Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Данная работа нацелена на определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующих задачи:
а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы;
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
в) определение методов изучения трудностей;
г) определение направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи ребенку;

Содержание

Введение
Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников
1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
1.3 Причины школьной неуспеваемости
а) Классификация причин школьной неуспеваемости
б) Психологические причины неуспеваемости
- познавательная сфера
- эмоционально-волевая сфера
- мотивационно-волевая сфера
в) Физиологические причины неуспеваемости
- леворукость
- астенический синдром
- синдром психического инфантилизма
- психоорганический синдром
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью
г) Социальные причины неуспеваемости
- социальная сфера
- методика преподавания
- готовность к школе
- одарённость
- эмоциональное выгорание учителя
Глава II. Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника
2.1 Предупреждение нежелания учиться
2.2 Ранняя профилактика и коррекция социально и педагогически запущенных учащихся
2.3 Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми
2.4 Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
2.5 Помощь семьи неуспевающему ребенку
Глава III. Опытно-экспериментальная часть
3.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
3.2 Формирующий эксперимент.
3.3Коррекционно-развивающая работа
3.4 Констатирующий эксперимент.
Контрольно-проверочный этап
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

22. Когда ты работаешь  в классе, уверен ли ты в том, что хорошо все запомнишь?

23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь  ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли что большинство  ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более  усердно, если знаешь, что результаты  твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь  о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами  вступать в спор?

28.Чувствуешь ли ты, что  твое сердце начинает сильно  биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь  хорошие отметки, думает ли кто-нибудь  из твоих друзей, что ты хочешь  выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя  чувствуешь с теми из одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые  ребята в классе говорят то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют  ли расположение те из учеников, которые не справляются с работой?

33. Похоже ли на то, что  большинство твоих одноклассников  не обращают на тебя внимания?

34. Часто ли ты боишься  выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя  мама в организации вечеров, как  другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя  когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в  будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что  одеваешься в школу так же  хорошо, как твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают  о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые  из твоих одноклассников, когда  тебе удаётся быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя  чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами  твои одноклассники твою внешность  и поведение?

46. Думаешь ли ты, что  беспокоишься о других делах  больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь  ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты  лежишь в постели, думаешь ли  ты временами с беспокойством  о том, что будет завтра в  школе?

49. Работая над трудным  заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые  хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка  твоя рука, когда ты работаешь  над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что  начинаешь нервничать, когда учитель  говорит, что собирается дать  классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка  твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут  сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет  материал, кажется ли тебе, что  твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты  по дороге в школу; что учитель  может дать классу проверочную  работу?

57. Когда ты выполняешь  задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка  твоя рука, когда учитель просит  сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с «ключом». Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в «ключе» этому вопросу соответствует «-», т.е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с «ключом», — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1.Общее число несовпадений  по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной  тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по  каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень  тревожности определяется так  же, как в первом случае. Анализируется  общее внутренне эмоциональное  состояние школьника, во многом определяющееся наличием тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Таблица 14

Фактор

Номер вопроса

1. Общая тревожность в  школе

2, 4, 7, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58

∑=22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

∑=11

3. Фрустрация потребности  в достижении успеха

1, 3 6, 11, 17, 19, 25 29, 32 35, 38,41,43

∑ =13

4. Страх самовыражения

27, 31 ,34, 37, 40, 45

∑=6

5. Страх ситуации проверки  знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26

∑=6

6. Страх несоответствовать  ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22

∑=5

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

9, 14, 18,23,28

∑=5

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47

∑=8


«Ключ» к вопросам

«+»- «Да»

«--» - «Нет»

1- 11+ 21- 31- 41+ 51-

2- 12- 22+ 32- 42- 52-

3- 13- 23- 33- 43+ 53-

4- 14- 24+ 34- 44+ 54-

5- 15- 25+ 35+ 45- 55-

6- 16- 26- 36+ 46- 56-

7- 17- 27- 37- 47- 57-

8- 18- 28- 38+ 48- 58-

9- 19- 29- 39+ 49-

10- 20+ 30+ 40- 50-

Результаты

После обработки ответов фиксируется полная информация о каждом учащемся в виде индивидуальных диаграмм. Подсчитывается число несовпадений по каждому измерению для всего класса (абсолютное значение — ≤50%; ≥50%; ≤75%), эти данные представляются в виде диаграммы класса.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность ребенка  в школе — общее эмоциональное  состояние ребенка, связанное с  различными формами его включения  в жизнь школы.

2. Переживания социального  стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

3.Фрустрация потребности  в достижении успеха — неблагоприятный  психический фон, тормозящий развитие  потребностей в успехе, достижении  высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения  — негативные эмоциональные переживания  ситуаций, сопряженных с необходимостью  самораскрытия, предъявления себя  другим, демонстрации своих возможностей.

5.Страх ситуации проверки  знаний — негативное отношение  и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Arial', 'A


Информация о работе Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника