения:
=
7. Строится «Ось значимости».
-
0 5
Рисунок 11 – Ось значимости
= 0
>
Ответ: применяется. Значения,
полученные в результате проведения методики
теста «Диагностика состояния агрессии»
(А. Басса – А. Дарки) индекса агрессии
в констатирующем эксперименте и результаты
методики теста «Диагностика состояния
агрессии» (А. Басса – А. Дарки) индекса
агрессии в формирующем эксперименте,
изменяются сдвигом в типичном направлении
в область значимых значений.
Таким образом, наша гипотеза
подтвердилась, уровень агрессивного
поведения подростка изменилась, в сторону
его уменьшения в оцени уровня, при проведении
психолого-педагогической коррекционной
программы.
3.3. Рекомендации родителям
и педагогам по коррекции агрессивного
поведения подростков
Анализ причин отклонений
в личностном развитии и поведении позволяет
конкретнее наметить приёмы воспитательной
работы с целью коррекции агрессивного
поведения подростков. В результате проведенного
эмпирического исследования были выработаны
рекомендации по коррекции агрессивного
поведения подростков 15-16 лет.
Коррекция агрессии подростков направлена
на перевод ее в социально приемлемые
формы. На начальных этапах не показаны
групповые формы, более эффективна индивидуальная
работа.
С самого начала, параллельно,
необходимо начинать работу с
семьёй. Иногда родители опасаются, что
сиюминутная агрессия предпринимаемые
ребенком разрушительные действия приведут
к развитию, усилению агрессивности. Надо
объяснить им, что, напротив, разрядка
агрессии снижает уровень ее напряженности.
После такой разрядки полезны успокаивающие
занятия, вроде игр с песком, водой и/или
релаксация. И лишь после того как непосредственный
агрессивный импульс отработан, возможны
совместные занятия, в которых разрушительные
порывы ребенка можно переадресовать
с партнера на внешние препятствия на
пути к общей цели.
Особое место в коррекционной
работе следует уделять формированию
круга интересов подростка также на основе
особенностей его характера и способностей.
Необходимо стремиться к максимальному
сокращению периода свободного времени
подростка – "времени праздного существования
и безделья" за счёт привлечения к положительно
формирующим личность занятиям: чтение,
самообразование, занятие музыкой, спортом,
своим хобби и т.д.