Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план, направленный на формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………..……………………………............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста………15
1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20
1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31
2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………………………...40
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………............................46
2.4. Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………50
Заключе-ние…………………...………………………………………………..……52
Литерату-ра……………………………………...…………………………………...54
Приложение 1…………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….....66
Приложение 3…………………………………………………………………….....67
Приложение 4…………………………………………………………………….....68

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Галя Развитие воображения у дошкольников переделанный.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………..……………………………............3

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в                         игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7

1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7

1.2. Особенности развития  воображения у детей дошкольного  возраста………15

1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20  

1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

в игровой деятельности…………………………………………………………….23

ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31

2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31

2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного                 возраста……………………………………………………………………………...40

2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой                      деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………............................46

2.4. Рекомендации для воспитателей  и родителей по развитию воображения                  у  детей старшего дошкольного возраста…………………………………………50

Заключение…………………...………………………………………………..……52

Литература……………………………………...…………………………………...54

Приложение 1…………………………………………………………………….....56

Приложение 2…………………………………………………………………….....66

Приложение 3…………………………………………………………………….....67

Приложение 4…………………………………………………………………….....68

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Социально - экономические преобразования в обществе диктуют                           необходимость формирования творчески активной личности, обладающей                  способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача                       развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою                       очередь требует совершенствования учебно - воспитательного процесса с                     учетом психологических закономерностей всей системы познавательных                   процессов.

     Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой                    деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос                      о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

     В психологической литературе имеются различные точки зрения на                 происхождение и развитие воображения. Сторонники одного из подходов                   полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием                   определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд). При этом механизмы                  воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности                                     ребенка).

     Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (Р. Арнхейм, К. Коффка).                                      К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

     Представители третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) объясняют                         происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации,                 накопление полезных привычек).

     В отечественной психологии исследования, посвященные развитию                      воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное                   место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием                игровой деятельности ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.). О.М. Дьяченко утверждает, что есть одно правило, которое необходимо помнить в любых обстоятельствах: дошкольный возраст - это, прежде всего возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности [10].

     Игра, по мнению С. Л. Новоселовой представляет собой особую форму                    познания окружающей действительности. Как и всякая другая деятельность, она осуществляется  в  процессе решения  определенных задач. Специфика                игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой,                         воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.

     По мнению отечественных психологов и педагогов (Л. С. Выготского,              В. В. Давыдова) развитие воображения следует осуществлять внутри                   содержательных видов деятельности: бытовой, трудовой, творческой, игровой деятельности, рисования. Именно в этих условиях у детей наиболее успешно формируются навыки общественной, ориентировочной деятельности, идёт                      овладение общественно выработанными чувственными мерками                                     (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова). Дети в условиях                             организационной деятельности по развитию воображения осваивают и                            жизненное значение, целесообразность различных форм, окраску, величины предметов. Также в развитии воображения участвуют музыкальная,                        изобразительная деятельность и словесное творчество.

      Исходя из вышесказанного, и определив, что воображение в жизни человека играет огромную роль, возникает необходимость рассмотреть его более                         подробно и попытаться выяснить, каким образом его можно развить. Это и                     послужило основанием для выбора темы исследования: «Развитие                  воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой                                деятельности».

Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие            воображения детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игровая деятельность дошкольников как средство     развития воображения.

     В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены                      следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по    проблеме исследования.

2.  Провести диагностику уровней  развития воображения у детей  старшего                 дошкольного возраста.

3. Разработать   и апробировать план, направленный  на формирование и                развитие воображения у детей  старшего дошкольного возраста. 

4. Составить рекомендации  для воспитателей и родителей  по развитию                     воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование игры влияет на развитие воображения старших дошкольников.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в обобщении               теоретического материала по теме исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нашем                    экспериментальном исследовании был накоплен теоретический и практический материал по развитию воображения у дошкольников. Разработанный план                   работы по развитию воображения у старших дошкольников может                        использоваться воспитателями и психологами,  как методический материал для работы с детьми в ДОУ.

     В качестве основных методов исследования были определены:

  • теоретический анализ психолого- педагогической литературы;
  • формирующий эксперимент (в форме развивающих игр и упражнений                с детьми старшей труппы);
  • констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на                выявление индивидуальных особенностей развития воображения и              фиксацию результатов, достигнутых после проведенной работы.

Организация работы: Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с № 31 «Дюймовочка» г. Зеленогорска Красноярского края.                              В исследовании принимали участие  дети старшей группы в количестве                              20 человек.  

Структура данной работы полностью соответствует цели и задачам дипломного исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (39 источников) и 4 приложений. Общий объем работы составляет  страниц 68.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения                              в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях

 

     Человек постоянно  вступает в контакт с окружающей его средой.                            Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. По мнению               В. С. Мухиной, одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и               явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена                        обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и                             целенаправленно изменять ее [20].

     Следует отметить, что воздействие  животного на внешнюю среду  и                          изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия.                             В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно,                  направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей -строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой                         хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее                   намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом - его воплощение на практике.

     Таким образом, рассматривая процесс  создания человеком чего - либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс - процесс создания новых психических образов - и получил название воображения.

     Итак, воображение - это процесс преобразования представлений,                        отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых                            представлений.

     Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Говоря о воображении, можно лишь подчеркнуть преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, говорится о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, говорится о деятельности воображения [16].

     Следует  отметить, что образы воображения  создаются только путем                       переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной                  действительности.

     Говоря о воображении, нельзя  недооценивать его роль в психической                        деятельности человека, потому что определенная переработка образов                           действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой - либо предмет или событие, мы очень часто не в                   состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала,                                          выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего                       воображения [20].

     В значительно большей степени  деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не                  воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

     Деятельность воображения самым  тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представления желаемого может вызвать у человека                 позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему         отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста