Дидактические игры способствуют
формированию правильных взаимоотношений
между детьми: умению вместе играть,
согласовывать свои интересы
с интересами коллектива, помогать
друг другу и радоваться успеху
товарища. Игры создают возможность формирования
положительных черт личности: честности,
правдивости; упражняют детей в моральных
поступках, помогают формированию морального
опыта.
Дидактическая игра содействует
также развитию инициативы. Многие
игры типа лото, домино и другие
по мере усвоения их детьми
используются самостоятельно и
оказывают благотворное влияние
на развитие организаторских
способностей.
Педагогу необходимо, прежде всего,
подобрать игрушки, картинки, различные
предметы для дидактических игр
и хранить их в определенном
месте. Но было бы неправильно,
если бы в детском саду были
подобраны игрушки, которые используются
в дидактических целях, и не
было бы игрушек для творческих
игр детей.
Еще Е. И. Тихеева рекомендовала
в каждом детском саду иметь
дидактически оборудованную куклу,
т. е. куклу с комплектами
всех предметов обихода. Кукла
должна быть размером 40—50 см, чтобы
во время игры ее видели
все дети группы.
Кроме куклы, используются и
многие другие игрушки, изображающие
транспорт, животных, птиц, посуду
и т. д. Эти игрушки составляют
обязательное оборудование игр
с чудесным мешочком, игр в
магазин, игр-загадок, когда подписанию
нужно узнать, о какой игрушке
говорится, подобрать игрушки
по тому или иному признаку.
Большое место в дидактических
играх занимают так называемые
народные дидактические игрушки,
которые радуют детей яркостью
и разнообразием цвета, точностью
размера и формы, прекрасной
отделкой. К ним относятся цветные шары,
конусы, бочонки, грибы, кольца, игрушки-вкладыши,
репки, коробочки. К ним же относятся «матрешка»,
«бирюльки» — маленькие точеные изящные
игрушки, очень привлекающие детей [9, с.81].
В дидактической игре используются
картинки. Всем известны «Игры
парами», созданные Е. И. Тихеевой,
разрезные картинки, игры с картинками
типа лото.
Желательно в детском саду
иметь серии картинок в соответствий
с программой ознакомления детей
с окружающий:
-
жилища людей;
-
средства передвижения по земле,
по воде, по воздуху;
-
предметы домашнего обихода: мебель,
посуда — кухонная, чайная, столовая;
предметы культуры, предметы украшения,
игрушки;
-
одежда: белье — носильное, столовое,
постельное; платье — зимнее, летнее,
демисезонное; головные уборы по
сезону; обувь по сезону;
-
предметы питания: овощи, фрукты;
ягоды, мучные изделия, сладости;
-
дикие и домашние животные;
-
деревья, кустарники, цветы и другие
растения.
Желательно, чтобы картинки изображали
не только то или иное живое
существо, но и среду обитания
или условия его жизни. Картинки
должны быть достаточно крупными
(примерно 15— 20 см), наклеенными на
паспарту. Некоторые воспитатели
используют настенное полотно,
которое выполняет роль карты лото,
заполняемое детьми по ходу игры.
В дидактической игре могут
широко использоваться и обычные
предметы обихода, а также природный
материал: листья, цветы, плоды, семена,
камни, песок, вода и т. д.
Но многие так называемые «словесные
игры» проводятся без игрушек
и материалов. Они основаны на
использовании слова и тех
представлений, которые имеются
у детей. Это игры-загадки, игры
на противопоставление, на классификацию
и др.
Дидактические игры проводятся
в часы игр и используются
как форма и прием обучения
во время занятий. Игры могут
быть проведены со всей группой
детей, с небольшими группами
и с отдельными детьми.
Руководство игрой требует большого
педагогического мастерства, и такта,
потому что, решая в игре
и через игру ряд задач, воспитатель
должен сохранить игру как
деятельность интересную, близкую
детям, радующую их. В руководстве
дидактической игрой центральное
место занимает определение содержания
и тех задач, которые хочет
разрешить воспитатель.
Планируя работу с детьми, воспитатель
предусматривает и те дидактические
игры, которые он применит на
занятиях, и те игры, которые проводятся
в часы игр. Следует также
продумать и определить место,
роль и связь игр с содержанием
занятий, другими приемами обучения
и воспитания детей:
Отобрав игры, соответствующие программному
содержанию, воспитатель должен
четко представить себе, какие
результаты он хочет получить
средствами дидактической игры,
потому что от этого часто
зависит оформление замысла игры,
игровые действия, содержание и
формулировка правил, ход игры. Например,
в игре для младшей группы
«Кто как кричит» может стоять
задача выяснить, знают ли дети голоса
животных. Ее содержание явится интересным
поводом узнать о животных. Игра в этом
случае используется воспитателем в целях
возбуждения интереса детей. Но воспитатель
может поставить и другую задачу — проверить,
как дети усвоили голоса животных и различают
ли они животных, по голосу. Эта же игра
может иметь и частную задачу: поупражнять
детей в звукопроизношении. Следовательно,
одна и та же по содержанию игра может
служить для решения разнообразных задач,
причем новая задача придает ей новый
смысл, делает игру новой и интересной
для детей. Таким образом, можно проводить
игры в разных вариантах [16, с.102].
Определив основные задачи и
программное содержание, воспитатель
придает игре игровой, замысел,
намечает игровые действия, т.
е. делает игру игрой. Через
игровой замысел вызывается активный
интерес детей к игре, личное
отношение ребенка. Как только
у детей возникает личная заинтересованность,
появляются и активность, и творческие
мысли, и действия, и переживания
— все те проявления, без которых
невозможна игра как специфическая
деятельность.
Маленьких детей влечет само
действие, торможение у них слабее,
чем возбуждение, непосредственная
наглядность действует сильнее,
чем слово, и поэтому целесообразнее
объяснение правил объединить
с показом действия— «пробным
ходом». Правила игры малышам не сообщаются
все сразу, они чередуются с действиями
детей, и воспитатель продумывает их последовательность.
Правила игры для детей старших
групп носят уже более обобщенный
характер, но и они должны быть
четко сформулированы, и ясно
раскрывать заключенное в них
содержание. Если в младшей группе
правило непосредственно связано
с показом действия, то для
старших детей это необязательно,
потому что дети способны запомнить
правило и перспективно представить
его роль в игре. Дети старшей
группы способны к торможению
непосредственного интереса, поэтому
им можно одновременно сообщать
ряд взаимно связанных правил.
Если в младшей группе одно
правило регулирует поведение
и способ действия всех детей,
то в старших группах в одной
игре могут быть разные по
содержанию правила для разных
участников игры. Например, в играх
типа загадок одни правила
для детей, загадывающих загадки,
и другие — для детей, отгадывающих
их. Но те и другие, вместе взятые,
организуют поведение всех детей в игре.
По содержанию наиболее частыми
в дидактической игре являются
правила, обязывающие детей:
-
действовать по очереди,
-
отвечать, когда спрашивают,
-
слушать товарища,
-
не мешать другим в игре,
-
выполнять правила,
-
честно признаваться в ошибке
и др.
При проведении дидактической
игры педагог должен учитывать
индивидуальные особенности детей:
одному загадать трудную загадку,
другому — легкую; застенчивого
ребенка ободрить, плохо владеющего
речью чаще привлекать к разговору,
высказываниям, повторению правил
и т. д. и тем самым развивать
его речь.
Чтобы выполнить это требование,
необходимо уже в процессе
подготовки и продумывания игры
наметить тех детей, на которых
нужно обратить особое внимание:
одних привлечь к активной
роли, у других несколько сдержать
их инициативу, чтобы они не
подавляли других. В ходе игры,
которая развертывается обычно
в живом темпе, педагог, особенно
не очень опытный, замечает
лишь наиболее бойких детей,
а между тем он должен и
детей застенчивых, робких привлечь
к активному участию в игре.
Руководство в ходе игры должно
быть направляющим игру и взаимоотношения
детей, но не навязчивым [7, с.81].
Маленькие дети сами не могут
провести дидактическую игру, они
не могут реализовать замысел
в игровые действия, придерживаться
содержания, самостоятельно следовать
правилам и руководствоваться
ими. Воспитатель является зачинщиком
и участником игры и может
руководить игрой через роль,
через правило, через «пробный
ход». От воспитателя требуется
умение начать игру, возбудить
у детей интерес к игре, желание
играть
Уже в самом начале игры, в
сообщении замысла, содержания
игры очень важны образность
и краткость речи воспитателя,
скупой и выразительный жест,
чуткое внимание к детям.
Сообщая правила игры, он формулирует
их кратко, отчетливо и живо. Воспитатель
проводит «пробный ход» игры,
т. е. показывает, как играть. В
играх со старшими детьми, когда
они имеют элемент соревнования,
можно предложить кому-нибудь
из Детей повторить правила,
чтобы недостаточная четкость
их усвоения не повлияла на
ход и результат игры [1, с.33].
В процессе игры большое значение
имеет темп, ритм игры. Замедленный
темп вызывает утомление, так
как медленные игровые действия
задерживают ход игры, вызывают
длительные ожидания очереди.
Слишком быстрый темп возбуждает детей,
вызывает суетливость, неотчетливость
игровых действий, иногда споры. Воспитатель,
участвуя в игре, устанавливает тот живой
темп, который не вызывает торопливости
и вместе с тем неутомителен для детей
[2, с.58].
В ходе игры воспитатель, выступая
в роли участника игры, не перестает
быть педагогом: он направляет
игру репликами, вопросами, незаметно
поддерживает инициативу детей,
усилия более слабых и поощряет
их успехи, создает условия для
проявления самостоятельности. Своими
действиями, выполнением правил
он подает пример детям, дает
оценку неправильным поступкам
и предупреждает их. Однако не
каждая игра требует оценки, так
как она заключена в самом
результате. Анализ же игры, ее
хода может разрушить настроение
детей, снять игровой интерес.
Дети играют ради игры. Особенно
нужно быть осторожным в оценке
игры, если она имеет сюжетный
характер и дети выступают
в какой-то роли. В оценке игры
воспитатель поддерживает радость
от игры всем коллективом или
группой детей.
Оценка хода и результата игры,
т. е. анализ того, правильно
ли дети играли, отчего зависел
их результат, возможна с детьми
старшей и подготовительной групп,
когда дидактическая игра носит
спортивный характер или похожа
на такие игры, как «шашки»,
«гуськи». Воспитатель, заканчивая
игру, должен поддержать интерес
к дальнейшей игре: «А в следующий
раз будем играть еще интереснее...».
Каждая игра может иметь несколько
постепенно усложняющихся вариантов,
в зависимости от разрешаемых
задач.
Дидактическая игра подвластна
воспитателю. Зная общие программные
требования, своеобразие дидактической
игры, воспитатель творчески создает
новые игры, включаемые в фонд
педагогических средств.
Каждая игра, повторенная несколько
раз, может быть проведена детьми
самостоятельно. Такие самостоятельно
организуемые и проводимые игры
воспитатель поощряет, незаметно
оказывая детям помощь.
Следовательно, руководство дидактической
игрой состоит в организации
материального центра игры —
в подборе игрушек, картинок, игрового
материала, в определении содержания
игры и ее задач, в продумывании
игрового замысла, в объяснении
игровых действий, правил игры, в
налаживании взаимоотношений детей,
в руководстве ходом игры, в
учете ее воспитательного воздействия.
В практике работы с детьми (методика И.Г.
Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской)
игры и игровые приемы используются для
проведения расслабляющих упражнений
в соответствии с этапами воздействия:
режима относительного молчания; воспитания
правильного речевого дыхания; общения
короткими фразами; активизации развернутой
фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа);
инсценировок; свободного речевого общения,
развития познавательного интереса, активизация
мыслительной деятельности.
Например, в игре «Что катится,
что не катится» обучающая
цель состоит в том, чтобы
научить детей различать предметы
по форме (куб и шар), обращая
их внимание на свойства предметов.
Перед детьми ставится только
игровая задача – докатить
предмет до определенной черты,
показав при этом свою ловкость.
Добиться цели может лишь тот
ребенок, который научится различать
куб и шар, поймет, что до
черты докатится только шар.
Следовательно, усвоение программного
содержания становится условием
достижения игровой цели.
Найди свою игрушку