Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Проанализировать развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи работы:

1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

курс раб 2.docx

— 117.42 Кб (Скачать файл)

 

            Различным формам  сюжетных игр  соответствуют разные способы   построения игры. Н.Я.Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа:

 

-                   развертывание и обозначение  условных предметных действий;

 

-                   ролевое поведение – обозначение  и реализация условной игровой  позиции; 

 

-                   сюжетосложение – развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

 

            Развитие игровой деятельности  детей идет от образно-ролевых  игр к играм-фантазированию, причем каждая новая форма игры зарождается в рамках предыдущей. Не существует четких возрастных границ при переходе от одного способа построения игры к другому. Можно лишь примерно определить момент, когда следует начинать формировать тот или иной способ:

 

-                   примерно-действенный - к 1,5 годам;

 

-                   ролевой - к 2,5-3 годам;                                             

 

-                   сюжетосложение - к 5 годам.

 

            Представим эти данные в виде  таблицы 1.1.

 

Таблица 1

 

Развитие игровой деятельности

Форма сюжетной игры 

Способ построения игры 

Оптимальный  возраст для  формирования способа построения игры

 

1. Ролевая игра:

 

а) образно-ролевая          б) сюжетно-ролевая 

Предметно-действенный Ролевый  способ 

с 1,5 лет

 

с 2, 3 - 5 лет

 

 

 

2. Режиссерская игра

 

  

Способ сюжетосложения 

с  5 лет

 

3. Игра-фантазирование 

Способ сюжетосложения 

с  5  лет

 

 

 

 

             Единой классификации детских  игр нет. Так, некоторые ученые педагоги классифицируют детские игры на самостоятельные и дидактические (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры дошкольников

 

 

 

 

 

                                       

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация игр

 

 

 

            На рис 1. видно, что сюжетные  игры делятся на ролевые, режиссерские  и игры фантазирования. Ролевые  игры делятся на образно-ролевые и сюжетно-ролевые.

 

            Широко распространена классификация  детских игр на сюжетно-ролевые и сюжетно-отобразительные.

 

            В раннем возрасте у детей  появляется сюжетно-отобразительная игра. Это такая игра, в которой малыши отображают хорошо знакомые события окружающего, роль на себя не принимают, играют индивидуально. Когда сюжетно-отобразительная игра сформируется, появляется сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что дети принимают на себя роль взрослого, отображают самые разнообразные события, предпочитают играть совместно со сверстниками.

 

            В исследовании Е.В.Зворыгиной доказано, что в сюжетно-отобразительной игре у детей формируются предметные способы решения игровых задач.

 

            Невозможность действовать как  взрослый в реальном плане,  невозможность реализовать желание  в самостоятельном социальном  поведении обусловливает появление  деятельности в плане воображения.  Так возникает игра.

 

            Заслуга культурно-исторического  и психологического анализа детской  игры в отечественной психологии  принадлежит Д. Б. Эльконину. В структуре игры он выделил следующие компоненты: 1) роль, которую берут на себя дети, 2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними, 3) игровое употребление предметов, при котором реальные функции предмета замещены игровыми, 4) реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

 

            Центральным моментом, объединяющим  все остальные стороны игры, является  роль, которую берет на себя  ребенок. Именно роль и органически  связанные с ней действия представляют  собой основную, далее неразложимую  единицу развитой формы игры. Ролевая игра особенно чувствительна  к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми. Поэтому основным содержанием  роли, которую берет на себя  ребенок, является воспроизведение  именно этой стороны действительности.

 

            В игре различают сюжет и  содержание. Сюжет игры — это  та область действительности, которая  воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны  и отражают конкретные условия  жизни ребенка. Они изменяются  в зависимости от конкретных  условий жизни, от вхождения  ребенка во все более широкий  круг жизни, вместе с расширением  его кругозора.

 

            Содержание игры — это то, что  воспроизводится ребенком в качестве  центрального момента деятельности  и отношений между взрослыми  в их трудовой и общественной  жизни. В содержании игры выражена  мера проникновения ребенка в  деятельность взрослых людей.

 

            Игра в период дошкольного  детства претерпевает существенные  изменения. Можно выделить три  генетически преемственные формы  игры: режиссерскую, сюжетную и игры  по правилам.

 

            Первая форма, с которой начинается  развитие игры, — режиссерская  игра. В режиссерской игре ребенок  не принимает на себя никакой  роли, а управляет игрушкой, действует  через нее.

 

            В сюжетной игре ребенок принимает  на себя роль, в которой отражает  взаимоотношения между людьми. В  сюжетно-ролевой игре ребенок  в особых, воображаемых ситуациях  самостоятельно воспроизводит фрагменты  или стороны взрослой жизни,  общественные и трудовые функции  взрослых, отображает жизнь и  труд взрослых людей. Развитие  сюжетно-ролевой игры идет от  индивидуальной игры к играм  вдвоем со сверстником и в  последующем к развернутой коллективной  игре со многими взаимосвязанными  ролями и сюжетными линиями.

 

            Игры по правилам характерны  для старших дошкольников. В них  дети учатся подчиняться правилу,  которое приобретает для них  внутренний смысл. Дети педантично  следят за точностью воспроизведения  их содержания, за порядком их  следования. Здесь в игру уже  включаются элементы учебной  деятельности.

 

 

 

2.2. Дидактические игры

 

            Дидактическая игра широко используется  педагогами как средство воспитания  и обучения. Она способствует, расширению  представлений, закреплению и  применению знаний, полученных на  занятиях, а также в непосредственном  опыте детей.

 

            Дидактическая игра делает процесс  обучения более легким, занимательным:  та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается  в ходе доступной и привлекательной  для детей деятельности. Дидактическая  игра создается в целях обучения  и умственного развития. И чем  в большей мере она сохраняет  признаки игры, тем в большей  мере она доставляет детям  радость.

 

            Содержание дидактической игры  определено программой воспитания  в детском саду в разделе  «Ознакомление с окружающим и  родной язык» и в других  разделах:

 

-                   знания  о предметах, их назначении   и   качествах;

 

-                   знания о разных видах труда  и его роли в жизни людей; 

 

-                   знания о природных предметах  и явлениях, временах года;

 

-                   пространственные ориентировки.

 

            Существенной стороной дидактической  игры является игровой замысел.  Он вызывает живой интерес  детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел  часто выражен в самом названии  игры и составляет ее начало. Например, в игре «Узнай, что в  мешочке» замысел игры заключается  в том, чтобы, ощупав рукою  игрушки, находящиеся в цветном  мешочке, ребенок назвал их [4, с.33].

 

            Каждая дидактическая игра имеет  правила, которые обусловлены  содержанием игры, игровым замыслом  и вместе с тем выполняют  очень большую роль — они  определяют характер и способ  действий, организуют и направляют  поведение, взаимоотношения детей  в игре. Правила, используемые  в дидактической игре, являются  критерием правильности игровых  действий, их оценки. Выражение детей  «Он играет не по правилам»  отражает отношение их к правилу  игры как к чему-то незыблемому.

 

            Усвоение детьми правил игры  и следование им содействует  воспитанию самостоятельности, возможности  самоконтроля и взаимоконтроля  в игре.

 

            Игровые действия — это те  действия, которые производят дети  в игре. Чем они разнообразнее  и богаче, тем большее количество  детей участвует в игре и  тем интереснее сама игра. Игровые  действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрой через  «пробный ход», иногда через роль  и направлять игру непосредственно  в ходе ее. Игровые действия  очень разнообразны: в играх маленьких  детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов,  их сравнении, подборе по цвету,  величине, в раскладывании картинок, в подражательных движениях детей  и т.д.; игровые действия старших  детей сложнее: они требуют  взаимной связи действий одних  детей с другими, их последовательно­сти, очередности [7, с.48].

 

            Дидактическая игра имеет определенный  результат, который является финалом  игры. Например, отгадывание загадок,  выполнение поручений, игровых  заданий, проявление смекалки  является результатом игры и  воспринимается детьми как достижение.

 

            Для воспитателя результат игры  всегда является показателем  успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в  характере взаимоотношений. В  дидактических играх, применяемых  в советских детских садах,  результатом игры не может  быть «выигрыш», полученный в  итоге удачи, обмана, присвоения  права другого и т. д.

 

            Результат дидактической игры  выражается в решении задачи  и в том удовольствии, которое  доставляет игра ее участникам.

 

            Содержание игры, игровой замысел,  игровые действия и правила  взаимосвязаны, и отсутствие хотя  бы одного из них делает  игру невозможной.

 

            Своеобразие дидактической игры  как игровой деятельности заключается  в том, что взаимоотношения  воспитателя с детьми и детей  между собой носят именно игровой  характер. Воспитатель является  участником игры или ее организатором.  Дети часто выполняют ту или  иную роль, которая определена  содержанием игры и обусловливает  игровые действия. Например, в игре  «Магазин» познавательное содержание  заключается в том, что дети-покупатели  должны дать описание предмета, который они хотят купить, а  дети-продавцы — уметь по описанию  определить требуемую вещь. Игра  служит для упражнения в наблюдательности, в пользовании связной речью.  Игровые действия заключаются  в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнении его с  другими. Игровые правила заключаются  в том, что покупатель должен  выбрать предмет, вежливо обратиться  к продавцу, описать предмет, указать  его качества, заплатить деньги; продавцы должны внимательно  слушать, не перебивать покупателя, выбрать требуемый предмет, завернуть  его.

 

Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой  дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается  в том, что она создает жизненные  условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Воспитатель помогает их исправить  и преодолеть [26, с.212].

 

            Во многих дидактических играх  очень отчетливо выступает упражнение, но дидактическая игра не может  быть отождествлена с упражнением,  ибо основу ее составляют игровые  отношения детей, игровой замысел,  игровые действия.

 

            Многие дидактические игры не  вносят ничего нового в знания  детей, но они учат детей  применять знания в новых условиях  или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления  разнообразных форм умственной  деятельности.

 

            Например, в игре «Чудесный мешочек»  дети имеют дело со знакомыми  игрушками, но игра обязывает  дать описание игрушки, а для  этого ребенок должен внимательно  ее рассмотреть. Или: детям  уже известны признаки разных  времен года, но в дидактической  игре «Времена года» от детей  требуется умение классифицировать  те или иные явления по времени  года, т. е. обобщить конкретные  явления и определить обобщающим  понятием — весна, лето, осень,  зима.

 

            В процессе дидактической игры  разнообразные умственные процессы  активизируются и принимают произвольный  характер. Чтобы понять и принять  замысел игры, усвоить игровые  действия и правила, нужно активно  выслушать и осмыслить предложение  воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения  внимания, активной деятельности  анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

 

            Дидактическая игра является  незаменимым средством в преодолении  различных затруднений в умственной  деятельности у отдельных детей.

 

            Организуя индивидуальную дидактическую  игру, воспитатель создает благоприятные  условия индивидуального общения,  выясняет причины отставания, многократно  упражняет детей, поднимает уровень  их развития.

 

            Дидактическая игра имеет и  глубокое воспитательное влияние,  о котором писала еще Е. И.  Тихеева: «Эти игры также нельзя  оценивать только со стороны  их явно дидактической цели  — ориентировки детей в том  или ином представлении или  усвоении знаний. Эти игры способствуют  развитию всех сторон человеческой  личности: они организуют детей,  повышают их самостоятельность.  Если они проводятся живо, умелой  воспитательницей, дети реагируют  на них огромным интересом,  взрывами радости, что увеличивает  их значение» [Цит. по: 6, с.58].

Информация о работе Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр