Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:12, курсовая работа
Цель работы. Данная работа нацелена на определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующих задачи:
а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы;
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
в) определение методов изучения трудностей;
г) определение направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи ребенку;
Введение
Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников
1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
1.3 Причины школьной неуспеваемости
а) Классификация причин школьной неуспеваемости
б) Психологические причины неуспеваемости
- познавательная сфера
- эмоционально-волевая сфера
- мотивационно-волевая сфера
в) Физиологические причины неуспеваемости
- леворукость
- астенический синдром
- синдром психического инфантилизма
- психоорганический синдром
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью
г) Социальные причины неуспеваемости
- социальная сфера
- методика преподавания
- готовность к школе
- одарённость
- эмоциональное выгорание учителя
Глава II. Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника
2.1 Предупреждение нежелания учиться
2.2 Ранняя профилактика и коррекция социально и педагогически запущенных учащихся
2.3 Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми
2.4 Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
2.5 Помощь семьи неуспевающему ребенку
Глава III. Опытно-экспериментальная часть
3.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
3.2 Формирующий эксперимент.
3.3Коррекционно-развивающая работа
3.4 Констатирующий эксперимент.
Контрольно-проверочный этап
Заключение
Библиография
И еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех! Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации. Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды!
Вывод: Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу; у детей может быть любимый учитель или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как, на своего рода, тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и учение в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается, в первую очередь, на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход – учителя и дети могут учиться лучше, понимать друг друга, видеть в реалистичном свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия: отсутствие существенных недостатков умственного развития; достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня; материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека; мастерство учителей работающих с ребенком в школе.
Глава III . Опытно-экспериментальная часть
Опытно-экспериментальная работа по проблеме школьной неуспеваемости проводилась на базе МОУ Гимназии №1, с подгруппой детей 4 «В» класса в составе 10 человек:
1. Бещетникова Диана (10 лет).
2. Голодникова Кристина (10 лет).
3. Давыдов Александр (11 лет).
4. Докунина Дарья (10 лет).
5. Леханова Юлия (11 лет).
6. Романенко Анастасия (10 лет).
7. Серенков Евгений (11 лет).
8. Сизо Белла (10 лет).
9. Черкасова София (10 лет).
10. Шаманская Франческа (10 лет).
Эксперимент проводился, включая три основных этапа.
3.1 Констатирующий этап. Диагностика
Цель:
а) определение уровня сформированности мотивационной, эмоционально-волевой и познавательной сфер учащихся;
б) выявление объёма знаний, умений по предметам: русский язык, математика, английский язык;
в) определение уровня готовности учащихся к обучению;
г) выявление психологического климата в коллективе;
д) определение положения ребёнка в школе, взаимоотношений в семье;
е) определение причин, вызывающих трудности в учении у проблемных учеников.
Психодиагностической оценке в рамках данной диагностики подлежат:
1. Общая ориентация детей в окружающем мире.
2. Отношение ребёнка к отношению в школе.
3. Внимание.
4. Память.
5. Мышление.
1. Речь.
2. Мотивация достижения успехов.
3. Личностные качества.
4. Межличностные отношения.
Для реализации данных целей использовались:
Методы исследования:
- наблюдение:
- анкетирование;
- тестирование;
- беседа.
Диагностические методики:
1. Методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания».
2. Методика «Определение
объёма кратковременной
3. Методика «Оценка объёма
кратковременной слуховой
4. Методика «Диагностика опосредованной памяти».
5. Методика «Определений
понятий, выяснение причин, выявление
сходства и различий в
6. Задание на определение
сформированности мотивов
7. Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе (Лускалова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993).
8. Задания на проверку
знаний учащихся
9. Тест «Как ты делаешь уроки?»
10. Методика «Отношение детей к обучению в школе».
11. Методика «ТЯПА».
12. Тест школьной тревожности Филлипса.
13. Социометрическая методика.
14. Анкеты для родителей.
15. Рисуночный тест «Семья».
Так же были проведены:
· беседы с учителями (по русскому языку, математике);
· беседы с родителями;
· наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности;
· анализ письменных работ;
· анализ журнала успеваемости.
Анализ письменных работ
Цель: определить уровень ЗУНов учащихся на данном этапе по предметам: русский язык, математика, английский язык.
В анализ письменных работ входила проверка работ учащихся по 3 предметам: русскому языку, математике, английскому языку.
При анализе письменных работ учитывалось:
- грамотность, правильность
выполнения дополнительных
- правильность выполнения заданий по математике;
- знание лексики и грамматики английского языка;
- аккуратность/неаккуратность выполненных заданий.
По данным анализа письменных работ мы составили сводные таблицы по каждому предмету (Приложение).
В итоге мы получили данные, что достаточно высокий уровень знаний по трём предметам и стабильно хорошие работы имеют следующие учащиеся: Бещетникова Диана, Давыдов Саша, Докунина Дарья, Леханова Юлия, Серенков Евгений, Сизо Белла.
Такие учащиеся, как Голодникова Кристина, Романенко Анастасия и Черкасова София имеют хорошие результаты по итогам работы, но уровень знаний по предметам немного ниже учащихся I группы.
Заметно отличаются работы Шаманской Франчески. У этого ребёнка – низкий уровень знаний по математике и английскому языку.
Рекомендации: в течение периода коррекционной работы с Франческой Ш. следует проводить индивидуальный занятия, разрабатывать облегчённый вариант проверочных работ, давать больше времени на письменные задания.
Методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания»
Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции:
«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».
Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец просмотренных ребёнком за каждую минуту работы и за все 5 минут, течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных в процессе работы на каждой минуте с первую по пятую, и в целом за все пять минут.
Продуктивность и устойчивость внимания ребёнка определяется по формуле:
S = (0,5 N – 2,8 n) : 60,
где: S— показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N — количество колец, просмотренных
ребенком за минуту (если с
помощью этой формулы
n — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей Sи один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.
Далее строится график работы ребёнка над заданием. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов - показатель S у ребёнка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.
4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балла - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,20 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов - все точки графика не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов - все точки графика
расположены в двух зонах
6-7 баллов - все точки графика расположены в трёх зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырёх разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.
3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
| |
|
|
1,25
|
1,00
|
0,75
|
0,50
|
0,25
|
0,00
0,5 1,0 1,5 2,0 2,5
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
1. Кривая, изображённая с помощью линии ____.___.____.
Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.
2. Кривая, представленная линией типа …………..
Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.
3. Кривая, изображаемая посредством линии типа ___ ___ ___.
Представляет собой график среднепродутивного и среднеустойчивого внимания.
4. Кривая, изображённая с помощью лини ___________ .
Является графиком непродуктивного, но неустойчивого внимания.
5. Кривая, изображенная линией ____ _____ ____ .
Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
Выводы об уровне развития
10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания, очень высокая.
8-9 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания низкая.
Информация о работе Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника