Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Данная работа нацелена на определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующих задачи:
а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы;
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
в) определение методов изучения трудностей;
г) определение направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи ребенку;

Содержание

Введение
Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников
1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
1.3 Причины школьной неуспеваемости
а) Классификация причин школьной неуспеваемости
б) Психологические причины неуспеваемости
- познавательная сфера
- эмоционально-волевая сфера
- мотивационно-волевая сфера
в) Физиологические причины неуспеваемости
- леворукость
- астенический синдром
- синдром психического инфантилизма
- психоорганический синдром
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью
г) Социальные причины неуспеваемости
- социальная сфера
- методика преподавания
- готовность к школе
- одарённость
- эмоциональное выгорание учителя
Глава II. Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника
2.1 Предупреждение нежелания учиться
2.2 Ранняя профилактика и коррекция социально и педагогически запущенных учащихся
2.3 Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми
2.4 Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
2.5 Помощь семьи неуспевающему ребенку
Глава III. Опытно-экспериментальная часть
3.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
3.2 Формирующий эксперимент.
3.3Коррекционно-развивающая работа
3.4 Констатирующий эксперимент.
Контрольно-проверочный этап
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

Вывод: Учащиеся набрали следующие баллы:

Таблица 2

10 баллов

Давыдов Александр, Леханова Юлия, Серенков Евгений

8-9 баллов

Черкасова София, Голодникова Кристина, Бещетникова Диана, Шаманская Франческа, Сизо Белла

4-7 баллов

Докушина Дарья, Романенко Анастасия


Работы и графики детей представлены в Приложении.

Рекомендации: на II этапе эксперимента следует уделять внимание на развитие внимания. Особенно это касается учащихся. Набравших от 4-7 баллов.

Методика «Определение объёма кратковременной зрительной памяти»

Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис. 1 А, Б). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную сетку (рис. 2 А, Б) с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рис. 1. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла её наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Количество баллов – от 0 до 18 в соответствии с количеством совпадений на обеих рисунках.

Примеры рисунков – работ учащихся представлены в Приложении.

Вывод: Подсчитывая количество совпадений линий на рисунках 1 А и Б с рисунками учащегося, мы получили, что 16 совпадений набрали: Диана Б., Дарья Д., Евгений С., София Ч., Юлия Л., Саша Д., Анастасия Р.Данный показатель очень высок и говорит о достаточно большом объёме зрительной памяти.

Также высок показатель с количеством совпадений 14. Данное число совпадений отмечается у Франчески Ш., Беллы С.

Средний показатель с количеством совпадений 10 отмечается у Кристины Г.

В общем, у большинства учащихся высокий и очень высокий уровень объёма зрительной памяти. Все показатели, в том числе и средний, являются допустимой нормой.

Методика «Оценка объёма кратковременной слуховой памяти»

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребёнок запомнил  и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10 - 1 слов.

6-7 баллов - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

По результатам данной методики можно отметить очень высокий уровень развития слуховой памяти у следующих учащихся:

12 слов = 10 баллов – Евгений  С., Саша Д., Юлия Л., София Ч., Белла  С.

10 слов = 9 баллам – Диана  Б., Кристина Г., Франческа Ш. Это высокий уровень развития

8 слов = 7 баллам – Настя  Р., Дарья Д. Это свидетельствует  среднему уровню развития слуховой  памяти у данных учащихся.

Методика «Диагностика опосредованной памяти»

Материалом, необходимым для проведения методики, служит лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова:

«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребёнок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлено смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное — в 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике равна 10 баллам. Такую оценку ребёнок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимальная возможная оценка — 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высоко  развитая опосредованная память;

8-9 баллов - высоко развитая  опосредованная слуховая память;

4-7 баллов - средне развитая  опосредованная слуховая память;

2-3 балла - низко развитая  опосредованная слуховая память;

0-1 балл - слабо развитая опосредованная слуховая память.

Таблица 3

п/п

Ф.И.Ученика

Количество

словосочетаний

Количество

баллов

Выводы об уровне развития

1.

Диана Б.

8

8

высокий уровень

2.

Кристина Г.

8

8

высокий уровень

3.

Саша Д.

9

9

высокий уровень

4.

Дарья Д

8

8

высокий уровень

5.

Юлия Л.

10

10

очень высокий уровень

6.

Настя Р.

9

9

высокий уровень

7.

Женя С.

10

10

очень высокий уровень

8.

Белла С.

10

10

очень высокий уровень

9.

София Ч.

10

10

очень высокий уровень

10.

Франческа Ш.

9

9

высокий уровень


Проведя несколько методик на изучение различных аспектов памяти, мы можем сделать сводную таблицу, в которой отразим общий уровень развития памяти учащихся.

Таблица 4

п/п

Ф.И. Ученика

Методика 1 (баллы)

Методика 2 (баллы)

Методика 3 (баллы)

Итого

баллы

уровни

1.

Диана Б.

10

9

8

27

очень высокий

2.

Кристина Г.

7

8

8

23

высокий

3.

Саша Д.

10

10

9

29

очень высокий

4.

Дарья Д

10

6

8

24

высокий

5.

Юлия Л.

10

10

10

30

очень высокий

6.

Настя Р.

10

6

9

25

высокий

7.

Женя С.

10

10

10

30

очень высокий

8.

Белла С.

9

10

10

29

очень высокий

9.

София Ч.

10

10

10

30

очень высокий

10.

Франческа Ш.

9

8

9

26

высокий


Критерии оценки:

Общее количество баллов: Уровни:

27-30 баллов очень высокий  уровень развития памяти

23-26 баллов высокий уровень  развития памяти

17-22 баллов средний уровень  развития памяти

12-16 баллов низкий уровень  развития памяти

0-11 баллов очень низкий  уровень развития памяти

Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»

Цель: выяснить умение ребёнка определять понятия, объяснять причины, выявлять сходства и различия в объектах, та как это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:

1. Какое из животных  больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая  пищу днем и вечером?

(Правильный ответ —  обедают и ужинают.)

3. Днем на улице светло, а ночью?

(Правильный ответ —  темно.)

4. Небо голубое, а трава?

(Правильный ответ —  зеленая.)

5. Черешня, груша, слива и  яблоко — это ... .

(Правильное продолжение  — ягоды и фрукты.)

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

(Правильный ответ —  города.)

8. Который сейчас час? (Ребенку  показывают часы и просят назвать  время.)

(Правильный ответ —  такой, в котором указаны часы  и минуты.)

9.Молодую корову называют  телка. А как называют молодую  собаку и молодую овцу?

(Правильный ответ — щенок и ягненок.)

10. На кого больше похожа  собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты  так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю  тормоза?

(Правильным считается  любой разумный ответ, указывающий  на необходимость гасить скорость автомобиля.)

12. Чем похожи друг на  друга молоток и топор?

(Правильный ответ указывает  на то, что это — инструменты, выполняющие в чем-то похожие  функции.)

13. Что есть общего между  белкой и кошкой?

(В правильном ответе  должны быть указаны как минимум  два объясняющих их признака, например то, что это — животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги.)

Информация о работе Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника