Развитие Я-концепции у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – создать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции.
Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков.
Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции (когнитивный, аффективный, поведенческий).
Гипотеза нашего исследования: если в тренинге личностного роста создать определённые психологические условия, то это будет способствовать развитию у подростков позитивной Я-концепции.

Содержание

Глава 1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста
1.1. Понятие Я-концепции
1.2. Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Э. Эриксона
1.3. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции
1.4. Психологические особенности развития Я-концепции у старших подростков

Глава 2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков
2.1. Пояснительная записка
2.2. Содержание программы
2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у старших подростков
2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга
Выводы
Заключения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Я-концепция.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Развитие самооценки в подростковом возрасте.

Несмотря на имеющиеся  многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые  исследователи склонны считать  ее новообразованием подросткового  периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки  детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

С.Л.Рубинштейн, характеризуя процесс  развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более  переносится от внешней стороны  личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С.Л.,1989, с.105).

Самооценка представляет собой  центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место (Реан А.А.,2001,с.359).

Адекватность самооценки.

Многие исследователи  отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств (Бернс Р.,1986, с. 120).

В.Кваде, В.П.Трусов представили  данные об индикаторах различных  типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения.

Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку – низкая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусов В.П., 1980,с.11).

Динамика самооценки.

Наиболее очевидны изменения в  содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности – их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются и их суждения относительно своих недостатков.

Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.

В различных исследованиях  подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные  черты – доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего  «Я» для юноши-старшеклассника  выступают коммуникативные, волевые  и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.

Содержание самооценки девочек касается в большей степени  осознания и оценки их взаимоотношений  с другими людьми.

Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.

У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.

Позже самооценочные суждения молодых  людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя (Реан А.А.,2001,с.361).

Физический облик  и самооценка.

В этот возрастной период другой человек  начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т.е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма) (Реан А.А., 2001,с.362).

Характер самооценки и качества личности.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус.

Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки  характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Данные многочисленных исследований показывают, что подростки  с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

Известно, что, начиная примерно с 8 лет, дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказываются  пять критериев: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие - для сверстников (Реан А.А.,2001, с.363).

 

В результате анализа  изученной  литературы мы определили понятие Я-концепции, охарактеризовали её структурные компоненты (когнитивный, аффективный, поведенческий) в соответствии с работой Р. Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание». При  раскрытии содержания стадий развития личности от рождения и до подросткового возраста, мы опирались на теорию психосоциального  развития человека Э.Эриксона. Далее нами были выделены факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование Я-концепции подростков, а именно: поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой. Нами также были рассмотрены некоторые особенности Я-концепции в подростковом возрасте, которые мы учитывали при создании программы тренинга личностного роста для старших подростков.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Развитие позитивной Я-концепции у старших  подростков

2.1. Пояснительная записка

     Наиболее  важным отличительным признаком  подросткового периода являются  фундаментальные изменения в  сфере его самосознания, которые  имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность (Б.Г.Ананьев,1980,с.89). В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором поведения и деятельности.  Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростков, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Ремшмидт Х.,1994,с.112).

     Настоящая  программа тренинга личностного  роста предназначена для работы  психолога с подростками 14 –15 лет (9 – 10 классы).

     Главной целью программы является развитие позитивной Я-концепции у старших подростков.

     Цель данной  программы конкретизируется в  частных задачах:

  1. вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций;
  2. создание условий для включения подростков в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия;
  3. развитие адекватного понимания самого себя;
  4. развитие адекватной самооценки;
  5. создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

Ниже представлен тематический план занятий.

 

                           Тематический план занятий

                                      

п/п

                           Темы занятий

Количество

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Знакомство.

Путешествие к центру своего Я.

Я глазами других.

Принятие себя.

Уголки моей души.

Размышление о самом себе.

Завершение группы.

4

4

3

3

3

4

4

 

Итого:

25


 

Раскроем общее содержание, цели и задачи каждого занятия.

  1. Знакомство.

Цель - создание условий для  включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

  1. Путешествие к центру своего Я.

Цель- создание условий  для включения личности в процесс самопознания,  осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии и обратной связи.

 

  1. Я глазами других.

Цель – вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций; создание условий для возможности увидеть себя глазами других людей,

отработка навыков анализа  своего поведения; включение участников в процесс самосовершенствования.

Информация о работе Развитие Я-концепции у подростков