Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:39, дипломная работа
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план, направленный на формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………..……………………………............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста………15
1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20
1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31
2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………………………...40
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………............................46
2.4. Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………50
Заключе-ние…………………...………………………………………………..……52
Литерату-ра……………………………………...…………………………………...54
Приложение 1…………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….....66
Приложение 3…………………………………………………………………….....67
Приложение 4…………………………………………………………………….....68
8. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
9. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8
10. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
11. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16
12. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004
13. Зиньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
14. Кириллова Г. Д. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2003
17. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
18. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001
19. Крутецкий В.А. Психология. М., 2006
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2005
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 3. Психология образования. М., 2003
23. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1989.
24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М., 2004
26. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. М., 2006
27. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 2007. № 6
28. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. 2004. № 9
29. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М., 1984.
30. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших дошкольников. - М., 1993.
31. Рибо Т. Творческое воображение. М, 2001.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 2003
33. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2004
34. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. М., 2006
35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2007
36. Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч. М.-Л., 2000. Т. 8
37. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М., 1991
38. Щербакова А.И. Практикум по общей психологии. М., 2000
39. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Айрис-пресс, 2005
Приложение 1.
Игры, способствующие развитию воображения.
Слово за слово.
Количество играющих: шесть и более
Возраст: с 4-х лет
Время: 10 минут
Место для игры: любое
Дети встают в круг. Водящий стоит в середине и называет какое - то существительное, к примеру «поезд». Остальные стараются как можно быстрее подобрать подходящее к нему слово, скажем «вагон». Кто первым назвал слово, меняется с водящим местами. За «вагоном» следуют «купе» и «ресторан» и т. д. Когда дело дойдет до «рельс», дети могут немного передохнуть.
Если все ассоциации исчерпаны, водящий предлагает новое слово.
Фантазеры
Количество играющих: четыре и более
Возраст: с 4-х лет
Время: 10 минут
Место для игры: любое
Дети свободно располагаются возле ведущей. Она рассказывает историю о том, как все вместе отправились в поход. Дети по ходу рассказа озвучивают его, сопровождая подходящими звуками. Ведущая старается придумать особо шумные события, не забывая при этом и о самых повседневных звуках. К тому же она делает паузы, чтобы у детей было время пошуметь, прежде чем рассказ продолжится. Например, так: «Наконец-то рюкзаки сложены. Захлопнулась дверь, и мы что было сил помчались в лес. Топ, топ, бум, шлеп! Внезапно все наши звуки поглотил лес.
- Хочешь — топай, хочешь — прыгай. Совершенно бесшумно. Только жужжание пчел и птичий щебет. Вдруг раздался страшный грохот и треск. Ох, как мы испугались! Наши сердца стучали так громко и часто, что, наверное, их было слышно за километр. Но что это было? Оказалось, дровосеки рубили сухие деревья в лесу.
Стало так шумно, что временами мы не слышали друг друга. Бегом мы бросились назад в долину рек. Внизу шум становился все глуше, и, наконец, все стихло. Перед прыжком в воду решили перекусить.
Ну и чавканье было! И хлюпанье! Но вот кто-то уже взбирается на скалу в поисках места для прыжка. «Идите сюда!» - «Идите сюда!» - издалека ответило эхо. Мы стали подниматься на зов и скоро оказались перед входом в пещеру. Осторожно заглянули внутрь: а вдруг там прячется зверь? "Ш - ш - ш..." - послышалось из пещеры...»
Шумные слова
Коли ч ест во играющих: четыре и более
Возраст: с 4-х лет
Время: 10 минут
Место для игры: дом
Дети стоят напротив друг друга, разделившись на две, по возможности, равные группы. Ведущая одной из групп говорит (только им) слово «паровоз» или «водопад» и т. д. А дети стараются изобразить понятие с помощью звуков.
Другая группа старается по звукам угадать слово. Если это им удалось, ведущая называет новое слово, и группы меняются ролями.
Чепуха
Коли ч ест во играющих: четыре и более
Возраст: с 3-х лет
Время: 10 минут
Место для игры: дом
Дети сидят в кругу. Кто-то начинает игру и говорит первое пришедшее в голову слово. Ребенок, сидящий рядом, повторяет это слово и добавляет еще одно от себя. Так, слово за словом, складывается рассказ. Причем дети могут решать по ходу игры, будет он иметь смысл или просто станет цепочкой слов. Когда каждый присоединит по пять слов, кто-то может начать игру заново. Если играет больше шести детей, то количество кругов можно уменьшить.
С четвертой попытки правильный ответ все же должен быть найден. С каждой подсказкой пластилиновых дел мастер получает одну фасолину. Подсказав в третий раз, он берет себе уже четвертую фасолину. Отгадавший после подсказок получает не пять фасолин, но на одну фасолину меньше за каждую подсказку. Если же никто не смог отгадать, автор получает одну фасолину.
Дети должны стараться лепить что-то непростое, чтобы делать подсказки, но не слишком сложное, чтобы это можно было отгадать. Теперь очередь следующего ребенка лепить фигурку В конце выигрывает ребенок, набравший наибольшее количество фасолин.
Сумасшедшие предметы.
Количество играющих: четыре и более
Возраст: с 6-ти лет
Время: 10 минут
Что понадобится: для каждого ребенка листок бумаги, подписанный его именем, картинки со странными изображениями или «сумасшедшими предметами», о которых будет сказано ниже
Место для игры: комната
Ведущая заранее складывает бумажки в две стопки: в одной - листки с именами детей, а в другой - картинки. Вторая стопка лежит посередине стола или на полу, так чтобы каждый мог без труда до нее дотянуться. Первый ребенок вытягивает из стопки с именами один листок и читает, что там написано. Возможно, прочесть ему помогают другие дети. Например, если на листке написано «Оливер», все, кроме него, тянут по одному листку из второй стопки. Теперь каждый ребенок придумывает, зачем именно Оливеру нужен предмет, изображенный на его листке. Дети по кругу начинают в двух - трех предложениях уговаривать Оливера взять у них что-то. Он слушает и под конец решается взять что-то одно. Возможно, что кто-то из детей уговорит его взять «фловатю». Тогда он отдает ему «фловатю» и взамен получает бумажку с именем Оливера. Теперь из стопки вытягивают еще одну бумажку с именем, и дети получают возможность продолжить «торг». Ребенок, у которого к концу игры окажется наибольшее число бумажек с именами, - победитель.
«Сумасшедшими предметами» могут быть кусочек облака, первые три слова волшебного заклинания, карманный тигр, замок моей мечты, пламя, мешок гвоздей, лакрица в кармане, метла Бабы-яги, много разноцветных леденцов, килограмм сосулек...
Наш маленький город.
Количество играющих: два и более
Возраст: с 4-х лет
Время: 30 минут
Что понадобится: строительные кубики, небольшие коробки, разноцветная бумага, игрушечные машинки, игрушечные человечки, небольшие 1сусочки дерева или опилки и другие материалы, подходящие для детей, цветные карандаши, акварель или гуашь
Место для игры: комната
Дети делятся на небольшие группы, не больше четырех в каждой. Ребята каждой группы садятся вместе за стол и придумывают, какой город они хотели бы построить для себя, если бы это было возможно. После появления замысла приходит время подумать и о том, что нужно для строительства. Так, дети начинают отбирать материалы для домов, улиц, детских площадок и т. д.
Детям нужно постараться так раскрасить фасады домов, чтобы они рассказывали о назначении зданий: на жилом доме может быть нарисована семья, а банк украшен золотыми монетами, на окне булочной пусть будет крендель. Когда дети сделают дома, улицы, деревья, игровые площадки, можно приступить к созданию города. Делать это нужно, конечно, сообща и согласованно. Чтобы избежать ссор, вы можете посоветовать детям вначале попробовать все возможные варианты, а потом выбрать наилучший. Закончив строительство, дети показывают друг другу свои города. Теперь каждому городу пора присвоить имя.
Затем можно и поиграть, а для этого понадобятся куклы и машинки. Возможно, дети будут ездить друг к другу в гости, и из одного города в другой будет ходить автобус.
Вы можете дать детям задание как можно лучше представить себе жизнь в их городе. Для этого они могут проиграть разные события, например как путешествует ребенок по городским улицам, а также путь его родителей, когда они отправляются на работу, и т. д.
Дидактические игры, на развитие воображения
Украсим кукольные платья
Дидактическая задача. Учить детей анализировать сложную структуру и воссоздавать ее из элементов. Закреплять представления о взаимопереходе цветов и форм.
Материал. Демонстрационный: два листа бумаги, на каждом изображены три куклы, платья которых украшены цветным геометрическим орнаментом. Цвета орнамента на одном листе (сверху вниз) - красный, оранжевый, желтый; на другом - желтый, зеленый, синий). Раздаточный: фланелеграфы, наборы геометрических фигур, из которых составлен орнамент. (Детям, сидящим в правом ряду, дают красные, оранжевые, желтые фигуры, те, кто сидит в левом ряду, - получают желтые, зеленые, синие.)
Руководство. Воспитатель показывает детям первый лист: «Смотрите, какой орнамент на платьях у кукол. Давайте рассмотрим по порядку сначала все фигуры у первой (левой) куклы. Какой формы и какого цвета фигуры на орнаменте?» (Ребята подходят к воспитателю по одному, каждый описывает узор сверху вниз, называя форму и цвет каждой фигуры.) А почему оранжевая фигура нарисована между красной и желтой? Правильно, потому что в красную краску как будто добавили желтую, получился оранжевый цвет, а потом добавили еще очень много желтой, так что красный уже и не заметен, получился желтый цвет».
Педагог показывает детям второй демонстрационный лист. Его обследуют быстрее. Дети перечисляют цвета фигур, отмечают, что по форме они такие же, как на первом листе. Выясняется происхождение зеленого цвета и постепенный переход к синему.
По указанию воспитателя дети на фланелеграфах выкладывают орнаменты из имеющихся у них фигур.
Подбери себе соседа
Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.
Материал. Цветные бумажные флажки шести цветов спектра и четырех-пяти оттенков по светлоте (по одному на каждого ребенка).
Руководство. Детям раздают флажки нескольких оттенков
одного и того же цвета. Воспитатель
называет какой-нибудь цвет. К нему подходит
ребенок с флажком данного цвета. Затем
ребенок выбирает себе товарищей
Затем другой группе детей дают флажки разных оттенков другого цвета, и игра повторяется.
Пирамидка
Дидактическая задача. Учить детей высветлению цвета и составлению ряда по светлоте.
Материал. Демонстрационный: рисунок пирамидки из пяти фиолетовых колец понижающейся светлоты (цв. табл. 26). Раздаточный: на каждом столе краски — белая и другого цвета (на разных столах краски разные), листы бумаги, палитры, кисти, банки с водой, тряпочки (по количеству детей).
Руководство. Воспитатель показывает детям образец и спрашивает, какого цвета пирамидка и чем различаются между собой оттенки фиолетового. Выясняется, что верхнее колечко самое светлое – светло - фиолетовое (сиреневое), потом потемнее, еще темнее и внизу - самое темное.
Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста