Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель данной работы: Проанализировать развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи работы:
1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
«Способы применения предметов»
- называется какой-либо хорошо
известный предмет, например, «книга».
Надо назвать как можно больше
различных способов его
Эта игра развивает
Глава III. Исследование развития мышления детей с использованием дидактических игр
3.1. Констатирующий этап эксперимента
В эксперименте принимало
Таблица 1
Список детей
Контрольная группа
Экспериментальная группа
имя ребенка
возраст
имя ребенка
возраст
Даша Я.
6 лет 4 мес.
Настя Д.
6 лет 8 мес.
Алена Д.
6 лет 6 мес.
Антон С.
6 лет 4 мес.
Таня М.
6 лет 8 мес.
Миша А.
6 лет 3 мес.
Саша Д.
6 лет 3 мес.
Катя К.
6 лет 2 мес.
Оксана Л.
6 лет 2 мес.
Саша Т.
6 лет 8 мес.
Андрей Г.
6 лет 7 мес.
Маша К.
6 лет 3 мес.
Андрей И.
6 лет 3 мес.
Миша П.
6 лет 7 мес.
Сергей Л.
6 лет 8 мес.
Семен С.
6 лет 4 мес.
Настя Ф.
6 лет 5 мес.
Настя К.
6 лет 3 мес.
Марина П.
6 лет 7 мес.
Лена С.
6 лет 7 мес.
Из таблицы 1 видно, что возраст детей примерно одинаковый.
Эксперимент проводился в
Методика 1. Составление рассказа по картинке (Р.Р.Калинина).
Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления.
Материалы: сюжетная картинка
с простым, доступным для
Инструкция. Я покажу тебе картинку.
Придумай рассказ: что
Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.
Анализ результатов.
Рассказ ребенка, описание им
картинки оцениваются
1 балл – ребенок составляет 2 – 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой (низкий уровень).
2 балла – ребенок составляет
рассказ из 4 – 5 предложений, при
этом предложения могут
3 балла – ребенок составляет
развернутый рассказ с
Результаты обследования детей
по данной методике
Таблица 2
Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми контрольной группы
№
Имя ребенка
Баллы
Уровень развития
1.
Даша Я.
1
низкий
2.
Алена Д.
2
средний
3.
Таня М.
3
высокий
4.
Саша Д.
2
средний
5.
Оксана Л.
2
средний
6.
Андрей Г.
1
низкий
7.
Андрей И.
1
низкий
8.
Сергей Л.
2
средний
9.
Настя Ф.
1
низкий
10.
Марина П.
3
высокий
Результаты, представленные в таблице 2, позволяют сделать выводы:
1. высокий уровень показали 2 ребенка;
2. средний уровень – 4 ребенка;
3. низкий уровень – 4 ребенка.
Для детей седьмого года жизни
это не очень хорошие
Таблица 3
Определение уровня развития словесно-логического мышления на
основе составления рассказа
детьми экспериментальной
№
Имя ребенка
Баллы
Уровень развития
1.
Настя Д.
3
высокий
2.
Антон С.
2
средний
3.
Миша А.
2
средний
4.
Катя К.
2
средний
5.
Саша Т.
1
низкий
6.
Маша К.
1
низкий
7.
Миша П.
1
низкий
8.
Семен С.
1
низкий
9.
Настя К.
2
средний
10.
Лена С.
2
средний
Данные, представленные в таблице 3, позволяют сделать следующие выводы:
- высокий уровень получил 1 ребенок;
- средний уровень – 5 детей;
- низкий уровень – 4 ребенка.
Также как и у детей
Методика 2. Последовательные картинки (Р.Р.Калинина).
Цель: определить уровень развития
словесно-логического мышления
Инструкция: У меня есть картинки.
Если их разложить в
Анализ результатов.
1 балл – рассказ составлен не правильно, на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;
2 балл – рассказ составлен
правильно, состоит из 3 – 4 предложений,
но ребенок на уточняющие
3 балла – рассказ составлен
правильно, состоит из
Результаты обследования детей
по данной методике
Таблица 4
Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми контрольной группы
№
Имя ребенка
Баллы
Уровень развития
1.
Даша Я.
1
низкий
2.
Алена Д.
2
средний
3.
Таня М.
3
высокий
4.
Саша Д.
1
низкий
5.
Оксана Л.
2
средний
6.
Андрей Г.
2
средний
7.
Андрей И.
2
средний
8.
Сергей Л.
2
средний
9.
Настя Ф.
1
низкий
10.
Марина П.
2
средний
Как видно, из таблицы 4, дети контрольной группы имеют следующие показатели:
высокий уровень получил только 1 ребенок;
средний уровень – 6 детей;
низкий уровень – 3 ребенка.
Таблица 5
Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми экспериментальной группы
№
Имя ребенка
Баллы
Уровень развития
1.
Настя Д.
3
высокий
2.
Антон С.
1
низкий
3.
Миша А.
1
низкий
4.
Катя К.
2
средний
5.
Саша Т.
2
средний
6.
Маша К.
1
низкий
7.
Миша П.
1
низкий
8.
Семен С.
2
средний
9.
Настя К.
1
низкий
10.
Лена С.
2
средний
По результатам, представленным в таблице 5, можно сделать выводы:
- высокий уровень получил 1 ребенок;
- средний уровень – 4 ребенка;
- низкий уровень – 5 детей.
Методика 3. Сочинение рассказа (сказки) (О.С.Ушакова).
Цель: определение уровня построения
логического высказывания и
Методика проведения.
Детям предлагается
Выполнение задания
1 - выраженность сказочного
2 - соответствие названия
3 - логичность, законченность построения;
4 - грамматическая правильность речи;
5 - использование языковых
Каждый ответ, соответствующий
предложенным критериям,
Результаты обследования детей представлены в таблицы 6 и 7. Таблица 6
Определение уровня построения связного высказывания
(контрольная группа)
№
Имя ребенка
Показатели
Общ.
Уровень развития
1
2
3
4
5
балл
1.
Даша Я.
1
1
1
2
2
7
низкий
2.
Алена Д.
2
2
2
1
1
8
средний
3.
Таня М.
3
3
3
3
2
14
высокий
4.
Саша Д.
2
1
1
2
2
8
средний
5.
Оксана Л.
2
1
2
2
3
10
средний
6.
Андрей Г.
1
1
2
2
2
8
средний
7.
Андрей И.
1
2
1
2
1
7
низкий
8.
Сергей Л.
2
2
2
2
1
9
средний
9.
Настя Ф.
1
1
1
2
1
6
низкий
10.
Марина П.
3
2
3
2
3
13
высокий
Результаты обследования детей контрольной группы, как видно из таблицы 6, следующие:
- высокий уровень – 2 ребенка;
- средний уровень – 5 детей;
- низкий уровень – 3 ребенка.
Таблица 7
Определение уровня построения связного высказывания
(экспериментальная группа)
№
Имя ребенка
Показатели
Общ.
Уровень развития
1
2
3
4
5
балл
1.
Настя Д.
3
3
3
2
3
14
высокий
2.
Антон С.
1
1
1
1
1
5
низкий
3.
Миша А.
1
1
1
2
2
7
низкий
4.
Катя К.
2
1
1
2
2
8
средний
5.
Саша Т.
2
1
1
3
2
9
средний
6.
Маша К.
1
1
1
1
2
6
низкий
7.
Миша П.
1
2
1
2
1
7
низкий
8.
Семен С.
2
2
2
1
1
9
средний
9.
Настя К.
1
1
1
1
2
6
низкий
10.
Лена С.
2
2
1
2
1
13
средний
Результаты диагностики детей
экспериментальной группы, представленные
в таблице 7, позволяют сделать
вывод, что уровень построения
связного высказывания
- высокий уровень показал 1 ребенок;
- средний уровень – 4 человека;