Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план, направленный на формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………..……………………………............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста………15
1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20
1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31
2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………………………...40
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………............................46
2.4. Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………50
Заключе-ние…………………...………………………………………………..……52
Литерату-ра……………………………………...…………………………………...54
Приложение 1…………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….....66
Приложение 3…………………………………………………………………….....67
Приложение 4…………………………………………………………………….....68

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Галя Развитие воображения у дошкольников переделанный.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

     Растущая познавательная  потребность малыша во многом удовлетворяется           с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что                 ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному                          восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения. Следовательно, воображение значительно расширяет границы его              познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Например, в игре ребенок спасает товарищей во время шторма, мужественно ведет корабль. Это «участие»                      обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт,                 позволяет более глубоко познавать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

     Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

     Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

     До 3 - х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3- 4 лет не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет - заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы - атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М. Г. Витязь). Например, увидел белый халат, - стал играть в больницу, увидел весы, - стал «продавцом». Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, камешки и прочее) [17]. Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы без наглядной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает.

     В 4 - 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем, включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым.  Мечты ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

     В 6 - 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

     О возрастании целенаправленности воображения на протяжении                      дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. Младшие                   дошкольники играют 10 - 15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с                      реальными функциями. В 4 - 5 лет игра длится 40-50 минут, а в 5 - 6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней.

     Для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

      Развивая воображение ребенка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

     Творческий характер  воображения зависит от того, в какой мере дети                       владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и                    художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные, используя такие приемы                        воображения, как антропоморфизация, агглютинация, гиперболизации и                        другие. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся более разнообразными, богатыми, эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным      смыслом.

     Итак, выделим основные  особенности развития воображения  в раннем                  возрасте:

  • складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;
  • воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая                   ситуация и игровое переименование предметов;
  • воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними [22].

     Особенности  развития воображения в дошкольном  возрасте                   следующие:

  • воображение приобретает произвольный характер, предполагая                    создание замысла, его планирование и реализацию;
  • оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  • воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [35].

     Надо сказать, что развитие воображения таит в себе и некоторые опасности. Одна из них – это появление детских страхов. Все родители замечают, что у детей уже с четырех-пяти лет появляются самые различные страхи: дети могут бояться темноты, потом уже более определенно – скелетов, чертей и пр. Появление страхов является спутником и своего рода показателем развивающегося воображения. Это явление очень нежелательное, и когда страх появляется, надо помочь ребенку поскорее избавиться от него.

      Конечно, прежде всего, следует постараться не допустить тех воздействий, которые могут травмировать ребенка, вызвать в его воображении болезненные образы. Часто страхи детей появляются после фильмов и книг, очень безобидных и забавных на наш взгляд. Но надо помнить, что воображение ребенка достраивает то, что он еще не знает, заменяет ему те сведения о действительности, которых у него нет и которыми располагаем мы, взрослые. Это для нас очевидно, что Вий – это выдумка, что Бабы-Яги не существует, а Кащей Бессмертный очень даже мил в фильме-сказке. Но представьте себя на месте ребенка, попробуйте посмотреть на все его глазами. Для него все это может быть реальностью, причем такой, что воображение помогает ему видеть эту реальность в своей жизни, переносить ее в свой мир. Поэтому надо очень внимательно относиться к тем впечатлениям, которые получает ребенок, отбирать их в соответствии с возрастом и особенностями нервной системы малыша. Ведь возникший страх может стать навязчивым, перерасти в невроз, и тогда ребенку уже потребуется помощь детского невропатолога или психиатра.

      Но если страх уже возник, то, конечно, надо попробовать как можно скорее избавить от него ребенка. Характерно, что нередко наиболее действенным оказывается следовать не логике реальности, а перейти в логику воображения ребенка. Далеко не всегда поможет приговаривание о том, что чертей не бывает, что бояться темноты глупо, что никаких скелетов нет, и т. п. Психолог 3. Н. Новлянская приводит пример с девочкой, которая боялась, что в ее комнату залетит черный цветок. Никакие уговоры не помогали, но когда мама по совету психолога сказала, что кактус на окне охраняет девочку и не пустит к ней черный цветок, ребенок успокоился и страх исчез [7].

      Вторая опасность, таящаяся в развитии воображения, состоит в том, что ребенок может полностью уйти в мир своих фантазий. Ведь действительно, уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями. И именно здесь таится опасность ухода от действительности в фантазию, грезу, мечту, что особенно часто происходит в подростковом и юношеском возрасте. Жить без мечты невозможно, но если ребенок живет только мечтами и фантазиями, не воплощая их в жизнь, то он может превратиться в бесплодного мечтателя.

      Именно поэтому, начиная уже со старшего дошкольного возраста важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным.

     Проанализировав  вышесказанное, можно сделать вывод: воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Важное  значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности - игра, рисование, лепка и др. Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый - его педагогическая позиция, креативность, личность его в целом.  Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства деятельностью детей следует обогащать представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение и т.д. Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.

 

 

 

1.3. Игра детей дошкольного возраста

 

     О.М. Дьяченко, утверждает, что достаточно часто можно слышать от детей                     такую просьбу: «Поиграй со мной!». В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представленный, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [10].

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что  само по себе очень важное занятие. С ее помощью можно развивать внимание, память,                     воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки,                    развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают ребенку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать.

     Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение                  анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. О.М. Дьяченко,                  утверждает, что игры направленные на развитие внимания формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Игры, направленные на развитие памяти, так же как и на развитие внимания                      постепенно делают эти процессы произвольными. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнить что - либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, т.е. подобрать средства, облегчающие процесс запоминания [10].

     Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие                  воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом                  определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие                       возможности на решении разных задач. Важнейшим средством развития личности ребенка в целом и познавательных психических процессов является игра. Особое                  значение имеют игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры,                         которые развивают у малыша элементарные математические представления,                   знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. Почти для каждой игры даются варианты упрощенного или усложненного ее                 проведения.

     В игре как утверждает А..К. Бондаренко, умственная активность детей всегда              связанна с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как                    действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения  задуманного:  прежде чем  отправится  в  полет,  необходимо соорудить самолет; для магазина                надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника [4].

     Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается и тем фактом, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные                   впечатления - комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг,                      постановок, фильмов. Творческое воображение ребенка, констатирует                                 А.К. Бондаренко, особенно ярко проявляется и развивается в игре,                         конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле. Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники объединяют в игре разные                     события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок. А.К. Бондаренко                    утверждает, что решению многих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно - ролевые, творческие игры. Психолог приводит их в качестве иллюстрации развития творческого воображения детей при создании игрового замысла,                 формирования культуры их взаимоотношений, в познании окружающей жизни,                  литературных произведений, изобразительного искусства, образной игрушки [3].

Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста