Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:10, научная работа
МОУ Иванковская СОШ Фурмановского района работает в экспериментальном режиме уже 19 лет. За это время разработаны и реализованы программы «Русская сельская школа», «Школа и сельский социум». После систематизации и обобщения материалов по данным программам в рамках Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности перед нами встала задача – создание нового проекта.
I. Введение.
2-5
II. Современное состояние изучения мотивации достижения в психологической науке.
6-10
1.Проблема мотивации достижения в психологии.
6-7
2.Понятие мотивации достижения и мотивов, лежащих в ее основе.
8-10
III. Особенности становления мотивационного компонента личности детей младшего школьного возраста.
11-21
1.Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников.
11-13
2.Психолого-педагогические условия для развития мотивации достижения.
14-18
3.Взаимосвязь мотивации достижения с другими личностными качествами учащихся.
19-21
IV.Практическое применение теории мотивации достижения успеха.
22-43
1.Диагностика мотивации достижения учащихся.
22-28
2.Создание ситуации успеха – важный аспект в развитии мотивации достижений.
29-38
3.Оценивание достижений учащихся.
39-43
V. Заключение.
44-45
VI. Список используемой литературы.
46
VII. Приложения.
47
Ивановский областной институт повышения квалификации
и переподготовки педагогических кадров
Научно-методическая работа на тему
«Развитие мотивации достижения в
младшем школьном возрасте».
Работу выполнила
Ивановской области
Иваново
2007
Содержание:
I. Введение. | 2-5 |
II. Современное состояние изучения мотивации достижения в психологической науке. | 6-10 |
1.Проблема мотивации достижения в психологии. | 6-7 |
2.Понятие мотивации достижения и мотивов, лежащих в ее основе. | 8-10 |
III. Особенности становления мотивационного компонента личности детей младшего школьного возраста. | 11-21 |
1.Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников. | 11-13 |
2.Психолого-педагогические условия для развития мотивации достижения. | 14-18 |
3.Взаимосвязь мотивации достижения с другими личностными качествами учащихся. | 19-21 |
IV.Практическое применение теории мотивации достижения успеха. | 22-43 |
1.Диагностика мотивации достижения учащихся. | 22-28 |
2.Создание ситуации успеха – важный аспект в развитии мотивации достижений. | 29-38 |
3.Оценивание достижений учащихся. | 39-43 |
V. Заключение. | 44-45 |
VI. Список используемой литературы. | 46 |
VII. Приложения. | 47 |
I.Введение.
МОУ Иванковская СОШ Фурмановского района работает в экспериментальном режиме уже 19 лет. За это время разработаны и реализованы программы «Русская сельская школа», «Школа и сельский социум». После систематизации и обобщения материалов по данным программам в рамках Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности перед нами встала задача – создание нового проекта. Этим новым проектом стало «Территориальное школьное объединение» (ТШО) трех школ в 2003 г. (Иванковской, Погостской, Белинской) и четвертой (Широковской) с 2004г. Основной целью ТШО являлось повышение качества образования учащихся.
После анализа учебной и внеурочной деятельности, изучения мнения учеников и их родителей педагогический коллектив нашей школы пришел к выводу, что образовательное учреждение должно воспитывать успешного человека, учитывая при этом главный «возрастной» мотив школьников - мотив достижений - стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.
Так появилась программа «Сельская школа – школа успеха», разработанная на 2003-2006 годы, цель которой - создание благоприятной и мотивирующей на самопознание, саморазвитие, самореализацию психолого-педагогической школьной атмосферы.
В основе этой программы лежат следующие положения:
- Школа успеха – это учебное заведение, в котором учащимся обеспечивается получение основного общего и среднего (полного) общего образования, необходимого для продолжения обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
- Школа успеха создает для обучающихся образовательную среду, главным мотивом которой является мотив достижения успеха. Все достижения обучающихся фиксируются в Дневнике успеха (1-8 классы), портфолио (9-11 классы).
- Школа успеха формирует у обучающихся навыки самопознания, самообразования и самоопределения обучающихся.
-Школа успеха формирует позитивное мышление обучающихся.
- Школа успеха воспитывает успешную и конкурентноспособную личность.
Были сформулированы модели выпускников ступеней начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом в рамках данной программы, следующие:
1.Освоение образовательной технологии успеха.
2.Формирование позитивного мышления обучающихся.
3.Воспитание успешной и социально конкурентноспособной личности обучающихся.
Для решения двух последних задач, в первую очередь, необходимо было изучить и освоить образовательную технологию успеха – технологию развития мотивации достижений.
Освоение этой технологии педагогами нашей школы проходило через постоянно действующий семинар: «Роль педагога в формировании и развитии мотивации успеха».
Педагогические Советы | Теоретические семинары | Семинары-практикумы |
Развитие мотивации достижений обучающихся и воспитанников ТШО | Мотивация достижений – стремление к победам и совершенству | Создание ситуации успеха на уроке |
Контроль и оценка как способы ориентации обучающихся ОУ ТШО на успех | Шкала оценки мотивации обучения школьников |
|
Внеурочная самостоятельная и познавательная деятельность учащихся ТШО | Педагогические и психологические условия создания ситуации успеха | 1.Развитие самореализации младших школьников. 2.Совершенствование личности учащихся основной школы |
Роль классного руководителя в развитии самоуправления в ученическом коллективе. | Как развивать мотивацию коллективных достижений | Развитие самоуправления старшеклассников |
Совершенствование системы работы с одаренными детьми в рамках программы развития «Сельская школа – школа успеха» (ТШО). | Метод учебных проектов как один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся | Организация учебно- исследовательской работы учащихся по творчеству М.Дудина |
Разностороннее развитие личности обучающихся на основе индивидуального и дифференцированных подходов | Мотивация индивидуальных достижений в обучении школьников | Работа по индивидуальному плану обучения учащихся на уроках химии |
Методическое объединение учителей начальных классов Территориального школьного объединения (ТШО) в 2004-2005 и 2005-2006 учебных годах работало над темой «Повышение качества образования учащихся ОУ ТШО через формирование мотивации к успеху».
На заседаниях МО изучены следующие вопросы: «Метод учебного проекта как один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся», «Методика проведения учебных исследований учащихся начальных классов»; разработаны и утверждены локальные акты «О дневниках успеха», «О проведении предметных олимпиад в начальном звене», «Положение об исследовательской деятельности в начальном звене»; проведены семинары-практикумы «Школа в школе» по темам: «Создание ситуации успеха на уроке», «Формирование у учащихся мотивации достижения в урочной и внеурочной деятельности».
Важное место в освоении технологии успеха отводилось и самообразованию учителя: самостоятельному изучению методической и учебной литературы.
В данной работе мною представлены основные изученные вопросы теории развития мотивации достижений и ее применение на практике.
II.Современное состояние изучения мотивации достижения в психологической науке.
1.Проблема мотивации достижения в психологии.
В современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, обусловлено той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения, на наш взгляд, обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.
Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Изучался феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю. Орлов, Р.С. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Степанский, Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.). Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих (Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен.)
Является ли мотивация достижений врожденной или она приобретается человеком в процессе социализации? Гипотеза о том, что стремление к достижениям дано человеку от природы, находила свое подтверждение в поведении ребенка, стремившегося с самого раннего возраста обратить на себя внимание взрослых с целью добиться желаемого: получить еду, игрушку, схватить, дотянуться и т.д. Однако, эти действия, как показали более поздние исследования, нельзя отнести к обусловленным мотивацией достижениям. Они направлены на удовлетворение первичных потребностей человека и в какой-то степени даже являются рефлекторными.
Первые проявления истинной мотивации достижений были обнаружены Макклеландом у детей 3-4-летнего возраста. Они проявлялись в той настойчивости, с которой ребенок пытался сознательно добиться желаемого результата: набросить кольца, собрать пирамидку, и в реакции, которая проявлялась у детей в связи с неудачей или достижением успеха. На сегодня большинство исследований доказывает, что мотивация достижений – это чисто социальное явление.
В теории мотивации достижения объектом специального исследования стала настойчивость. В контексте мотивационных зависимостей проявление настойчивости исследовалось в связи с силой мотива или значимостью цели, с ожидаемым успехом или неудачей действия, в связи с тем, как понимает испытуемый причину успеха или неудачи: приписывает ли он их себе или случайностям среды (Н.Физер, Р.Нигард). В этих исследованиях, по мнению Х.Хекхаузена, настойчивость выступает «явлением непосредственно зависящим от силы и качества мотивации».
На этапе младшего школьного возраста формирование и развитие мотивации достижения остается малоизученной областью. В этом возрасте мотивация достижения тесно связана со становлением младшего школьника как субъекта учебной деятельности, и в этом смысле мотивация достижения становится «собственно субъектной». Личность младших школьников развивается в ведущей для данного возраста деятельности – учебной, и именно в этом возрасте поведение, ориентированное на достижение, становится для школьников актуальным. Относительная подвижность, динамичность мотивации определяют возможность и необходимость целенаправленного её формирования в условиях школьного обучения.
2.Понятие мотивации достижения и мотивов, лежащих в ее основе.
В школе есть ряд проблем, которые относят к старым, традиционным, то есть к тем, с которыми неизбежно приходиться мириться. Проблема мотивации справедливо может быть отнесена к их числу. Учителя школы озабочены тем, что большинство детей относятся к учебе совершенно безразлично. От них часто можно услышать: «Дети на уроке совершенно не заинтересованы, безучастны, у них нет мотивации». А отсутствие мотивации к учебе является основной причиной неудач на уроке.
Информация о работе Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте