Развитие Я-концепции у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – создать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции.
Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков.
Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции (когнитивный, аффективный, поведенческий).
Гипотеза нашего исследования: если в тренинге личностного роста создать определённые психологические условия, то это будет способствовать развитию у подростков позитивной Я-концепции.

Содержание

Глава 1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста
1.1. Понятие Я-концепции
1.2. Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Э. Эриксона
1.3. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции
1.4. Психологические особенности развития Я-концепции у старших подростков

Глава 2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков
2.1. Пояснительная записка
2.2. Содержание программы
2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у старших подростков
2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга
Выводы
Заключения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Я-концепция.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Средний арифметический показатель уровня притязаний членов тренинговой группы до реализации программы  составлял –0,27 (низкий уровень), после тренинговой работы количественный показатель составил +0,82 (низкий уровень). Несмотря на то, что уровень притязаний членов группы остался низким, мы можем говорить о положительной динамике в связи с изменением количественного показателя с отрицательного (- 0,27) на положительный (+0,82).

Изменение уровня притязаний подростков представлено на рисунке 1 в виде круговых диаграмм.

 

до эксперимента                                                   после эксперимента

                                                                                                                                              


                                                                                                                                                

        

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.   Изменение  уровня притязаний членов тренинговой  группы

Условные обозначения:

  • нереалистично низкий уровень притязаний;
  • низкий уровень притязаний;
  • умеренный уровень притязаний.

Анализируя данные, полученные в результате экспериментальной работы, мы наблюдаем тенденцию к повышению уровня притязаний подростков. Так, если при первичной диагностике у 16,7% испытуемых прослеживался нереалистично низкий уровень притязаний, у 50% - низкий уровень, у 33,3% - умеренный уровень притязаний; то при повторной диагностике низкий уровень притязаний мы можем наблюдать у 33,3% подростков и у 66,7% - умеренный уровень притязаний.

 

 

Рассмотрим результаты, полученные при проведении «Теста двадцати утверждений на самоотношение»  (авт. М. Кун, Т. Мак-Портленд), которые отображены в таблице 5.

Таблица 5                                                                                                                                         

Результаты тестирования подростков, полученные при первичной и           повторной диагностике по «Тесту двадцати утверждений на самоотношение»   

 

  №

 п/п

 

 инициалы  

общее количество ответов

положительное отношение  к ответу

отрицательное отношение  к ответу

    до 

  после

     до

  после

     до

  после

  1

  Игорь Д.  

    16

     21

     10

     17

      6

      4

  2

     Аня К.

    16

     20

     10

     17

      6

      3

  3

    Соня М. 

    16

     24

     10

     17

      6

      7

  4

     Оля Т. 

     9

     15

      7

     11

      2

      4

  5

  Алеша Ш.

    16

     17

      9

     17

      7

      0

  6

    Женя М.

    25

     37

     17

     34

      8

      3

            М

           

 

     Проанализируем  данные таблицы 4 для каждого  подростка в отдельности.

На вопрос «Кто я?» Игорь Д. при первичном обследовании даёт 16 утверждений, после тренинговой работы – 21 утверждение. Из данных им утверждений 62,5% ответов носило положительный характер, 37,5% - отрицательный. При повторной диагностике положительные ответы составляют 80,9%, отрицательные – 19,1%, что говорит о преобладании положительного отношения к себе.

    Общее количество  ответов Ани К. при первичной  диагностике составляло 16 утверждений,  после реализации развивающей  программы – 20 утверждений. Положительный характер носило 62,5% ответов, отрицательный характер имели 37,5% утверждений. После тренинговой работы положительных утверждений – 85%, отрицательных - 15%, что позволяет судить о преобладании положительного отношения к своему «Я».

    Соня М. до развивающей работы дает 16 утверждений, после – 24 утверждения. При первичной диагностике 62,5% ответов имели положительный характер, 37,5% - отрицательный. После реализации программы 70,8% утверждений носят положительный характер, 29,2% - отрицательный, что также говорит о преобладании положительного самоотношения у девочки.

    У Оли Т.  общее количество утверждений  при первичной диагностике соответствовало  9, после тренинговой работы –  15 утверждений. Положительный характер  в начале экспериментальной работы носило 77,8% ответов, 22,2% - отрицательные ответы. При повторной диагностике положительных утверждений 73,3%, отрицательных – 26,7%, что позволяет констатировать у девочки преобладание положительного отношения к себе.

     Алеша Ш.  при проведении «Теста двадцати утверждений на самоотношение» сначала дает 16 утверждений, потом, при повторном обследовании – 17. Из данных вначале подростком  утверждений 56,3% носят положительный характер, 43,7% - отрицательный. По прошествии тренинговой работы все ответы (100%) носят положительный характер, что говорит о стабильном положительном отношении Алеши Ш. к своему «Я».

     Женя М.  на вопрос «Кто Я?» при первичной  диагностике дает 25 ответов, при  повторной – 37 утверждений. Положительный  характер до реализации программы имело 68% ответов, отрицательный характер носило 32% утверждений. После проведения экспериментальной работы 91,9% утверждений положительные, 8,1% отрицательные. Это позволяет судить о значительном преобладании положительного самоотношения.

     На основе полученных при проведении «Теста двадцати утверждений на самоотношение» данных мы можем говорить о значительной положительной динамике в изменении отношения всех подростков к самим себе.

     Процентное  соотношение показателя положительных  и отрицательных утверждений подростков по «Тесту двадцати утверждений на самоотношение» (М.Кун, Т. Мак-Портленд) представлено в виде круговых диаграмм на рисунке 2.   

 

            до эксперимента                                                       после эксперимента   

 

 



 


 

 

 

 

Рис 2. Процентное соотношение  положительных и отрицательных  утверждений 

           подростков до и после реализации  программы 

 

Условные обозначения:

        _ положительное  отношение к ответу,


 

    

        _ отрицательное  отношение к ответу.


Анализируя представленный выше рисунок 2, мы видим увеличение процентного соотношения положительных  утверждений (64,4% при первичной диагностике  до 84,3% при повторном исследовании) за счет уменьшения процентного соотношения  отрицательных утверждений (с 35,6% до реализации программы до 15,7% после ее реализации). Это свидетельствует о тенденции к положительному самоотношению у подростков.

Кроме математических и  графических результатов, полученных объективно-экспериментальным методом  мы представим некоторые самоотчёты участников тренинговой группы.

 

           2. Оценка эффективности реализации  программы субъективно-отчетными  методами.

В конце каждого занятия  участникам предлагалось ответить на несколько вопросов, которые касались или их самих, или отношения к окружающим людям, к миру. Анализ данных, полученных с помощью самоотчетов, позволяет говорить нам о позитивных изменениях в когнитивном, аффективном, поведенческом компонентах Я-концепции участников тренинга. Условно эти изменения можно разделить на три группы:

  • динамика отношения к себе;
  • изменение воззрения на мир и на других;
  • жизненные принципы, которые осознали участники тренинга.

  

 Динамика отношения к себе. 

 

АНЯ К.: « Я была неуверенна и боялась сказать что-нибудь не то» 

(из самоотчета 2). «Мне помогает в работе над собой то, что когда я узнаю о себе что-то новое (положительное или отрицательное), я задумываюсь над собой »

(из самоотчета 1).

 

               «Сегодня я обнаружила у себя  хорошие стороны характера: я  делаю первые шаги на пути к своей цели, со мной интересно общаться, я добрая, мягкая, нежная. »

(Из самоотчета 3).

               «На сегодняшнем занятии для  меня больше всех раскрылась  я сама.)»

               «Во время занятия сегодня  мне удавалось легко открываться и спорить.»

(Из самоотчета 4).

               «Я смогла понять во время  занятий, что я стала намного  терпимее и сделала шаги к  своей уверенности, что можно  доверять и не бояться высказывать 

свое мнение.»

     Перед началом  реализации программы и во  время первых занятий Аня К. сильно стеснялась когда начинала говорить, краснела. Как видно из её ответов на вопросы самоотчета, она стала увереннее, стала больше доверять, заметила в себе (с помощью группы) много положительных черт.

 

     АЛЁША Ш.: «У меня есть такие черты характера: закрытость в себе,

невидение современного окружающего мира, неумение вовремя  собраться, быстро принять решение» (из самоотчёта 1). «Мне мешает быть более  искренним общественное мнение» (из самоотчёта 3). «Мне легко рассуждать на тему своих отрицательных качеств. Мне сложно говорить о своих хороших качествах и признавать, что я хочу быть собой» (из самоотчёта 6).

 «Мои сильные стороны:  я могу охарактеризовать человека, говоря искренне, могу  настаивать  на своём (я считаю, это важно  – иметь свою точку зрения, а главное – уметь её отстоять), быть устремлённым к своей цели, хорошим другом» (из самоотчёта 6).

Алеша Ш. – чётко осознавал  свою главную проблему – неуверенность  в своих силах, в себе, хорошо знал и мог легко говорить о своих  слабых сторонах характера. На занятиях Алёша учился видеть в себе хорошее, а главное – говорить об этом вслух.    

     ЖЕНЯ М.: «Мои слабые стороны характера:  сдержанность, боязнь публики, нерешительность» (из самоотчета 2). «Моя сильная  сторона характера: я обнаружил, что могу быть серьезным и мне легко удается находить в людях и самом себе хорошее, мне легко общаться, рассуждать, спорить» (из самоотчета 6).

     На первых  занятиях Женя М. четко понимал  свои слабые стороны. К завершению  тренинга ему удалось увидеть свои сильные стороны характера.

     ОЛЯ Т.: «Я  не умею выражать свои мысли  в слух» (из самоотчета 1). «Я  доверяю, но не могу открыться  до конца» (из самоотчета 2). «Сегодня  я в себе обнаружила умение  понять чувства других и свои, я узнала, что во мне много хорошего» (из самоотчета 5).

     Для Оли  Т. была характерна настороженность,  недоверие. Понемногу она раскрылась  не только для нас, но и  для себя.

     ИГОРЬ Д.: «В жизни я чувствую неуверенность,  дискомфортность, неудачу» (из самоотчета 1). «Во время занятия я понял, что пересек еще одну грань: я смог сказать что думал и не побоялся залесть вглубь себя» (из самоотчета 4). «Я обнаружил уверенность и говорил то, что думаю. Я открыл в себе новую черту: я вспомнил тот страшный случай и не побоялся рассказать о нем» (из самоотчета 5).

     В начале  Игорь Д. производил впечатление  легкомысленного человека, человека, не старавшегося понять себя  и других. На последних занятиях  поведение мальчика заметно изменилось: он нашел в себе силы осмыслить  свои поступки.

     СОНЯ М.: «Я обнаружила в себе черты  те же, что и раньше», « Не  люблю говорить перед публикой»  (из самоотчета 1). «Мои слабые  стороны : я не могу рассказать  про себя, про свои слабости, потому  что отношение других людей  ко мне измениться в худшую сторону» (из самоотчета 2). «Мне помогло в работе над собой то, что я начала доверять другим по мере общения с ними» (из самоотчета 3). «Я и не думала, что смогу что то сказать про себя в круг искренне» (из самоотчета 4).

     Для Сони  М. были характерны: совершенное нежелание доверять, вербальная агрессия, непринятие своих слабостей характера. Из ответов Сони видно, что благодаря тренинговолй атмосфере ей удалось немного раскрыться, начать доверять, понять, что все люди и она имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

   

      Изменения воззрения на мир и на других.

     АНЯ К.: «Спорными  мне показались мысли  Игоря  о том, что все люди мыслят  одинаково. А мне кажется, и  это так, все люди мыслят  по – разному» (из самоотчета 6). «Я поняла более глубоко: нельзя срывать зло на других (невиноватых), нужно видеть положительные качества в людях» (из самоотчета 5).

     АЛЕША Ш.: «Я узнал, что окружающие обо  мне имеют неплохое мнение»  (из самоотчета 3). «Упражнения на  этих занятиях помогли многим  из нас раскрыться, поведать о чем-то сокровенном, а другим , в свою очередь, узнать новое о человеке, что поможет в дальнейшем  общении с людьми» (из самоотчета 5).

     ЖЕНЯ М.: «Мне мешает быть более откровенным  боязнь оценки других, насмешки, упреки с их стороны» (из самоотчета 3). «Я понял, что бояться публики не стоит, пусть она думает плохо, но все равно найдутся те, кто думает хорошо» (из самоотчета 4).

     ОЛЯ Т.: «Сегодня  меня удивило – я открыла  для себя некоторых людей совершенно  с другой стороны» (из самоотчета 1). «Сегодня все показали себя с новой стороны и выделить кого-то особенно не могу. Возможно, в будущем, я смогу выделить кого-то, но мне кажется, что это будет каждый со своими оригинальными качествами» (из самоотчета 3).

     ИГОРЬ Д.: «Мне мешает включиться в работу дискомфорт, чувство отрицательного мнения других» (из самоотчета 2). «Сегодня я открыл новое в людях: все по-разному воспринимали мои пожелания, я был поражен тем, что мне желали столько всего хорошего» (из самоотчета 3).

     СОНЯ М.: «Мне плевать на людей » (из самоотчета 1). «Новое я узнала о других то, что почти все говорили хорошие друг про друга, правду»(из самоотчета 3). «Нужно принимать других людей такими, какие они есть, ни пытаться их изменить» (из самоотчета 5).

    

Жизненные принципы, которые  осознали участники тренинга.

 

     АНЯ К.: «Я, лично, сделала для себя вывод  по поводу своей цели: что всегда  уверенных людей не бывает. И  ещё: я смогла понять во время  занятий, что я стала намного  терпимее к людям» (из самоотчета 7).

Информация о работе Развитие Я-концепции у подростков