Различным формам сюжетных игр
соответствуют разные способы
построения игры. Н.Я.Михайленко выделяет
три постепенно усложняющихся способа:
-
развертывание и обозначение
условных предметных действий;
-
ролевое поведение – обозначение
и реализация условной игровой
позиции;
-
сюжетосложение – развертывание последовательности
целостных ситуаций, их обозначение и
планирование.
Развитие игровой деятельности
детей идет от образно-ролевых
игр к играм-фантазированию, причем
каждая новая форма игры зарождается в
рамках предыдущей. Не существует четких
возрастных границ при переходе от одного
способа построения игры к другому. Можно
лишь примерно определить момент, когда
следует начинать формировать тот или
иной способ:
-
примерно-действенный - к 1,5 годам;
-
ролевой - к 2,5-3 годам;
-
сюжетосложение - к 5 годам.
Представим эти данные в виде
таблицы 1.1.
Таблица 1
Развитие игровой деятельности
Форма сюжетной игры
Способ построения игры
Оптимальный возраст для
формирования способа построения игры
1. Ролевая игра:
а) образно-ролевая
б) сюжетно-ролевая
Предметно-действенный Ролевый
способ
с 1,5 лет
с 2, 3 - 5 лет
2. Режиссерская игра
Способ сюжетосложения
с 5 лет
3. Игра-фантазирование
Способ сюжетосложения
с 5 лет
Единой классификации детских
игр нет. Так, некоторые ученые педагоги
классифицируют детские игры на самостоятельные
и дидактические (рис. 1).
Игры дошкольников
Рис. 1. Классификация игр
На рис 1. видно, что сюжетные
игры делятся на ролевые, режиссерские
и игры фантазирования. Ролевые
игры делятся на образно-ролевые
и сюжетно-ролевые.
Широко распространена классификация
детских игр на сюжетно-ролевые
и сюжетно-отобразительные.
В раннем возрасте у детей
появляется сюжетно-отобразительная
игра. Это такая игра, в которой малыши
отображают хорошо знакомые события окружающего,
роль на себя не принимают, играют индивидуально.
Когда сюжетно-отобразительная игра сформируется,
появляется сюжетно-ролевая игра. Она
отличается тем, что дети принимают на
себя роль взрослого, отображают самые
разнообразные события, предпочитают
играть совместно со сверстниками.
В исследовании Е.В.Зворыгиной доказано,
что в сюжетно-отобразительной игре у
детей формируются предметные способы
решения игровых задач.
Невозможность действовать как
взрослый в реальном плане,
невозможность реализовать желание
в самостоятельном социальном
поведении обусловливает появление
деятельности в плане воображения.
Так возникает игра.
Заслуга культурно-исторического
и психологического анализа детской
игры в отечественной психологии
принадлежит Д. Б. Эльконину. В
структуре игры он выделил следующие компоненты:
1) роль, которую берут на себя дети, 2) игровые
действия, посредством которых дети реализуют
взятые на себя роли взрослых и отношения
между ними, 3) игровое употребление предметов,
при котором реальные функции предмета
замещены игровыми, 4) реальные отношения
между играющими детьми, выражающиеся
в разнообразных репликах, замечаниях,
посредством которых регулируется весь
ход игры.
Центральным моментом, объединяющим
все остальные стороны игры, является
роль, которую берет на себя
ребенок. Именно роль и органически
связанные с ней действия представляют
собой основную, далее неразложимую
единицу развитой формы игры.
Ролевая игра особенно чувствительна
к сфере человеческой деятельности,
труда и отношений между людьми.
Поэтому основным содержанием
роли, которую берет на себя
ребенок, является воспроизведение
именно этой стороны действительности.
В игре различают сюжет и
содержание. Сюжет игры — это
та область действительности, которая
воспроизводится детьми в игре.
Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны
и отражают конкретные условия
жизни ребенка. Они изменяются
в зависимости от конкретных
условий жизни, от вхождения
ребенка во все более широкий
круг жизни, вместе с расширением
его кругозора.
Содержание игры — это то, что
воспроизводится ребенком в качестве
центрального момента деятельности
и отношений между взрослыми
в их трудовой и общественной
жизни. В содержании игры выражена
мера проникновения ребенка в
деятельность взрослых людей.
Игра в период дошкольного
детства претерпевает существенные
изменения. Можно выделить три
генетически преемственные формы
игры: режиссерскую, сюжетную и игры
по правилам.
Первая форма, с которой начинается
развитие игры, — режиссерская
игра. В режиссерской игре ребенок
не принимает на себя никакой
роли, а управляет игрушкой, действует
через нее.
В сюжетной игре ребенок принимает
на себя роль, в которой отражает
взаимоотношения между людьми. В
сюжетно-ролевой игре ребенок
в особых, воображаемых ситуациях
самостоятельно воспроизводит фрагменты
или стороны взрослой жизни,
общественные и трудовые функции
взрослых, отображает жизнь и
труд взрослых людей. Развитие
сюжетно-ролевой игры идет от
индивидуальной игры к играм
вдвоем со сверстником и в
последующем к развернутой коллективной
игре со многими взаимосвязанными
ролями и сюжетными линиями.
Игры по правилам характерны
для старших дошкольников. В них
дети учатся подчиняться правилу,
которое приобретает для них
внутренний смысл. Дети педантично
следят за точностью воспроизведения
их содержания, за порядком их
следования. Здесь в игру уже
включаются элементы учебной
деятельности.
2.2. Дидактические игры
Дидактическая игра широко используется
педагогами как средство воспитания
и обучения. Она способствует, расширению
представлений, закреплению и
применению знаний, полученных на
занятиях, а также в непосредственном
опыте детей.
Дидактическая игра делает процесс
обучения более легким, занимательным:
та или иная умственная задача,
заключенная в игре, решается
в ходе доступной и привлекательной
для детей деятельности. Дидактическая
игра создается в целях обучения
и умственного развития. И чем
в большей мере она сохраняет
признаки игры, тем в большей
мере она доставляет детям
радость.
Содержание дидактической игры
определено программой воспитания
в детском саду в разделе
«Ознакомление с окружающим и
родной язык» и в других
разделах:
-
знания о предметах, их назначении
и качествах;
-
знания о разных видах труда
и его роли в жизни людей;
-
знания о природных предметах
и явлениях, временах года;
-
пространственные ориентировки.
Существенной стороной дидактической
игры является игровой замысел.
Он вызывает живой интерес
детей, возбуждает их активность,
желание играть. Игровой замысел
часто выражен в самом названии
игры и составляет ее начало.
Например, в игре «Узнай, что в
мешочке» замысел игры заключается
в том, чтобы, ощупав рукою
игрушки, находящиеся в цветном
мешочке, ребенок назвал их [4,
с.33].
Каждая дидактическая игра имеет
правила, которые обусловлены
содержанием игры, игровым замыслом
и вместе с тем выполняют
очень большую роль — они
определяют характер и способ
действий, организуют и направляют
поведение, взаимоотношения детей
в игре. Правила, используемые
в дидактической игре, являются
критерием правильности игровых
действий, их оценки. Выражение детей
«Он играет не по правилам»
отражает отношение их к правилу
игры как к чему-то незыблемому.
Усвоение детьми правил игры
и следование им содействует
воспитанию самостоятельности, возможности
самоконтроля и взаимоконтроля
в игре.
Игровые действия — это те
действия, которые производят дети
в игре. Чем они разнообразнее
и богаче, тем большее количество
детей участвует в игре и
тем интереснее сама игра. Игровые
действия, выполняемые воспитателем,
позволяют руководить игрой через
«пробный ход», иногда через роль
и направлять игру непосредственно
в ходе ее. Игровые действия
очень разнообразны: в играх маленьких
детей они заключаются в перестановке,
перекладывании, собирании предметов,
их сравнении, подборе по цвету,
величине, в раскладывании картинок,
в подражательных движениях детей
и т.д.; игровые действия старших
детей сложнее: они требуют
взаимной связи действий одних
детей с другими, их последовательности,
очередности [7, с.48].
Дидактическая игра имеет определенный
результат, который является финалом
игры. Например, отгадывание загадок,
выполнение поручений, игровых
заданий, проявление смекалки
является результатом игры и
воспринимается детьми как достижение.
Для воспитателя результат игры
всегда является показателем
успехов детей в усвоении знаний,
в умственной деятельности, в
характере взаимоотношений. В
дидактических играх, применяемых
в советских детских садах,
результатом игры не может
быть «выигрыш», полученный в
итоге удачи, обмана, присвоения
права другого и т. д.
Результат дидактической игры
выражается в решении задачи
и в том удовольствии, которое
доставляет игра ее участникам.
Содержание игры, игровой замысел,
игровые действия и правила
взаимосвязаны, и отсутствие хотя
бы одного из них делает
игру невозможной.
Своеобразие дидактической игры
как игровой деятельности заключается
в том, что взаимоотношения
воспитателя с детьми и детей
между собой носят именно игровой
характер. Воспитатель является
участником игры или ее организатором.
Дети часто выполняют ту или
иную роль, которая определена
содержанием игры и обусловливает
игровые действия. Например, в игре
«Магазин» познавательное содержание
заключается в том, что дети-покупатели
должны дать описание предмета,
который они хотят купить, а
дети-продавцы — уметь по описанию
определить требуемую вещь. Игра
служит для упражнения в наблюдательности,
в пользовании связной речью.
Игровые действия заключаются
в наблюдении, рассматривании предмета,
в описании, сравнении его с
другими. Игровые правила заключаются
в том, что покупатель должен
выбрать предмет, вежливо обратиться
к продавцу, описать предмет, указать
его качества, заплатить деньги;
продавцы должны внимательно
слушать, не перебивать покупателя,
выбрать требуемый предмет, завернуть
его.
Дидактическая игра является
практической деятельностью, в которой
дети используют знания, полученные на
занятиях. В этом отношении роль
дидактической игры заключается
в том, что она создает жизненные
условия для разнообразного применения
знаний, для активизации умственной
деятельности. При этом обнаруживаются
ошибки и затруднения, испытываемые
детьми. Воспитатель помогает их исправить
и преодолеть [26, с.212].
Во многих дидактических играх
очень отчетливо выступает упражнение,
но дидактическая игра не может
быть отождествлена с упражнением,
ибо основу ее составляют игровые
отношения детей, игровой замысел,
игровые действия.
Многие дидактические игры не
вносят ничего нового в знания
детей, но они учат детей
применять знания в новых условиях
или содержат умственную задачу,
решение которой требует проявления
разнообразных форм умственной
деятельности.
Например, в игре «Чудесный мешочек»
дети имеют дело со знакомыми
игрушками, но игра обязывает
дать описание игрушки, а для
этого ребенок должен внимательно
ее рассмотреть. Или: детям
уже известны признаки разных
времен года, но в дидактической
игре «Времена года» от детей
требуется умение классифицировать
те или иные явления по времени
года, т. е. обобщить конкретные
явления и определить обобщающим
понятием — весна, лето, осень,
зима.
В процессе дидактической игры
разнообразные умственные процессы
активизируются и принимают произвольный
характер. Чтобы понять и принять
замысел игры, усвоить игровые
действия и правила, нужно активно
выслушать и осмыслить предложение
воспитателя, его объяснение. Задачи,
поставленные игрой, требуют сосредоточения
внимания, активной деятельности
анализаторов, процессов различения,
сравнения, обобщения.
Дидактическая игра является
незаменимым средством в преодолении
различных затруднений в умственной
деятельности у отдельных детей.
Организуя индивидуальную дидактическую
игру, воспитатель создает благоприятные
условия индивидуального общения,
выясняет причины отставания, многократно
упражняет детей, поднимает уровень
их развития.
Дидактическая игра имеет и
глубокое воспитательное влияние,
о котором писала еще Е. И.
Тихеева: «Эти игры также нельзя
оценивать только со стороны
их явно дидактической цели
— ориентировки детей в том
или ином представлении или
усвоении знаний. Эти игры способствуют
развитию всех сторон человеческой
личности: они организуют детей,
повышают их самостоятельность.
Если они проводятся живо, умелой
воспитательницей, дети реагируют
на них огромным интересом,
взрывами радости, что увеличивает
их значение» [Цит. по: 6, с.58].