Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Проанализировать развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи работы:

1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

курс раб 2.docx

— 117.42 Кб (Скачать файл)

 

            «Способы применения предметов» - называется какой-либо хорошо  известный предмет, например, «книга».  Надо назвать как можно больше  различных способов его применения: книгу можно использовать как  подставку для кинопроектора,  можно ею прикрыть от посторонних  глаз бумаги на столе и т.д.  Следу­ет ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

 

            Эта игра развивает способность  концентрировать мышление на  одном предмете, умение вводить  его в самые разные ситуации  и взаимосвязи, открывать в  обычном предмете неожиданные  возможности.

 

 

 

Глава III. Исследование развития мышления детей с использованием дидактических игр

 

3.1. Констатирующий этап  эксперимента

 

 

 

            В эксперименте принимало участие  20 детей подготовительной группы. В контрольной и экспериментальной  группе было по 10 человек. Возраст  детей приблизительно одинаковый (табл.1). 

 

Таблица 1

 

Список детей

Контрольная группа 

Экспериментальная группа

 

имя ребенка 

возраст 

имя ребенка 

возраст

 

Даша Я. 

6 лет 4 мес. 

Настя Д. 

6 лет 8 мес.

 

Алена Д. 

6 лет 6 мес. 

Антон С. 

6 лет 4 мес.

 

Таня М. 

6 лет 8 мес. 

Миша А. 

6 лет 3 мес.

 

Саша Д. 

6 лет 3 мес. 

Катя К. 

6 лет 2 мес.

 

Оксана Л. 

6 лет 2 мес. 

Саша Т. 

6 лет 8 мес.

 

Андрей Г. 

6 лет 7 мес. 

Маша К. 

6 лет 3 мес.

 

Андрей И. 

6 лет 3 мес. 

Миша П. 

6 лет 7 мес.

 

Сергей Л. 

6 лет 8 мес. 

Семен С. 

6 лет 4 мес.

 

Настя Ф. 

6 лет 5 мес. 

Настя К. 

6 лет 3 мес.

 

Марина П. 

6 лет 7 мес. 

Лена С. 

6 лет 7 мес.

 

 

 

 

            Из таблицы 1 видно, что возраст  детей примерно одинаковый.

 

            Эксперимент проводился в обеих  группах детей в свободное  от занятий время, индивидуально  с каждым ребенком. Было применено  три методики для выявления  уровня развития связной монологической  речи.

 

            Методика 1. Составление рассказа  по картинке (Р.Р.Калинина).

 

            Цель: определить уровень развития  словесно-логического мышления.

 

            Материалы: сюжетная картинка  с простым, доступным для ребенка  сюжетом.

 

            Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет  потом.

 

            Если ребенок затрудняется в  описании, можно ему помогать, задавая  наводящие вопросы. Не следует  составлять предложения вместо  ребенка или давать ему свои  варианты ответов на наводящие  вопросы.

 

            Анализ результатов.

 

            Рассказ ребенка, описание им  картинки оцениваются следующим  образом:

 

            1 балл – ребенок составляет 2 – 3 описательных предложения,  состоящие из существительных  и глаголов; часто предложения  не связаны между собой  (низкий  уровень).

 

            2 балла – ребенок составляет  рассказ из 4 – 5 предложений, при  этом предложения могут отражать  события, непосредственно не отраженные  на картинке (средний уровень).

 

            3 балла – ребенок составляет  развернутый рассказ с использованием  прилагательных, наречий, а также  диалогов между персонажами, изображенными  на картинке; предложения могут  передавать желания, чувства героев (высокий уровень).

 

            Результаты обследования детей  по данной методике представлены  в таблицах 2 и 3.

 

Таблица 2

 

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми контрольной  группы

№ 

Имя ребенка  

               Баллы 

      Уровень  развития

 

1. 

Даша Я. 

                   1 

низкий

 

2. 

Алена Д. 

                   2 

средний

 

3. 

Таня М. 

                   3 

высокий

 

4. 

Саша Д. 

                   2 

средний

 

5. 

Оксана Л. 

                   2 

средний

 

6. 

Андрей Г. 

                   1 

низкий

 

7. 

Андрей И. 

                   1 

низкий

 

8. 

Сергей Л. 

                   2 

средний

 

9. 

Настя Ф. 

                   1 

низкий

 

10. 

Марина П. 

                   3 

высокий

 

 

   

 

            Результаты, представленные в таблице  2, позволяют сделать выводы:

 

1.                  высокий уровень показали 2 ребенка;

 

2.                  средний уровень – 4 ребенка;

 

3.                  низкий уровень – 4 ребенка.

 

            Для детей седьмого года жизни  это не очень хорошие результаты, учитывая, что до поступления  в школу им остался год. 

 

Таблица 3

 

Определение уровня развития словесно-логического мышления на

            основе составления рассказа  детьми экспериментальной группы

№ 

Имя ребенка  

               Баллы 

      Уровень  развития

 

1. 

Настя Д. 

                   3 

высокий

 

2. 

Антон С. 

                   2 

средний

 

3. 

Миша А. 

                   2 

средний

 

4. 

Катя К. 

                   2 

средний

 

5. 

Саша Т. 

                   1 

низкий

 

6. 

Маша К. 

                   1 

низкий

 

7. 

Миша П. 

                   1 

низкий

 

8. 

Семен С. 

                   1 

низкий

 

9. 

Настя К. 

                   2 

средний

 

10. 

Лена С. 

                   2 

средний

 

 

 

 

            Данные, представленные в таблице  3, позволяют сделать следующие  выводы:

 

-                    высокий уровень получил 1 ребенок;

 

-                    средний уровень – 5 детей;

 

-                    низкий уровень – 4 ребенка.

 

            Также как и у детей контрольной  группы, в среднем, уровень развития  словесно-логического мышления при  составлении рассказа по картинке  довольно низкий.

 

            Методика 2. Последовательные картинки (Р.Р.Калинина).

 

            Цель: определить уровень развития  словесно-логического мышления с  использованием серии сюжетных  картинок. Материалы: наборы последовательных  картинок.

 

            Инструкция: У меня есть картинки. Если их разложить в правильном  порядке, то из них может  получиться рассказ. Посмотри  внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так,  чтобы  из них можно было  составить рассказ.

 

            Анализ результатов. 

 

            1 балл – рассказ составлен  не правильно, на уточняющие  вопросы не отвечает, логические  связи не обосновывает; 

 

            2 балл – рассказ составлен  правильно, состоит из 3 – 4 предложений,  но ребенок на уточняющие вопросы  не отвечает, логические связи  не обосновывает;

 

            3 балла – рассказ составлен  правильно, состоит из распространенных  предложений, на уточняющие вопросы  отвечает.

 

            Результаты обследования детей  по данной методике представлены  в таблицах 4 и 5.

 

Таблица 4

 

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми контрольной группы

№ 

Имя ребенка  

               Баллы 

      Уровень  развития

 

1. 

Даша Я. 

                   1 

низкий

 

2. 

Алена Д. 

                   2 

средний

 

3. 

Таня М. 

                   3 

высокий

 

4. 

Саша Д. 

                   1 

низкий

 

5. 

Оксана Л. 

                   2 

средний

 

6. 

Андрей Г. 

                   2 

средний

 

7. 

Андрей И. 

                   2 

средний

 

8. 

Сергей Л. 

                   2 

средний

 

9. 

Настя Ф. 

                   1 

низкий

 

10. 

Марина П. 

                   2 

средний

 

 

           

 

Как видно, из таблицы 4, дети контрольной группы имеют следующие  показатели:

 

            высокий уровень получил только 1 ребенок;

 

            средний уровень – 6 детей;

 

            низкий уровень – 3 ребенка. 

 

Таблица  5

 

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми экспериментальной группы

№ 

Имя ребенка  

               Баллы 

      Уровень  развития

 

1. 

Настя Д. 

                   3 

высокий

 

2. 

Антон С. 

                   1 

низкий

 

3. 

Миша А. 

                   1 

низкий

 

4. 

Катя К. 

                   2 

средний

 

5. 

Саша Т. 

                   2 

средний

 

6. 

Маша К. 

                   1 

низкий

 

7. 

Миша П. 

                   1 

низкий

 

8. 

Семен С. 

                   2 

средний

 

9. 

Настя К. 

                   1 

низкий

 

10. 

Лена С. 

                   2 

средний

 

 

           

 

По результатам, представленным в таблице 5, можно сделать выводы:

 

-                   высокий уровень получил 1 ребенок;

 

-                   средний уровень – 4 ребенка;

 

-                   низкий уровень – 5 детей.

 

             Методика 3. Сочинение рассказа (сказки) (О.С.Ушакова).

 

            Цель: определение уровня построения  логического высказывания и связного  изложения.

 

            Методика проведения.

 

            Детям предлагается самостоятельно  придумать сказку и дать ей  название. Никаких указаний по  выполнению задания не дается.

 

            Выполнение задания  оценивается  по следующим показателям:

 

            1 - выраженность сказочного содержания;

 

            2 - соответствие названия содержанию;

 

            3 - логичность, законченность построения;

 

            4 - грамматическая правильность  речи;

 

            5 - использование языковых выразительных  средств.

 

            Каждый ответ, соответствующий  предложенным критериям, оценивается  по 3 балла, общая сумма  - 15 баллов.

 

            Результаты обследования детей  представлены в таблицы 6 и  7.                    Таблица 6

 

Определение уровня построения связного высказывания

 

(контрольная группа)

 № 

Имя ребенка  

                Показатели  

Общ. 

   Уровень       развития    

 

балл

 

1. 

Даша Я. 

низкий

 

2. 

Алена Д. 

средний

 

3. 

Таня М. 

14 

высокий

 

4. 

Саша Д. 

средний

 

5. 

Оксана Л. 

10 

средний

 

6. 

Андрей Г. 

средний

 

7. 

Андрей И. 

низкий

 

8. 

Сергей Л. 

средний

 

9. 

Настя Ф. 

низкий

 

10. 

Марина П. 

13 

высокий

 

 

           

 

Результаты обследования детей контрольной группы, как  видно из таблицы 6, следующие:

 

-                   высокий уровень – 2 ребенка;

 

-                   средний уровень – 5 детей;

 

-                   низкий уровень – 3 ребенка.

 

Таблица 7

 

Определение уровня построения связного высказывания

 

(экспериментальная группа)

 № 

Имя ребенка  

Показатели 

Общ. 

Уровень       развития

 

балл

 

1. 

Настя Д. 

14 

высокий

 

2. 

Антон С. 

низкий

 

3. 

Миша А. 

низкий

 

4. 

Катя К. 

средний

 

5. 

Саша Т. 

средний

 

6. 

Маша К. 

низкий

 

7. 

Миша П. 

низкий

 

8. 

Семен С. 

средний

 

9. 

Настя К. 

низкий

 

10. 

Лена С. 

13 

средний

 

 

           

 

            Результаты диагностики детей  экспериментальной группы, представленные  в таблице 7, позволяют сделать  вывод, что уровень построения  связного высказывания следующий:

 

-                   высокий уровень показал 1 ребенок;

 

-                   средний уровень – 4 человека;

Информация о работе Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр