Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:39, дипломная работа
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план, направленный на формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………..……………………………............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста………15
1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20
1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31
2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………………………...40
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………............................46
2.4. Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………50
Заключе-ние…………………...………………………………………………..……52
Литерату-ра……………………………………...…………………………………...54
Приложение 1…………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….....66
Приложение 3…………………………………………………………………….....67
Приложение 4…………………………………………………………………….....68
Основное назначение воображения
Л. С. Выготский усматривал,
в организации таких форм поведения,
которые еще не встречались в опыте
человека и соответствуют
новым, изменившимся условиям
среды. Он
выделил три основные функции воображения:
1) познавательную;
Воображение также связано и
с реализацией наших волевых
действий. Так,
воображение присутствует в
Деятельность воображения
Принято считать, что
Каковы же механизмы
1. Агглютинация - элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр).
2. Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон).
3. Заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж).
4. Схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов.
5. Типизация - выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе [27].
Следует
также отметить, что воображение
из - за особенностей ответственных за него физиологических
систем в определенной мере связано с
регуляцией
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
Существуют различные виды воображения. В основании для выделения видов воображения могут лежать: степень субъективного контроля, степень уникальности образа, особенности предмета представления и т.д.
Таблица 1 - Виды воображения
Основание для выделения |
Виды воображения |
Степень субъективного контроля |
Непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) |
Степень уникальности образа |
Воссоздающее, творческое |
Особенности предмета представления |
Визуальное, абстрактно - логическое |
Модальный признак |
Зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, органическое |
Отношение к неосуществимому |
Фантазия |
Отношение к возможному будущему |
Мечта |
Форма существования материи |
Представление пространства, |
При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и тому подобное.
Крайним случаем
Со сновидениями всегда было
связано множество
Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для него характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы. Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе
создаются субъективно новые образы, новые
для данного человека, а
объективно они уже существуют, воплощены
в определенных предметах
культуры. Воссоздание образа может происходить
на основе словесного
Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение - продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций. Е. А. Сошина выделила две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциацию и ассоциацию [30].
Диссоциация - это подготовительная
операция, в ходе которой прошлый чувственный
опыт субъекта, те или иные впечатления
подвергаются
Ассоциация - создание
целостного образа из элементов вычлененных
Визуальное воображение - это такое воображение, за которым стоит конкретный визуальный образ.
Абстрактно - логическое воображение - такой вид воображения, за которым стоят абстрактные понятия, а также логические соотношения.
Образ представление времени - это продукт такого представления,
Образ представление пространства - это такой образ, с которым можно
совершать следующие операции: мысленное
вращение, масштабное
Мечта - особая форма воображения. Мечта
всегда направлена в будущее, на перспективы
жизни и деятельности конкретной личности.
Мечта позволяет человеку намечать будущее
и организовывать свое поведение для его
осуществления. Образы, созданные в мечте,
отличаются ярким, живым,
Нередко мы используем
воображение для создания
Фантазия - это такой вид воображения, в котором отсутствует связь желаемого будущего с настоящим. В этом случае мечта из стимула действия может превратиться в заместителя действия и переродиться в мечтательность, в фантазию.
Следовательно мечта
образует особую форму
Различают в психологии также активное и пассивное воображение.
Пассивным называется воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, в сновидениях, в состояниях полусна или горячечного бреда. Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на воссоздающее и творческое.
Рассмотрев воображение и его роль
в психической деятельности человека,
следует отметить, что человек не рождается
с развитым воображением.
1.2. Особенности развития воображения
Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение в жизни
ребенка играет большую роль, чем в жизни
взрослого. Оно проявляется гораздо чаще
и допускает значительно более легкий
«отлет» от действительности. И главное
- дети верят в то, что придумывают.
Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста