Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.

Содержание

Введение………………………………………...…………………....………… 3
Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема
1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19
Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет
2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32
2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55
3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67
Заключение.………………………………………………….………………… 73
Библиографический список.…………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 323.93 Кб (Скачать файл)

По шестой шкале обидчивость два человека (40%) остались склоны к высокому уровню обидчивости, при этом считывается тенденция к снижению данного уровня обиды. Три подростка имеют уровень по шкале обидчивости в норме.

Седьмая и восьмая шкалы подозрительность и чувство вины, соответственно, имеют 100% выраженность на оптимальном уровне. То есть у испытуемых после формирующего эксперимента подозрительность и чувство вины нормализовались.

Результаты по тесту А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) тоже показали значительные изменения после проведенной психолого-педагогической коррекционной программы.

Результаты методики приведены в рисунке 7 (см. Приложение 4, таблица 8).

 

Рисунок 7 - Результаты исследования по диагностики оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер)

 

На рисунке 7 изображена диаграмма показателей уровня оценки агрессивности в отношениях, которая характерна для опрошенных респондентов.

По результатам исследования уровня оценки агрессивности в отношениях, можно судить о том, что агрессивное отношение к другим нормализовалось у всех испытуемых, т.е. 100% оптимальный уровень. Как было проверено в констатирующем эксперименте только у одного человека опрошенного преобладала излишняя агрессия, то после формирующего эксперимента было заметное снижения уровня агрессии в отношении других людей. То у оставшихся 4 респондентов уровень агрессии в отношении остался на том же уровне, что до формирующего эксперимента, но проявились некоторые незначительные изменения в результатах.

Из приведенного выше анализа формирующего эксперимента был выведен вывод, что агрессия уменьшилась. Так графически показано на рисунке 8.

Рисунок 8 – Сравнительные данные констатирующего и формирующего экспериментов

 

Как видно на диаграмме рисунка 8, графически изображено изменения агрессивного поведения подростков 15-16 лет на базе 11 «А» класса. Данная диаграмма показывает, что у пяти респондентов, которые прошли психолого-педагогическую коррекцию, произошли качественные изменения. Первая шкала - это индекс враждебности – показывает, что данным опрошенным было свойственно проявлять не приязнь к другим и не желанием строить конструктивные взаимоотношения, эти подростки видели в других потенциального врага. Но стоить отметить, что после проведения психолого-педагогической коррекционной программы индекс враждебности уменьшил свои показания, что можно судить о том, что эти дети через формирования социально-приемлемого поведения смогли переоценить свои взгляды и теперь стараются себя контролировать и строить конструктивные отношения как со сверстниками, так и с взрослыми.

Во второй шкале, индекса агрессивности. Следует отметить, что для данных респондентов агрессивность это черта личности, что достаточно стало сложнее работать с данными детьми, но, не смотря на это, дети смогли увидеть в себе положительные личностные качества, что привело к конструктивному разрешению своих проблем. Испытуемые смогли контролировать себя, и свое агрессивное повеление.

По последней, третьей, шкале, уровня агрессии в отношения, у одного респондента снизился уровень агрессии, но в то же время у другого подростка, в констатирующем эксперименте обладал адекватным количеством баллов, то в формирующем его количество баллов увеличилось, что можно судить о том, что респондент лучше себя начал понимать и защищать свою точку зрения в более уверено, чем это было до психолого-педагогической коррекции.

Последняя, шестая методика - тест «Руки» Э. Вагнера. Этот тест направлен на выявление агрессивности.

По результатом исследования, результаты опрошенных Ап (агрессивное поведение) не превышает 1 (единицы).

Таким образом, по всем трем методика было выявлено, что после психолого-педагогической коррекции агрессивное поведение подростков 15-16 лет ярко выраженное снижения агрессии до оптимального уровня.

По результатам констатирующего и формирующего экспериментов была проведена математическая обработка результатов по критерию Т. Вилкоксона для определения оценки различия между двумя выборками - это результаты констатирующего и формирующего экспериментов.

Расчеты по критерию Т. Вилкоксона представлены в Приложении 4.

1. Можно ли утверждать, что значения, полученные в результате  проведения методики теста «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса -            А. Дарки) индекса враждебности в констатирующем эксперименте и результаты методики теста «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса – А. Дарки) индекса враждебности в формирующем эксперименте будет сдвиг в сторону уменьшения?

Сформулируем гипотезы:

: Сдвиг в сторону уменьшения балла индекса враждебности не превышает интенсивность сдвигов в строну ее увеличения.

: Сдвиг в сторону уменьшения балла индекса враждебности превышает интенсивность сдвигов в строну ее увеличения.

Производим все необходимые расчеты в таблице (см. Приложение 4, Таблица 10).

В первой колонке, слева, представлены значения по показателям индекса враждебности, полученных в констатирующем эксперименте (до), в следующей колонке слева представлены значения по индексу враждебности полученных в формирующем эксперименте (после); в следующем столбце – их разность, значения «после» отнять значения «до». Далее следует колонка абсолютной разности. И в последнем столбце ранги.

Ранжирование проходило по правилу:

1. Составляем список  испытуемых в порядке алфавита.

2. Вычисляем разность  значений «после» - «до». Определяем, что будет «типичным» и «не  типичным» сдвигом. В данном случае  типичный сдвиг является отрицательное  значение, так как балл индекса  враждебности «Диагностика состояния  агрессии» (А. Басса – А. Дарки) сдвинулся  в сторону уменьшения. Таким образом, «не типичных» сдвигов нет, так  как нет редкого знака.

3. Переводим разность  в абсолютные величины.

4. Проранжируем абсолютные  величины разностей, где меньшему  числу начисляем меньший ранг. Проверить совпадение полученной  суммы рангов с расчетной.

5. Отмечаем «не типичные»  сдвиги. Так как их нет, то их  сама равна 0 (ноль):

Т=å;

Т=0;

Где – ранговое значение сдвигов с более редким знаком.

7. Определить значение  критерия Т. Вилкоксона по таблице  значений.

По таблице определяем критические значения:

6. Строится «Ось значимости».


 


                                                    -                        0                

Рисунок 9 – Ось значимости

= 0

=

Ответ: применяется. Значения, полученные в результате проведения методики теста «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса - А. Дарки) индекса враждебности в констатирующем эксперименте и результаты методики теста «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса – А. Дарки) индекса враждебности в формирующем эксперименте, изменяются сдвигом в типичном направлении в область значимых значений.

2. Можно ли утверждать, что значения, полученные в результате проведения методики теста «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса –            А. Дарки) индекса агрессии в констатирующем эксперименте и результаты методики теста «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса – А. Дарки) индекса агрессии в формирующем эксперименте будет сдвиг в сторону уменьшения?

Сформулируем гипотезы:

: Сдвиг в сторону уменьшения балла индекса агрессии не превышает интенсивность сдвигов в строну ее увеличения.

: Сдвиг в сторону уменьшения балла индекса агрессии превышает интенсивность сдвигов в строну ее увеличения.

Производим все необходимые расчеты в таблице (см. Приложение 4, Таблица 11).

В первой колонке, слева, представлены значения по показателям индекса враждебности, полученных в констатирующем эксперименте (до), в следующей колонке слева представлены значения по индексу враждебности полученных в формирующем эксперименте (после); в следующем столбце – их разность, значения «после» отнять значения «до». Далее следует колонка абсолютной разности и в последнем столбце ранги.

Ранжирование проходило по правилу:

1. Составляем список  испытуемых в порядке алфавита.

2. Вычисляем разность  значений «после» - «до». Определяем, что будет «типичным» сдвигом. В данном случае типичный сдвиг  является отрицательное значение, так как балл индекса агрессии  «Диагностика состояния агрессии»       (А. Басса – А. Дарки) сдвинулся в сторону уменьшения.

3. Переводим разность  в абсолютные величины.

4. Проранжируем абсолютные  величины разностей, где меньшему  числу начисляем меньший ранг. Проверить совпадение полученной  суммы рангов с расчетной.

5. Отмечаем «не типичные»  сдвиги. Так как их нет, то их  сама равна 0 (ноль):

Т=å;

Т=0;

Где – ранговое значение сдвигов с более редким знаком.

7. Определить значение  критерия Т. Вилкоксона по таблице  значений.

По таблице определяем критические значения:

6. Строится «Ось значимости».



                                                    -                        0               

Рисунок 10 – Ось значимости

= 0

=

Ответ: применяется. Значения, полученные в результате проведения методики теста «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса – А. Дарки) индекса враждебности в констатирующем эксперименте и результаты методики теста «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса – А. Дарки) индекса враждебности в формирующем эксперименте, изменяются сдвигом в типичном направлении в область значимых значений.

3. Можно ли утверждать, что значения, полученные в результате проведения методики теста «Оценки агрессивности в отношениях» (А. Ассингер) уровня агрессии в констатирующем эксперименте и результаты методики теста «Оценки агрессивности в отношениях» (А. Ассингер) уровня агрессии в формирующем эксперименте будет сдвиг в сторону уменьшения?

Сформулируем гипотезы:

: Сдвиг в сторону уменьшения уровня оценки агрессии в отношении      (А. Ассингер) не превышает интенсивность сдвигов в строну ее увеличения.

: Сдвиг в сторону уменьшения уровня оценки агрессии в отношении     (А. Ассингер) превышает интенсивность сдвигов в строну ее увеличения.

Производим все необходимые расчеты в таблице (см. Приложение 4, Таблица 12).

В первой колонке, слева, представлены значения по показателям индекса враждебности, полученных в констатирующем эксперименте (до), в следующей колонке слева представлены значения по индексу враждебности полученных в формирующем эксперименте (после); в следующем столбце – их разность, значения «после» отнять значения «до». Далее следует колонка абсолютной разности. И в последнем столбце ранги.

Ранжирование проходило по правилу:

1. Составляем список  испытуемых в порядке алфавита.

2. Вычисляем разность  значений «после» - «до». Определяем, что будет «типичным» сдвигом. В данном случае типичный сдвиг  является отрицательное значение, так как уровень оценки агрессии  в отношении (А. Ассингер) сдвинулся  в сторону уменьшения.

3. Переводим разность  в абсолютные величины.

4. Проранжируем абсолютные  величины разностей, где меньшему  числу начисляем меньший ранг. Проверить совпадение полученной  суммы рангов с расчетной.

5. Отмечаем «не типичные»  сдвиги. «Не типичный» сдвиг относится  к положительному значению 9, а  ранг равен 5, таким образом:

Т=å;

Т=5;

Где – ранговое значение сдвигов с более редким знаком.

6. Определить значение  критерия Т. Вилкоксона по таблице  значений.

По таблице определяем критические значения:

7. Строится «Ось значимости».


 


                                                    -                        0       5     

Рисунок 11 – Ось значимости

= 0

>

Ответ: применяется. Значения, полученные в результате проведения методики теста «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса – А. Дарки) индекса агрессии в констатирующем эксперименте и результаты методики теста «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса – А. Дарки) индекса агрессии в формирующем эксперименте, изменяются сдвигом в типичном направлении в область значимых значений.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, уровень агрессивного поведения подростка изменилась, в сторону его уменьшения в оцени уровня, при проведении психолого-педагогической  коррекционной программы.

 

3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков

Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков. В результате проведенного эмпирического исследования были выработаны рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

Коррекция агрессии подростков направлена на перевод ее в социально приемлемые формы. На начальных этапах не показаны групповые формы, более эффективна индивидуальная работа.

 С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с  семьёй. Иногда родители опасаются, что сиюминутная агрессия предпринимаемые ребенком разрушительные действия приведут к развитию, усилению агрессивности. Надо объяснить им, что, напротив, разрядка агрессии снижает уровень ее напряженности. После такой разрядки полезны успокаивающие занятия, вроде игр с песком, водой и/или релаксация. И лишь после того как непосредственный агрессивный импульс отработан, возможны совместные занятия, в которых разрушительные порывы ребенка можно переадресовать с партнера на внешние препятствия на пути к общей цели.

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, своим хобби и т.д.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет