Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:10, научная работа

Краткое описание

МОУ Иванковская СОШ Фурмановского района работает в экспериментальном режиме уже 19 лет. За это время разработаны и реализованы программы «Русская сельская школа», «Школа и сельский социум». После систематизации и обобщения материалов по данным программам в рамках Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности перед нами встала задача – создание нового проекта.

Содержание

I. Введение.
2-5

II. Современное состояние изучения мотивации достижения в психологической науке.
6-10

1.Проблема мотивации достижения в психологии.
6-7

2.Понятие мотивации достижения и мотивов, лежащих в ее основе.
8-10

III. Особенности становления мотивационного компонента личности детей младшего школьного возраста.
11-21

1.Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников.
11-13

2.Психолого-педагогические условия для развития мотивации достижения.
14-18

3.Взаимосвязь мотивации достижения с другими личностными качествами учащихся.
19-21

IV.Практическое применение теории мотивации достижения успеха.
22-43

1.Диагностика мотивации достижения учащихся.
22-28

2.Создание ситуации успеха – важный аспект в развитии мотивации достижений.
29-38

3.Оценивание достижений учащихся.
39-43

V. Заключение.
44-45

VI. Список используемой литературы.
46

VII. Приложения.
47

Вложенные файлы: 1 файл

почитать.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

9. Работа в группах.

- Разведчики, у вас сложились хорошие команды. Я предлагаю вам еще поработать вместе. Каждая команда получит карточку с заданием и в течение двух минут  постарается его выполнить.

Задание группе «Родственное слово»:

                                    НАЙДИ ЧУЖАКА СРЕДИ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ.

ДОКАЖИ.
ПОМОГИ ЕМУ НАЙТИ РОДСТВЕННИКОВ.

ЧУЖАК.

   Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей разговаривает. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет.  Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал.

    Вышла мудрая Вода на крыльцо, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью.  Пригорюнился чужак. Где ему родственников искать?

Задание группе «Безударный гласный».

                                                               ПРОЧИТАЙТЕ ПОСЛОВИЦУ.

НАЙДИТЕ СЛОВА С БЕЗУДАРНЫМ ГЛАСНЫМ В КОРНЕ СЛОВА.

ВЫДЕЛИТЕ ОРФОГРАММУ.

                       Красна  весна  цветами ,  а  осень – плодами.

Задание группе «Парный согласный»:

                                                       Разгадай кроссворд.

                                 1.    Иголки лежали, лежали, да вдруг побежали.

                                 2.     Не бьет, не ругает, а все от него плачут.

                                 3.     Искусственный водоем.

                                 4.    Ловись…….  и мала, и велика.

                                 5.     Красная и черная, кислая и сладкая, так и

                                         просится в рот, и в варенье, и компот.

10. Проверка работы каждой группы проводится с помощью мультимедийной приставки.

( Группа отчитывается о своей работе, а на экране поэтапно высвечивается ее ответ.)

V. Домашнее задание по выбору.

Дается после отчета каждой группы.

1.      Сочинить сказку про чужака среди родственных слов.

2.      Составить кроссворд со словами на изученные орфограммы.

3.      Написать по  5 слов с парным согласным и безударным гласным в корне слова.

( Задания  на карточках вывешиваются на доску)

VI. Подведение итога урока.

- Работая в группах, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

  - Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?

  - Какие задания вам понравились больше всего?

VII. Самооценка работы с помощью сигналов.

( Через мультимедийную приставку на экран высвечиваются цветовые критерии оценки:

Красный – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Зеленый – хорошо поработал, но были недочеты.

Синий – испытывал трудности при выполнении заданий.»

     Исследовательская деятельность – это познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, мотива достижения успеха, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

     Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели.

     Учащиеся начальных классов лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед, позволяет им чувствовать себя успешными.  Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся мотивации достижения успеха.

     Во втором классе мы с детьми занимались исследовательской деятельностью на факультативных занятиях по краеведению по теме «Моя семья». При изучении темы «Наши знаменитые земляки» возникла проблема: мы очень мало знаем о своих ближайших родственниках  и о людях, живущих рядом с нами, а знать хотелось бы. Совместно с детьми поставили цель: собрать сведения о членах своей семьи, попытаться узнать историю своего рода. Определили методы исследования: беседы с родственниками, изучение семейного архива, старых фотографий и газетных публикаций. Исследования проводились под руководством учителя и с помощью родителей. После проведенной исследовательской работы учащиеся выступили с докладами. Наиболее заинтересованные оформили и сдали свои работы. А исследовательская работа ученика 2 класса Смирницкого Дмитрия «История моей семьи» стала призером в районном этапе регионального конкурса «Сокровища земли Ивановской» и приняла участие в отборочном туре Всероссийского конкурса «Моя малая Родина» в 2007 году.

     Следует отметить также важную роль предметных олимпиад в начальных классах ТШО. Олимпиады  проводятся у нас во 2-4 классах в соответствии с «Положением о проведении предметных олимпиад в начальных классах образовательных учреждений ТШО». Одной из задач олимпиад является формирование сознательной мотивации детей к самопознанию, самообразованию, закрепление и развитие интереса к своим личным способностям. В 2006-2007 учебном году 10 учащихся (71%) приняли участие в классных олимпиадах и 4 из них  (28,4%) стали призерами.

3.Оценивание  достижений учащихся.

     Проблема разработки системы оценивания в начальной школе очень актуальна. Чтобы повысить учебную мотивацию, отбросить сомнения по поводу объективности отслеживания динамики школьной успешности ученика, снизить тревожность и невротизацию детей, мы, учителя, ищем новые приемы оценивания достижений учащихся. В этом нам помогает  использование системы поощрений учащихся, выставление дифференцированных (двойных) оценок,  ведение Дневника успеха.

     Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса, то есть для формирования у учащихся мотива достижений. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

     В.А.Сухомлинский, рассматривая возможность поощрения, отмечал, что успех у шестилетних детей и во всей начальной школе зависит от того, насколько учитель опирается на эмоции ребят. Он считал, что от умения воздействовать на чувственную сферу при использовании поощрений во многом зависит развитие ребенка.

     Ш.А.Амонашвили не только обосновал ряд функций поощрения, но и определил механизм его действия. Эту оценочную роль он образно описывает следующим образом: «Со своего «наблюдательного пункта» поощрение в форме оценки вместе с контролем зорко следят за каждым логическим шагом решения учебно-познавательной задачи, сверяют эти шаги с заранее построенным планом деятельности, соотносят результаты с намеченными эталонами, одобряют каждый правильно сделанный шаг, предотвращают возможные отклонения, порой приостанавливают процесс и привлекают вспомогательные силы для исправления неточностей и ошибок, а затем санкционируют и стимулируют дальнейший ход процесса».

     Главный механизм поощрения – оценочный. Он позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с поставленной задачей, стимулирует дальнейший ход размышлений и поиск решений, повышает самооценку. Таким образом, в поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребенка, при необходимости – коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.

     Все поощрения, используемые мною на уроке и внеурочной деятельности, по средствам выражения можно разделить на следующие группы:

- мимические и пантомимические (улыбка или ласковый взгляд учителя, пожатие руки, поглаживание по голове);

- словесные («Умница! Молодец! Хорошо поработал!»);

- материализованные (флажок на парте, благодарность в дневнике, жетон умельца или эмблема мастера);

- деятельностные ( познавательная игра, более сложное задание).

           При безотметочном обучении в 1-2 классах я использовала интересный опыт  учителя начальных классов одной из школ города Томска: введение системы поощрения за различные достижения при освоении предметных знаний, а также способов учебной деятельности. Этими поощрениями являются жетоны умельцев. Вместе с детьми мы выявляем мастеров по всем видам предметной деятельности: красивому, грамотном письму; выразительному, быстрому, безошибочному, осознанному чтению; декламации, пересказу; безошибочному счету, решению задач и т. д. Помимо мастеров по учебным дисциплинам определяются мастера в учебной деятельности: мастера-исследователи, мастера по организации парной и групповой работы. Особенно почетно быть мастером на все руки, то есть собрать большое число жетонов по разным направлениям деятельности. Эта методика позволяет не только оценивать и накапливать информацию о формировании всех видов деятельности учащихся, но и развивает стремление школьников к учебным достижениям. Данную работу я планирую продолжить и в 3 классе при отметочном обучении.

     Одним из приемов поддержания мотивации у учащихся является введение дифференцированных (двойных) оценок, которые выставляются через дробь за письменные работы. Первая оценка учитывает уровень знаний, а вторая – усилия, старания, потраченные на выполнение задания,  и творчество ребенка.

      Важным моментом оценивания является сравнение результатов деятельности ученика с его предыдущими.

     Дневник успеха – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных  достижений школьников. Он относится к ряду истинных индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Дневник успеха помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Он направлен на сотрудничество учителя, учащихся и родителей с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении. И как результат – способствует повышению качества образования  в целом.

     Для школьников очень важно фиксировать свои достижения и представлять их вниманию других. На это и направлена работа с Дневником успеха, куда учащиеся записывают свои достижения и продвижения в учебном материале, собирают работы, которыми они могут гордиться; полезные и интересные материалы, которые не сразу могут найти свое применение.

    В нашей школе на педагогическом совете ТШО было принято и  утверждено «Положение о Дневнике успеха Территориального школьного объединения». Основными разделами Дневника являются:

1.Мой портрет.

2.Мои успехи.

3.Качества личности, которые необходимо выработать в себе для достижения успехов в учебе, творческой деятельности и т. д.

4.Страничка школьного психолога.

5.Официальные документы (дипломы различных конкурсов, грамоты и т. д.)

6.Мои творческие работы.

7.Отзывы и рекомендации.

     Дневники успеха хранятся в учебном кабинете классного руководителя. С ними работают учащиеся под руководством классного руководителя, родителей, педагог-психолог, социальный педагог. Учащиеся могут брать его домой с разрешения учителя.

     На родительском собрании в 1 классе мы знакомим родителей с «Положением о Дневнике успеха ТШО», его целями и задачами, объясняем необходимость в проявлении заинтересованности к заполнению Дневника вместе с детьми. Работать с Дневником учащиеся и их родители начинают, пользуясь памяткой.

Памятка

«Как работать с Дневником успеха».

1.Оформи основные разделы Дневника успеха с помощью учителя и родителей.

2.В первой части тебе предстоит составить свой собственный портрет. Выдели отличительные черты своего характера; перечисли свои основные дела; выпиши свои любимые занятия, расскажи о своих друзьях. Этот раздел может содержать интересные фотографии или твой автопортрет.

3.Заполни вместе с родителями раздел «Качества личности…»

4.Один раз в месяц обновляй содержимое разделов «Мои творческие работы» и «Официальные документы». Грамоты и дипломы вынимать оттуда не стоит, а вот лучшие работы ежемесячно нужно пересматривать и заменять.

5.В начале учебного года и в начале каждой четверти тебе предстоит подумать, чего ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты должен получить? Это и есть цели, которые нужно записать в соответствующем разделе Дневника. Просматривая содержимое раздела «Мои успехи», подумай: соответствуют результаты деятельности поставленным целям?

     Работать с Дневником успеха учащимся начальных классов нравится. Для них Дневник успеха - это прежде всего копилка личных достижений в разнообразных видах деятельности, успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте