Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:39, дипломная работа
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план, направленный на формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………..……………………………............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста………15
1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20
1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31
2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………………………...40
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………............................46
2.4. Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………50
Заключе-ние…………………...………………………………………………..……52
Литерату-ра……………………………………...…………………………………...54
Приложение 1…………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….....66
Приложение 3…………………………………………………………………….....67
Приложение 4…………………………………………………………………….....68
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………..……………
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7
1.2. Особенности развития
воображения у детей
1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20
1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
в
игровой деятельности………………………………………………
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31
2.2. План работы по развитию воображения
детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения
в игровой
деятельности у детей старшего дошкольного
возраста ………...........................
2.4. Рекомендации для воспитателей
и родителей по развитию
Заключение…………………...…………………………
Литература……………………………………...………
Приложение 1……………………………………………………………………...
Приложение 2……………………………………………………………………...
Приложение 3……………………………………………………………………...
Приложение 4……………………………………………………………………...
Введение
Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно - воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
В психологической литературе
имеются различные точки зрения на
происхождение и развитие воображения.
Сторонники одного из подходов
полагают, что генезис творческих процессов
связан с созреванием
определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд).
При этом механизмы
воображения оказывались обусловленными
внешними по отношению к этому процессу
характеристиками (развитие интеллекта
или развитие личности
Другая группа
исследователей считает, что генезис воображения
зависит от хода биологического созревания
индивида (Р. Арнхейм, К. Коффка).
Представители третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).
В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.). О.М. Дьяченко утверждает, что есть одно правило, которое необходимо помнить в любых обстоятельствах: дошкольный возраст - это, прежде всего возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности [10].
Игра, по мнению С. Л. Новоселовой представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Как и всякая другая деятельность, она осуществляется в процессе решения определенных задач. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
По мнению отечественных
психологов и педагогов (Л. С. Выготского,
В. В. Давыдова) развитие воображения следует
осуществлять внутри
содержательных видов деятельности: бытовой,
трудовой, творческой, игровой деятельности,
рисования. Именно в этих условиях у детей
наиболее успешно формируются навыки
общественной, ориентировочной деятельности,
идёт
овладение общественно выработанными
чувственными мерками
Исходя из вышесказанного,
и определив, что воображение в жизни человека
играет огромную роль, возникает необходимость
рассмотреть его более
подробно и попытаться выяснить, каким
образом его можно развить. Это и
послужило основанием для выбора темы
исследования: «Развитие
воображения у детей старшего дошкольного
возраста в игровой
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность дошкольников как средство развития воображения.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план, направленный на формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации
для воспитателей и родителей
по развитию
Гипотеза исследования: использование игры влияет на развитие воображения старших дошкольников.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в обобщении теоретического материала по теме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нашем экспериментальном исследовании был накоплен теоретический и практический материал по развитию воображения у дошкольников. Разработанный план работы по развитию воображения у старших дошкольников может использоваться воспитателями и психологами, как методический материал для работы с детьми в ДОУ.
В качестве основных методов исследования были определены:
Организация работы: Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с № 31 «Дюймовочка» г. Зеленогорска Красноярского края. В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек.
Структура данной работы полностью соответствует цели и задачам дипломного исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (39 источников) и 4 приложений. Общий объем работы составляет страниц 68.
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях
Человек постоянно
вступает в контакт с окружающей
его средой.
Следует отметить, что воздействие
животного на внешнюю среду
и
изменение внешней среды человеком имеют
принципиальные различия.
Таким образом, рассматривая
Итак, воображение - это процесс преобразования
представлений,
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Говоря о воображении, можно лишь подчеркнуть преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, говорится о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, говорится о деятельности воображения [16].
Следует
отметить, что образы воображения
создаются только путем
Говоря о воображении, нельзя
недооценивать его роль в психической
В значительно большей степени
деятельность воображения прису
Деятельность воображения
Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста