Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:39, дипломная работа
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план, направленный на формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………..……………………………............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста………15
1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20
1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31
2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………………………...40
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………............................46
2.4. Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………50
Заключе-ние…………………...………………………………………………..……52
Литерату-ра……………………………………...…………………………………...54
Приложение 1…………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….....66
Приложение 3…………………………………………………………………….....67
Приложение 4…………………………………………………………………….....68
№ |
Ф.И. реб-ка |
Характер решения задач |
Уровень |
1. |
Толя А. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
2. |
Владислава А. |
Не испытывает трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. |
3 уровень |
3. |
Вова В. |
Испытывает значительные трудности при выполнении задания. |
1 уровень |
4. |
Валерия Г. |
Испытывает значительные трудности при выполнении задания. |
1 уровень |
5. |
Рома Е. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
6. |
Таня И. |
Не испытывает трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. |
3 уровень |
7. |
Миша М. |
Испытывает значительные трудности при выполнении задания. |
1 уровень |
8. |
Коля П. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
9. |
Наташа Т. |
Испытывает значительные трудности при выполнении задания. |
1 уровень |
10. |
Федя Т. |
Испытывает значительные трудности при выполнении задания. |
1 уровень |
11. |
Маша Ф. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
12. |
Света Ш. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
3 уровень |
13. |
Павлик Ш. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
14. |
Александра Ч. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
15. |
Калерия Я. |
Не испытывает трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. |
3 уровень |
16. |
Андрей Л. |
Испытывает значительные трудности при выполнении задания. |
1 уровень |
17. |
Александра П. |
Испытывает значительные трудности при выполнении задания. |
1 уровень |
18. |
Даша Б. |
Испытывает значительные трудности при выполнении задания. |
1 уровень |
19. |
Рома Р. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
20. |
Алеша Г. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
4 ребёнка имеют 3 уровень, что составило 20%; 8 детей – 2 уровень (40%); 8 детей – 1 уровень (40%).
Анализ результатов по методике «Свободный рисунок»
Анализ результатов по методике
«Свободный рисунок» показал, что в
большинстве работ (14 рисунков исследуемой
старшей группе, т.е. 70% от
общего числа работ) слабо просматривается
фантазия, не проработаны
На констатирующем этапе исследования не было выявлено детей с очень высоким и высоким уровнями развития воображения, рисунки которые отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью, а также не выявлены работы с очень низким уровнем развития воображения, которые отличались бы лишь отдельно нарисованными штрихами. Результаты данного вида диагностики отражены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты исследования в старшей группе
№ п/п |
Имя ребенка |
Возраст |
Баллы |
Уровень |
1 |
Толя А. |
5.3 |
3 |
низкий |
2 |
Владислава А. |
5.2 |
7 |
средний |
3 |
Вова В. |
5.4 |
4 |
низкий |
4 |
Валерия Г. |
5.6 |
4 |
низкий |
5 |
Рома Е. |
5.7 |
4 |
низкий |
6 |
Таня И. |
5.1 |
5 |
средний |
7 |
Миша М. |
5.4 |
3 |
низкий |
8 |
Коля П. |
5.3 |
3 |
низкий |
9 |
Наташа Т. |
5.5 |
3 |
низкий |
10 |
Федя Т. |
5.6 |
4 |
низкий |
11 |
Маша Ф. |
6.5. |
3 |
низкий |
12 |
Света Ш. |
6.4. |
6 |
средний |
13 |
Павлик Ш. |
6.6 |
3 |
низкий |
14 |
Александра Ч. |
6.3. |
7 |
средний |
15 |
Калерия Я. |
5.3 |
5 |
средний |
16 |
Андрей Л. |
5.4 |
3 |
низкий |
17 |
Александра П. |
6.2 |
3 |
низкий |
18 |
Даша Б. |
6.0 |
3 |
низкий |
19 |
Рома Р. |
5.7 |
5 |
средний |
20 |
Алеша Г. |
5.5 |
3 |
низкий |
Средний балл |
4,1 |
В таблице 5 отображен средний показатель, полученный в результате суммирования индивидуальных результатов исследуемой группы.
Таблица 5 - Средний показатель уровня
развития воображения
Исследуемые |
Уровень развития | ||||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | |
Старшая группа |
0 |
0 |
6 детей (30%) |
14 (70%) |
0 |
Вывод: В воспитательном процессе данного дошкольного общеобразовательного учреждения проблеме развития воображения уделялось недостаточное внимание. В связи с этим работы воспитанников не отличались эмоциональностью и красочностью, правда, в некоторых работах можно было выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей.
Анализ результатов
На основе общего числа полученных данных (таблица 6) были выявлены следующие результаты:
Таблица 6 – Результаты исследования по методике «Придумай игру» (констатирующий эксперимент)
№ п/п |
Ф. И ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Результат |
1. |
Толя А. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
6 |
2. |
Владислава А. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
8 |
3. |
Вова В. |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
4 |
4. |
Валерия Г. |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
5 |
5. |
Рома Е. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
6. |
Таня И. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
7 |
7. |
Миша М. |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
8. |
Коля П. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
9. |
Наташа Т. |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
5 |
10. |
Федя Т. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
7 |
11. |
Маша Ф. |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
6 |
12. |
Света Ш. |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
4 |
13. |
Павлик Ш. |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
14. |
Александра Ч. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8 |
15. |
Калерия Я. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
16. |
Андрей Л. |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 |
17. |
Александра П. |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
6 |
18. |
Даша Б. |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
5 |
19. |
Рома Р. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
20. |
Алеша Г. |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
7 |
Из 20 детей
у 5 – высокий уровень (25%);
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента были определены уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены дети, которые с трудом сочиняют, фантазируют в различных ситуациях. Оригинальных творческих решений очень мало, многие из них выполнены с небольшой подсказкой взрослых – всё это ещё раз доказывает, что необходима работа по формированию у детей творческого решения заданий, развитию детской фантазии, развитию их индивидуальности и оригинальности решений.
2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста
Результаты констатирующего эксперимента позволили разработать план работы со старшими дошкольниками, направленный на развитие воображения.
С этой целью были подобраны серии игровых, развивающих упражнений. Для работы с детьми были определены следующие приёмы, которые, по мнению учёных (Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко), способствуют развитию воображения и оказывают помощь ребёнку в создании образа в рисунке, в ручном труде, в составлении предложений и т.д.: приём незаконченного рисунка, дорисовывание. Занятия рассчитаны на проведение 1 - 2 раз в неделю. При организации работы с детьми учитывались их возрастные и индивидуальные особенности развития воображения.
Таблица 7 - План работы по развитию воображения
№ п/п |
Название занятия |
Цель |
Форма проведе-ния |
Краткое содержание |
1. |
«На что похоже?» |
Активизиро-вать процесс воображения |
Дидакти-ческая игра |
Ребенку предлагается набор различных фигур, вырезанных по контуру из белой бумаги. Внимательно рассмотрев фигуры, ребенок должен сказать, на что похожа каждая из них. Можно предложить детям дорисовать воображаемый объект. |
2. |
«Плетение ковриков» |
Развивать воображение и творческие способности |
Ручной труд |
Каждому ребенку даётся набор узких длинных полосок их цв.бумаги, а также основа для плетения. Детям предлагается выдумать красивый необычный узор и сплести коврик. |
3. |
«Удочка» |
Развивать воображе-ние, внимание, играть в коллективе |
Подвиж-ная игра |
Дети становятся по кругу, воспитатель в центре. В руках у него шнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком. По сигналу: «Ловлю!» – воспитатель вращает шнур, постепенно удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. Если мешочек коснулся ног играющих, значит он попался на удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур пока кого-нибудь не поймает. |
4. |
«Что бы было, если...» |
Развивать воображение и творческие способности |
Игровые ситуации |
Детям задают вопросы:
|
5. |
«На что похожи облака?» |
Формировать творческое воображение |
Наблюде- ние |
На прогулке дети наблюдают за облаками и фантазируют на что же они похожи. |
6. |
«Узелки» |
Развивать у детей воображение и ловкость |
Разви-вающая игра |
Игра требует наличия трениро-
3. Какой из узлов лучше и почему? (например, сравнить номера: 3 и 4, 10 и 11,12,13 и 14). 4. Придумай новые узлы: смешные; красивые; прочные. 5.Придумай фокус с узелком. 6.Сделай узор из узелков, используя несколько шнуров. |
7. |
«Состав-ление предложе-ний» |
Активизиро-вать процесс воображение |
Словес-ная игра |
Детям предлагается составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например: комнатные растения (любое название), человек, дом). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова. |
8. |
Рисование |
Развивать творческое воображение |
Рисова-ние в технике тонирова- |
На листе бумаги оставляют цветовые пятна (краски 2-3 цветов). Затем на бумагу накладывается кусок прозрачной пленки. Поверхность разглаживают ватой, чтобы краски растеклись и смешались. Резким движением снизу вверх пленку отдергивают. В зависимости от использованных цветов детям предлагается увидеть в полученном изображении либо пожар (красная, желтая, черная краски), либо северный полюс (голубая, зеленая, белая), либо космос (черная, синяя, фиолетовая, желтая краски). Изображения можно дополнить аппликацией. |
9. |
«Море волнуется» |
Активизиро-вать творческое воображении, играть в коллективе |
Подвиж-ная игра |
Дети выбирают ведущего. Пока остальные играющие свободно двигаются по площадке, ведущий произносит следующие слова: Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три! Любая фигура замри! После этих слов игроки должны замереть, изображая какую-нибудь фигуру. По просьбе ведущего каждый ребенок показывает движения, характерные для изображенного объекта. Выбирается лучшая фигура, и игрок, изображавший ее, становится ведущим. Игра продолжается. |
10. |
«Небыли-цы» |
Развивать воображение и учить де-тей фантази-ровать |
Словес-ная игра
|
Каждому ребенку задается серия вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали? Детей просят отвечать необычно, чтобы получились невероятные небылицы. |
11. |
«Фантастическое растение» |
Развивать у детей простран-ственное мышление и воображение |
Ручной труд |
Детям даются бумажные заготовки (цилиндры, кубы, конусы, полоски и др.), а также разнообразный бросовый материал. Предлагается придумать и смастерить фантастическое растение, сказать, как оно называется, где живет и т.д. |
12. |
«Кто что делает?» |
Развивать у детей воображение способность по действию представлять животных |
Этюды |
Ребенку предлагается представить, что он: - червячок; - ветер; - цветок; - дверь; - телевизор. Педагог просит показать, что делает воображаемый объект, рассказать, о чем он думает. |
13. |
«Поезд» |
Развивать логическое мышление и воображение |
Подвиж-ная игра |
Дети строятся друг за другом; первые - держат два цв. круга (фонари). Остальные дети – вагоны. По сигналу воспитателя: «Поезд отправляется!» – дети идут между рейками; по сигналу: «Быстрее!» – бегут; по сигналу: «Поезд подходит к станции» – останавливаются. На остановке дети могут побегать, погулять. Закончить игру можно большей остановкой; дети шагают стоя на месте – стучат колёса. Шагают всё медленнее и медленнее – поезд останавливается. |
14. |
Рисование |
Развивать творческое воображение |
Рисова-ние в технике «кляксо- |
Дети делают несколько больших клякс жидкой краской в центре листа бумаги. После этого через соломинку соединяют капли краски, раздувают их в разные стороны. В полученном рисунке угадывается какое-либо изображение, которое можно в дальнейшем дополнить аппликацией. |
15. |
«Чепуха» |
Активизиро-вать процесс воображения |
Словес-ная игра |
Ведущий предлагает игрокам задумать какое-нибудь слово (имя существительное). Затем педагог задаёт поочередно детям вопросы: Что ты ел? На чем летал? С кем ты дружишь? На чем спишь? Чем расчёсывался? и др. Отвечая на вопрос, ребенок должен назвать задуманное им слово. Тот, у кого ответ совпадает по смыслу с вопросом, становится ведущим. |
16. |
«Совуш-ка» |
Формировать способность входить в образ |
Подвиж-ная игра |
Дети, изображая птичек, находятся на одной стороне комнаты на скамейках. Один из играющих совушка надевает шапочку совы и влезает повыше на гимнастическую стенку. Дети бегают, помахивая рука-ми, изображают птичек, останавливаются. Воспитатель произносит слова: Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Глазами не глядит, Да вдруг как…. полетит! Совушка спускается сверху и бежит, помахивая руками; все птички улетают. Птичку, которая не успеет спрятаться, совушка может унести с собой.когда совушка улетит на охоту, птичка должна улететь. |
17. |
«Угадай, что в мешочке» |
Развивать процесс воображения |
Дидакти-ческая игра |
В мешочек помещают предметы какой-либо группы (или овощи, или игрушки, или животные и пр.). Вначале воспитатель поясняет детям: «У нас в чудесном мешочке лежит то, что мы едим. Что же это такое? Как это одним словом называется?». Своим словом воспи-татель вносит элемент загадо-чности, занимательности. Узнавание каждого предмета производится на ощупь, после этого дети угадывают, как называется группа. |
18. |
«Живые лепестки» |
Закреплять представление о делении цветов на тёплые и холодные |
Дидакти-ческая игра |
Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. Двум водящим раздаются круги: оранжевый – «Солнышко» и голубой – «Льдинка». Остальные дети получают по лепестку. Водя-щие встают друг напротив друга с поднятыми кружками и зовут: «Я - льдинка, все холодные цвета, ко мне!»; «Я – солнышко, все теплые цвета, ко мне!». Дети-лепестки встают в ряд так, чтобы самые тёплые цвета были поближе к «солнышку», а другие дальше от него. Так же располагаются и холодные цвета. |
Параллельно с играми подобрано
достаточно разнообразная серия
игровых упражнений для развития воображения
детей дошкольного возраста
Вывод. При проведении формирующего эксперимента дети были вовлечены в активную творческую деятельность. В процессе игр и наблюдений, рисования и конструирования, а также выполнения разнообразных творческих заданий дети учились создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, старались контролировать степень соответствия результата поставленной задачи. В ходе выполнения творческих заданий дети проявляли высокую активность, старались отличиться от других, выделиться оригинальностью решений. Положительные результаты, удача в выполнении задания еще больше стимулировали детей к творчеству.
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
На завершающем этапе исследования был проведен контрольный эксперимент, с целью проверки эффективности апробированных приёмов развития воображения, чтобы выявить и усилить желание детей полнее использовать в игре имеющиеся у них знания. Контрольный эксперимент позволил оценить результативность формирующего эксперимента.
В процессе исследования использовались те же методики, что и при проведении констатирующего эксперимента. При изучении умения детей творчески использовать знания в конкретных условиях и обстоятельствах результаты значительно улучшились. Общие показатели развития воображения в контрольном эксперименте отражены в таблице 8.
Таблица 8 - «Изучение умения гибко использовать
знания и творчески их применять в
конкретных условиях и обстоятельствах»
№ |
Ф.И. реб-ка |
Характер решения задач |
Уровень |
1. |
Толя А. |
Не испытывает трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. |
3 уровень |
2. |
Владислава А. |
Не испытывает трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. |
3 уровень |
3. |
Вова В. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
4. |
Валерия Г. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
5. |
Рома Е. |
Не испытывает трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. |
3 уровень |
6. |
Таня И. |
Не испытывает трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. |
3 уровень |
7. |
Миша М. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
8. |
Коля П. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
9. |
Наташа Т. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
10. |
Федя Т. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
11. |
Маша Ф. |
Не испытывает трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. |
3 уровень |
12. |
Света Ш. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
13. |
Павлик Ш. |
Не испытывает трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. |
3 уровень |
14. |
Александра Ч. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
15. |
Калерия Я. |
Не испытывает трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. |
3 уровень |
16. |
Андрей Л. |
Испытывает значительные трудности при выполнении задания. |
1 уровень |
17. |
Александра П. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
18. |
Даша Б. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
19. |
Рома Р. |
Не испытывает трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. |
3 уровень |
20. |
Алеша Г. |
Испытывает особые затруднения не при размещении, а при объяснении. |
2 уровень |
Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста