Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Данная работа нацелена на определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующих задачи:
а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы;
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
в) определение методов изучения трудностей;
г) определение направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи ребенку;

Содержание

Введение
Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников
1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
1.3 Причины школьной неуспеваемости
а) Классификация причин школьной неуспеваемости
б) Психологические причины неуспеваемости
- познавательная сфера
- эмоционально-волевая сфера
- мотивационно-волевая сфера
в) Физиологические причины неуспеваемости
- леворукость
- астенический синдром
- синдром психического инфантилизма
- психоорганический синдром
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью
г) Социальные причины неуспеваемости
- социальная сфера
- методика преподавания
- готовность к школе
- одарённость
- эмоциональное выгорание учителя
Глава II. Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника
2.1 Предупреждение нежелания учиться
2.2 Ранняя профилактика и коррекция социально и педагогически запущенных учащихся
2.3 Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми
2.4 Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
2.5 Помощь семьи неуспевающему ребенку
Глава III. Опытно-экспериментальная часть
3.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
3.2 Формирующий эксперимент.
3.3Коррекционно-развивающая работа
3.4 Констатирующий эксперимент.
Контрольно-проверочный этап
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?

(Правильный ответ —  гвоздь, как правило, гладкий по  поверхности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые.)

15. Что такое футбол, прыжки  в длину и в высоту, теннис, плавание?

(Правильный ответ —  это виды спорта, виды физических  упражнений.)

16. Какие ты знаешь виды  транспорта?

(В правильном по существу  ответе должно быть перечислено, как минимум, два разных вида  транспорта.)

17. Чем отличается старый  человек от молодого?

(Правильный ответ должен  содержать в себе хотя бы  два существенных признака, отличающих старых людей от молодых.)

18. Для чего люди занимаются  физкультурой и спортом?

(Правильные возможные  ответы — для поддержания своего  здоровья; для того, чтобы быть  сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать соревнования.)

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

(Возможные правильные  ответы — потому, что все люди  должны работать, иначе нельзя  будет жить нормально; потому, что  за данного человека вынуждены  будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т. п.)

20. Для чего на письмо  необходимо наклеивать марку?

(Правильный ответ: марка  — это знак уплаты отправителем  стоимости пересылки почтового отправления.)

Обработка результатов

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребёнок получает по 0,5 балла, так как максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

Работы учащихся представлены в Приложении.

Проанализировав работы детей, мы получим следующие результаты:

Критерии оценки: Уровни:

«+» = 0,5 балла 10 баллов - очень высокий

«-» = 0 баллов 8-9 баллов - высокий

«/» = 0,25 баллов (неполный ответ) 4-7баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий

Таблица 5

 

п/п

Ф.и. ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итого

бал

лы

уров

ни

1.

Диана Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

/

+

+

+

+

9,75

высо

кий

2.

Кристина Г.

+

+

+

+

/

+

+

+

+

+

+

/

+

-

+

+

+

+

+

+

9

высо

кий

3.

Саша Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

высо

кий

4.

Дарья Д

+

+

+

+

+

+

+

+

/

+

+

+

+

+

+

/

+

+

+

-

9

высо

кий

5.

Юлия Л.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

очень

высо

кий

6.

Настя Р.

+

+

+

+

/

/

+

+

/

+

+

/

+

-

+

+

+

+

+

+

8,5

высо

кий

7.

Женя С.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

очень

высо

кий

8.

Белла С.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

очень

высо

кий

9.

София Ч.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

очень

высо

кий

10

Франческа Ш.

+

+

+

+

/

+

+

+

/

+

+

/

+

-

+

+

+

+

+

+

9

высо

кий


Задание на определение сформированности мотивов учения

Цель: определить сформированность мотивов учения

На каждого ученика заполняется карточка, где отмечаются следующие моменты (при этом используется следующая шкала: 0, 1, 2; 0 — качество отсутствует, 1 — качество присутствует, 2 — качество ярко выражено).

1. Стремится иметь глубокие  и прочные знания (или хочет  получить хорошую оценку).

2. Понимает опасность накопления  пробелов в знаниях (просто боится  получения низкой оценки, замечания).

3. Относится к требованиям  преподавателя позитивно, старается понять полезность этих требований.

4. Стремится изучать весь  материал (или только наиболее  интересный или просто время  от времени).

5. Имеется тяга к знаниям, познавательный интерес (стремится  разобраться во всем во что  бы то ни стало).

6. Испытывает радость при  преодолении затруднений (или остается  равнодушным).

7. Стремится овладеть новыми  рациональными способами учебной  работы.

8. Осознает способы учебной  деятельности (или работает стихийно).

Все полученные результаты можно обобщить в таблице.

Таблица 6

№ вопросов

Ф.и. ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

Диана Б.

1

2

1

1

1

1

1

1

Кристина Г.

1

2

1

1

2

2

2

1

Саша Д.

2

2

2

2

2

2

2

2

Дарья Д.

1

2

1

1

2

1

1

1

Юлия Л.

2

2

2

2

2

2

2

1

Настя Р.

1

2

1

1

1

1

2

2

Женя С.

2

2

2

2

2

2

2

1

Белла С.

2

2

2

2

2

2

2

2

София Ч.

2

2

2

2

2

2

2

2

Франческа Ш.

0

0

1

0

0

1

0

0


Шкала:

0 - качество отсутствует;

1 - качество присутствует;

2 - качество ярко выражено.

Анализируя данные результаты мы видим, что большинство детей имеет интерес (повышенный) к учению, имеется тяга к знанием, они стремятся познать весь материал. К их числу относятся: Кристина Г., Саша Д., Юлия Л., Женя С., Белла С., София Ч. Ребята, которые стремятся изучить хотя бы не весь, а наиболее интересный материал, испытывают радости при преодолении трудностей, добросовестно относятся к требованиям преподавателей, стараются понять полезность этих требований, – это Диана Б., Дима Д., Настя Р. У одной ученицы Франчески Ш. – отсутствуют практически все качества, по которым можно судить о сформированности мотивов учения.

Рекомендации: на втором этапе эксперимента необходимо направить усилие на повышение уровня мотивов учения у Франчески Ш. (карточки наблюдений за детьми представлены в Приложении), а так же необходимо повысить уровень мотивации всех остальных учащихся.

Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, нейтральный — 1, положительный — 3 балла).

Вопросы анкеты:

1.Тебе нравится в школе или не очень?

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь  в школу или тебе хочется  остаться дома?

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно  приходить всем ученикам, ты бы  пошел в школу или остался  дома?

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5.Ты хотел бы, чтобы  не задавали домашних заданий?

6.Ты хотел бы, чтобы  в школе остались одни предметы?

7.Ты часто рассказываешь  о школе родителям?

8.Ты бы хотел, чтобы  у тебя был менее строгий  учитель?

9.У тебя в классе много друзей?

10.Тебе нравятся твои  одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25 — 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 — 24 балла характерны для средней нормы, 15 — 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 — 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Таблица 7

п/п

Ф.И.Ученика

Количество баллов

Уровень сформированности мотивационной сферы

1.

Диана Б.

19

внешняя мотивация

2.

Кристина Г.

20

средний уровень

3.

Саша Д.

20

средний уровень

4.

Дарья Д

18

внешняя мотивация

5.

Юлия Л.

21

средний уровень

6.

Настя Р.

21

средний уровень

7.

Женя С.

19

внешняя мотивация

8.

Белла С.

19

внешняя мотивация

9.

София Ч.

21

внешняя мотивация

10.

Франческа Ш.

11

низкая мотивация


 

Таким образом, у всех участников эксперимента преобладает внешняя мотивация, а так же средний уровень мотивации, у Франчески Ш. наблюдается низкий уровень развития мотивов учения.

Рекомендации: на втором этапе эксперимента необходимо направить внимание на развитие мотивов учения у всех учащихся.

Задание на проверку умения учащихся самостоятельно работать на занятии

Цель: выявить умение учащихся самостоятельно работать на уроке.

Необходимо пронаблюдать за учащимися на пяти различных занятиях и отметить следующие особенности каждого, пользуясь шкалой: 2 — умение выражено ярко, 1 — умение присутствует, 0 — умение отсутствует.

1. Стремится начать выполнять  только после того, как понял  и «принял» задачу.

2. Выполняет последовательно и аккуратно все операции,

3. Контролирует свои действия  в ходе работы (замечает ошибки).

4. Контролирует свою работу  по результату (или предъявляет  результат, не согласующийся с  тем, что можно ожидать).

5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить об этом, принимая работу).

6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа.

7. Хорошо представляет, что, как и в какой последовательности  собирается выполнять (умеет планировать).

8. Не переделывает работу  заново.

Далее следует усреднить данные всех учащихся и сделать вывод о наличии у учащихся умения самостоятельно работать на занятии.

Пункты 1 — 8 характеризуют умение работать самостоятельно. Это сложное умение состоит из умений планировать деятельность, организовывать ее, корректировать, осуществлять самооценку и самоконтроль. Пункты 1 и 7 — это умение планировать деятельность и т. д.

 

Таблица 8

п/п

Ф.И.Ученика

№ вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Диана Б.

0

2

1

2

2

1

1

0

2.

Кристина Г.

0

1

1

2

2

1

1

0

3.

Саша Д.

2

2

2

1

2

1

1

0

4.

Дарья Д

1

1

2

1

0

1

0

1

5.

Юлия Л.

2

2

2

2

2

2

2

1

6.

Настя Р.

1

0

1

2

1

1

1

1

7.

Женя С.

2

2

1

2

2

2

2

1

8.

Белла С.

2

2

2

1

2

1

2

1

9.

София Ч.

1

1

2

1

2

2

1

0

10.

Франческа Ш.

2

0

0

0

0

0

0

2


Учащиеся Кристина Г., Саша Д., Юля Л., Женя С., Белла С., София Ч., судя по результатам данного наблюдения, умеют планировать деятельность, организовывать её, корректировать, осуществлять самооценку и самоконтроль. У учащихся Дианы Б., Дарьи Г., Насти Р. эти способности развиты в меньшей степени. Франческа Ш. не обладает достаточными умениями работать самостоятельно.

Рекомендации: на втором этапе эксперимента необходимо развивать навыки самостоятельной работы на занятиях у Франчески Ш.

Тест «Как ты делаешь уроки?»

Цель: выявить умение учащихся правильно организовывать свою учебную деятельность дома.

Учащимся предлагается ответить на вопросы и подсчитать полученные баллы.

1. Ты готовишь домашнее  задание:

а) сразу придя домой;

б) после короткого отдыха;

в) после длительной прогулки, игр, просмотра телепередач.

2. Обычно ты занимаешься:

а) за столом;

б) на диване или кресле;

в) тебе все равно, где заниматься.

3. Привычка во время  занятий:

а) слушать музыку;

б) заниматься в полной тишине;

в) слышать все, что происходит дома, на улице и вокруг.

4. Ты запоминаешь новый  материал, если:

а) произносишь его вслух;

б) читаешь про себя;

в) это зависит от материала.

5. Чтобы выучить что-либо  наизусть, приходится учить:

а) вечером накануне занятия, целиком;

б) делить материал на части и заучивать постепенно в течение дня;

в) учить материал целиком за несколько дней до занятий, потом повторять его.

6. При выполнении домашних  заданий ты:

а) учишь один предмет за другим без пауз;

б) делаешь короткие паузы в зависимости от усталости;

в) сделав один предмет, займешься чем-то другим, и снова за учебу.

7. До начала домашних  заданий ты:

а) жалуешься, что много задали, что материал трудный;

б) продумываешь последовательность выполнения заданий, готовишь все учебные принадлежности заранее;

в) планируешь, чем займешься после выполнения заданий.

8. Если не успел выполнить  письменное задание, ты:

а) утром встаешь на час раньше и выполняешь его;

б) надеешься, что не спросят;

в) спишешь у друга перед уроком.

Оценка результатов

Информация о работе Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника