Развитие Я-концепции у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – создать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции.
Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков.
Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции (когнитивный, аффективный, поведенческий).
Гипотеза нашего исследования: если в тренинге личностного роста создать определённые психологические условия, то это будет способствовать развитию у подростков позитивной Я-концепции.

Содержание

Глава 1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста
1.1. Понятие Я-концепции
1.2. Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Э. Эриксона
1.3. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции
1.4. Психологические особенности развития Я-концепции у старших подростков

Глава 2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков
2.1. Пояснительная записка
2.2. Содержание программы
2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у старших подростков
2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга
Выводы
Заключения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Я-концепция.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)
  1. Принятие себя.

Цель - дать возможность участникам осознать себя как уникального человека со своими индивидуальными особенностями  принять себя.

  1. Уголки моей души.

Цель – осознание каждым членом группы своих отрицательных черт, формирование умения доверять группе и принимать себя и других.

6. Размышление о самом  себе.

Цель – анализ и осознание  каждым членом группы тех качественных изменений которые произошли  в процессе работы.

  1. Завершение группы.

Цель – анализ собственного пройденного пути и оценка результатов достижения своей цели, выражение добрых чувств к каждому члену группы.

 Программа предусматривает  систему занятий, проходящих 2 раза  в неделю в течение месяца.

                              Организация встреч.

Структура занятий.

  1. Разминка.

  1. Анализ домашнего задания.

  1. Основное содержание занятия (информация, упражнения, этюды).

  1. Заключительные процедуры (домашнее задание, экспресс - диагностика).

  1. Рефлексия (о прошедшем занятии).

  1. Ритуал конца (свеча).

Ниже раскроем предназначение указанных структурных элементов занятий.

        Каждая встреча,  кроме первой, начинается с рефлексии,  во время которой ведущий узнаёт  у участников  их состояние,  желание продолжить работу. Рефлексия  является одним из основных  средств, способствующих объективному пониманию себя, своих психологических состояний.

Кроме основных процедур членам группы предлагается разминка,  с целью  снятия усталости, напряжения или включения  в работу.

       Информирование  предназначено для вооружения подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций.

       Этюды,  упражнения, используемые на занятии,  способствуют включению участников  группы в процесс самораскрытия, самосовершенствования, самопринятия.

        Домашнее задание, ведение дневниковых  записей – метод, благодаря  которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется.  Домашние задания способствуют  пониманию себя как личности, познанию своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.

        Ритуал (начала и конца занятия)  способствует созданию чувства  особенности общения в группе, климата психологической безопасности, формированию установки на взаимопонимание.

        Самоотчет (выполняемый письменно участниками группы) направлен на осознание впечатлений, ощущений, мыслей, которые возникали во время занятия.

 

 

 

 

 

 

Затем ведущий объявляет тему и  цели данной встречи и переходит  к основным процедурам.

В описание встречи включено информирование участников, которое ведущий использует, когда члены группы испытывают недостаток знаний по конкретному вопросу. Ведущий должен постоянно обращать внимание на уже пройденное и закрепить полученные знания в процессе всей работы группы.

В течение занятия ведущий даёт участникам задания на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных в прошедшей встрече знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.
В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу). Затем проводится экспресс-диагностика состояния участников, понимание происходящего.
Работа осуществляется с помощью  различных методов психологического воздействия: конгруэнтной коммуникации (активное слушание, эмпатическое принятие), метод арттерапии, метод поведенческого тренинга, групповая дискуссия, анализ ситуаций, элементы психогимнастики и другие.

3.2.Темтический план занятий.

тема

цели, задачи, назначения

наименование форм

работы, упражнения

литература

1.

 

 

з

н

а

к

о

м

с

т

в

о

-снятие напряжения

-знакомство с работой  в                        группе, со структурой занятий.

 

-знакомство с каждым  членом группы, выбор имён.

-формирование видеть  позитивные стороны поведения  участников.

-определение индивидуальных особенностей участников.

-установление принципов  работы в группе.

-создание доброжелательной  атмосферы.

-осознание в будущем  успешности тренинга, а также  своего вклада в работу.

-формирование умения  общаться и работать группой.

-создание доброжелательной атмосферы.

 

-осознание своих сильных  и слабых сторон характера.

-отработка навыков  рефлексии.

1.Разминка.

2.Информация о тренинге  знакомство со структурой занятий.

3.Знакомство.

 

 

4.Позитивные итоги.

 

5.Автопортрет.

 

6.Выработка правил  группы.

 

7. «Я хочу тебе подарить…»

 

8.Анкета участника.

 

 

9.Кру в круге.

 

10.Разминка. Игра «Молекулы».

11.Самоотчёт.

12.Д/з. «Контраргументы»

13.Рефлексия.

 

14.Ритуал конца.

 
       

2.

 

п

у

т

е

ш

е

с

т

в

и

е

 

к

 

ц

е

н

р

у

-создание чувства  особенности общения в группе, климата психологической безопасности; формирования установки на взаимопонимание.

-сплочение группы, настрой  группы на освоение нового  материала.

-осознание участниками  цели посещения тренинговых занятий.

-осознание участниками  того, что они думают о себе, как они относятся к себе.

1.Ритуал начала.

 

 

 

 

 

2.Разминка. Игра «Прочистка  мозгов» «Счёт».

 

3.Позитивные итоги.

 

 

4.

 
       
       
       
       

 

2.3. Организация и методы  исследования компонентов Я-концепции  у 

                старших подростков

     Экспериментальная работа проводилась на базе Кодинской средней школы №4 с подростками в возрасте 14-15 лет. Тренинговая группа состояла из шести человек.

     Работа  проводилась в три этапа:

1  этап           (март-апрель 2002 г.) – подбор методик, организация первичного

                       обследования, изучение литературы  по теме исследования;

2  этап           (апрель 2002 г.) – реализация развивающей тренинговой программы;

3  этап           (май 2002 г.) – повторная диагностика, обработка и анализ

                       полученных результатов.

     При диагностике  уровня сформированности структурных  компонентов Я-концепции у старших  подростков нами были использованы  следующие диагностические методики:

1.Тест-опросник «Шкала  самоуважения Розенберга».

2.Шкала Шварцландера  «Уровень притязаний».

3.«Тест двадцати утверждений  на самоотношение», разработанный  М.Куном и Т.Мак-Портлендом, модифицированный  А.М.Прихожан.

4.Метод самоотчета.

     В области психодиагностики процесса самосознания и его продукта – Я-образа или Я-концепции используются стандартизированные самоотчеты. К этому типу методик относятся, прежде всего, тесты – опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей, относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений ; взаимоотношений с другими людьми (Бодалев А. А., Столин В.В., 1987, c.254).

      Для  оценки самоотношения у подростков  нами был выбран тест- опросник «Шкала самоуважения Розенберга ». Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение. Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.,2000,с.285).

     Опросник  «Шкала самоуважения Розенберга»  состоит из десяти утверждений  и предполагает четыре градации  ответов: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен». В соответствии с градациями ответов определяются уровни самоуважения для каждого утверждения. 

п/п

         утверждения

     ответы

баллы

уровень

1.

Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

а) полностью

   согласен    

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно 

   не согласен

   4

  

   3

   2

   1

высокий

 

средний

низкий

низкий

2.

Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

а) полностью

   согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно 

   не согласен 

   1

 

   2

   3

   4

низкий

 

низкий

средний

высокий

3.

Мне кажется, у меня есть ряд хороших  качеств.

а) полностью 

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно 

    не согласен

   4

 

   3

   2

   1

высокий

 

средний

низкий

низкий

4.

Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

а) полностью 

   согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно 

   не согласен

   4

 

   3

   2

   1

высокий

 

средний

низкий

низкий

5.

Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно 

    не согласен

   1

 

   2

   3

   4

низкий

 

низкий

средний

высокий

 №

п/п

         утверждения

     ответы

баллы

уровень

6.

Я к себе хорошо отношусь.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно 

    не согласен

   4

 

   3

   2

   1

высокий 

 

средний

низкий

низкий

7.

В целом я удовлетворен собой.

а) полностью 

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

    не согласен

   4

 

   3

   2

   1

высокий

 

средний

низкий

низкий

8.

Мне бы хотелось больше уважать себя.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

    не согласен

    1

 

    2

    3

    4

низкий 

 

средний высокий 

высокий

9.

Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно 

    не согласен

   1

 

   2

   3

   4

низкий

 

низкий

средний

высокий

10.

Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно 

    не согласен

   1

 

   2

   3

   4

низкий

 

низкий

средний

высокий


    

     Для определения  уровня самооценки подростков  мы использовали шкалу «Уровень  притязаний», разработанную Шварцландером.  Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремиться человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. Лица, с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязания стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к решению все более и более сложных задач. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязания выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности».

     Поскольку  Я-концепция так или иначе проявляется  в любом развернутом самоописании (в нестандартизированных ответах  на вопросы анкеты, в письмах и т.д.), появляется возможность применить метод нестандартизированного самоотчета (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987, с. 257).

     Для этих  целей при первичном и повторном  диагностическом исследовании нами  был использован «Тест двадцати  утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т.Мак-Портлендом. Испытуемых просят в течение 15минут дать двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?». Испытуемые также инструктируются давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, а не заботиться о последовательности, грамматике и логике (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987,с.258). В соответствии с модифицированным А.М.Прихожан вариантом этого теста участниками группы были проранжированы ответы по трем параметрам:

    1. положительное отношение к ответу;
    2. отрицательное отношение к ответу;
    3. общее количество ответов.

     Для более  глубокого и качественного анализа  эффективности реализации тренинговой  программы, развивающего процесса, проходившего в группе, нами был  использован метод субъективного  самоотчета как наиболее релевантный (Приложение 1).

 

2.4. Оценка эффективности  реализации программы тренинга

 

В соответствии с выделенными  компонентами Я-концепции (когнитивным, аффективным, поведенческим) нами были отобраны объективно-экспериментальные  и субъективно-отчетные методы, позволяющие определить степень  сформированности компонентов у старших подростков и оценить эффективность реализации развивающей программы при повторной диагностике.

Информация о работе Развитие Я-концепции у подростков