Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Данная работа нацелена на определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующих задачи:
а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы;
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
в) определение методов изучения трудностей;
г) определение направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи ребенку;

Содержание

Введение
Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников
1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
1.3 Причины школьной неуспеваемости
а) Классификация причин школьной неуспеваемости
б) Психологические причины неуспеваемости
- познавательная сфера
- эмоционально-волевая сфера
- мотивационно-волевая сфера
в) Физиологические причины неуспеваемости
- леворукость
- астенический синдром
- синдром психического инфантилизма
- психоорганический синдром
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью
г) Социальные причины неуспеваемости
- социальная сфера
- методика преподавания
- готовность к школе
- одарённость
- эмоциональное выгорание учителя
Глава II. Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника
2.1 Предупреждение нежелания учиться
2.2 Ранняя профилактика и коррекция социально и педагогически запущенных учащихся
2.3 Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми
2.4 Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
2.5 Помощь семьи неуспевающему ребенку
Глава III. Опытно-экспериментальная часть
3.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
3.2 Формирующий эксперимент.
3.3Коррекционно-развивающая работа
3.4 Констатирующий эксперимент.
Контрольно-проверочный этап
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

- если в итоге набрано 17 очков, то, к сожалению, тебе еще  нужно научиться осознанно относиться  к домашней работе, в которой  ты видишь только нудную обязанность. Но пока не придумали новой  методики обучения, поэтому прочти  внимательно текст анкеты — там найдешь для себя советы, как работать дома;

- от 18 до 24 очков - выполнение  заданий воспринимается тобой  как необходимая часть обучения, но на эту работу затрачивается  слишком много времени и усилий. Поэтому к вечеру ты часто  устаешь. Тот же совет: перечитай текст анкеты, найди рациональные приемы учения;

- свыше 25 очков - ты идеальный  ученик. Только... был ли ты искренним, отвечая на вопросы?

По данным этого теста учащиеся получили следующие баллы.

Таблица 9

№ п/п

Ф.И.Ученика

Количество баллов

1.

Диана Б.

20

2.

Кристина Г.

23

3.

Саша Д.

25

4.

Дарья Д

20

5.

Юлия Л.

27

6.

Настя Р.

28

7.

Женя С.

26

8.

Белла С.

28

9.

София Ч.

28

10.

Франческа Ш.

16


Рекомендации: на втором этапе эксперимента необходимо подключить семью неуспевающей ученицы с целью помощи при подготовке домашних заданий.

Методика «Отношение ребёнка к обучению в школе»

Цель: определить исходную мотивацию учения у детей, то есть выяснить есть ли у них интерес к обучению.

Детям предлагается бланк с десятью вопросами:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить  в школу?

3. Чем ты будешь заниматься  в школе? (Вариант: чем обычно занимаются  в школе?)

4. Что иметь для того, чтобы быть готовым идти в  школу?

5. Что такое уроки. Чем  на них занимаются?

6. Как нужно вести себя  на уроках в школе?

7. Что такое домашнее  задание?

8. Зачем нужно выполнять  домашнее задание?

9. Чем ты будешь заниматься  дома, когда придёшь из школы?

10. Что нового появляется  в твоей жизни, когда ты узнаёшь  новое?

Обработка результатов

Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развёрнутый, вполне убедительный ответ, не вызывающий сомнения сточки зрения правильности. Если ответ односторонен и не полон, то он оценивается в 0,5 балла. Неверным считается ответ, в котором нет намёка на приобретение полезных знаний, умений или навыков. Если же ребёнок отчасти ответил на вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.

С учётом введённой промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребёнок, который в итого ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребёнок, набравший от 5 до 8 баллов.

Наконец, не готовым к обучению считается ребёнок, чья сумма баллов составила менее 5.

Максимальное количество баллов, которое ребёнок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум наполовину всех заданных вопросов.

Вывод: проанализировав работы детей, мы подсчитали результаты, которые приведены ниже в таблице.

Таблица 10

№ п/п

Ф.И.Ученика

Количество баллов

1.

Диана Б.

8,5

2.

Кристина Г.

9,0

3.

Саша Д.

9,5

4.

Дарья Д

9,0

5.

Юлия Л.

10

6.

Настя Р.

9,0

7.

Женя С.

10

8.

Белла С.

10

9.

София Ч.

10

10.

Франческа Ш.

9,0


Таким образом, все учащиеся, включая неуспевающую ученицу, имеют высокие баллы, соответственно все учащиеся знают и понимают зачем им необходима школа и новые знания.

Методика «ТЯПА»

Важнейшим критерием повышения профессионального уровня и мастерства педагогов является динамизм соответствующих качеств, оцениваемых, в частности, учениками. «Учитель глазами учеников» — это весьма полезная информация, если она используется не для компромата или других целей «внешнего наблюдения», а предназначена для оценки динамизма качеств педагога в сравнении его с «самим собой» на разных этапах работы с одними и теми же учениками. Объективность и научность такого оценивания может быть обеспечена психологом при использовании, например, портативной и информативной методики, хорошо зарекомендовавшей себя за 10 лет применения в школах Петербурга. Эта методика называется «ТЯПА» — по первым буквам слов, обозначающих оцениваемые качества работы учителя на уроке: Т — темп, Я — ясность, П — полезность, А — активность.

Тест предназначен для оценки профессионализма учителя, в частности его коммуникативной культуры. Учащимся предлагается оценить конкретного учителя с помощью стандартных суждений. Свою фамилию на опросном листе ученик может не указывать, а фамилию учителя — обязательно. При обработке опросных листов подсчитывается количество баллов, полученных учителем по каждому качеству, и заполняется накопительная карта, в которой фиксируются результаты 2 — 4 испытаний одного учителя в течение аттестационного периода. В серии испытаний участвуют ученики одного и того же класса. Таким образом, получается динамическая характеристика мнений учеников об учителе.

Данная методика проводилась для выяснения отношения детей к преподавателям русского языка, математике, английского языка.

Перечень стандартных суждений приведен в таблице ниже.

Таблица 11

Определение

Суждения

Оценка

Темп — скорость прохождения материала

Нормальный: успеваю слушать, записывать, задавать вопросы

Т=1

Высокий или низкий: восприятие материала затруднено

Т = 0

Ясность — понятность, доступность

Цели и содержание урока понятны, приемлемы

Я=1

Цели и содержание урока (предмета) малопонятны и не приемлемы

Я = 0

Практичность — полезность в образовательном и житейском смысле

Полученные знания развивают меня, применимы в жизни

П=1

Полученные знания не способствуют моему развитию

П = 0

Активность — эмоциональность, увлекательность, занятность

Учитель поддерживает активность, эмоциональность учеников, мне комфортно на уроке

А= 1

Урок не эмоционален, не увлекателен, я не чувствую своей причастности к происходящему

А = 0


 

Таблица 12

Отношение к преподавателю математики и русского языка

Определение

Суждения

Оценка

Темп — скорость прохождения материала

Нормальный: успеваю слушать, записывать, задавать вопросы

Т= 10

Ясность — понятность, доступность

Цели и содержание урока понятны, приемлемы

Я= 10

Практичность — полезность в образовательном и житейском смысле

Полученные знания развивают меня, применимы в жизни

П= 10

Активность — эмоциональность, увлекательность, занятность

Учитель поддерживает активность, эмоциональность учеников, мне комфортно на уроке

А= 10


Таблица 13

Отношение к преподавателю английского языка

Определение

Суждения

Оценка

Темп — скорость прохождения материала

Нормальный: успеваю слушать, записывать, задавать вопросы

Т= 10

Ясность — понятность, доступность

Цели и содержание урока понятны, приемлемы

Я= 10

Практичность — полезность в образовательном и житейском смысле

Полученные знания развивают меня, применимы в жизни

П= 10

Активность — эмоциональность, увлекательность, занятность

Учитель поддерживает активность, эмоциональность учеников, мне комфортно на уроке

А= 10


Таким образом, преподаватели математики, русского языка, а так же английского языка, по итогам данной методики имеют высокий уровень оценки детей. Это свидетельствует как о профессионализме учителей, так и о хороших взаимоотношениях в системе «Учитель-ученик».

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция

Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе ответов вверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны, и «—», если не согласны.

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться  на одном уровне со всем  классом?

2. Волнуешься ли ты, когда  учитель говорит, что собирается  проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать  в классе так, как этого хочет  учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь  из твоего класса бил или  ударил тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься  при ответе или выполнении  задания?

8. Случается ли, что ты  не высказываешься на уроке, потому  что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя  колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли одноклассники  смеются над тобой, когда вы  играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе  ставят более низкую оценку, чем  ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос  о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты  избегать игр, в которых делают  выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда  тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя  возникает ощущение, что никто  из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16.Сильно ли ты волнуешься  перед тем, как начинать выполнять  задание?

17.Трудно ли тебе получать  такие отметки, которых ждут от  тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в  классе?

19. Будут ли твои одноклассники  смеяться над тобой, если ты  сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на  своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься  ли ты о том, хорошо ли с  ним справился?

Информация о работе Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника