Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:50, контрольная работа
В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан республики Казахстан – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года, говорится о том, что особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей дошкольного возраста, обеспечив их эффективными программами для развития творческих и интеллектуальных способностей. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, произвольному труду и окружающему миру.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский
Музыкально-педагогический факультет
Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие памяти в дошкольном возрасте
050101 «Дошкольное обучение и воспитание» ДОВ- 09
Петропавловск, 2010
Введение
В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан республики Казахстан – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года, говорится о том, что особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей дошкольного возраста, обеспечив их эффективными программами для развития творческих и интеллектуальных способностей. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, произвольному труду и окружающему миру. [1]
Также президент в своей лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» отмечает, что дошкольное образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодых казахстанцев.
На современном этапе развития нашего государства перед обществом стоит огромная задача - воспитать всесторонне развитую личность.[2]
Дошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности.
Дошкольному возрасту принадлежит
важная роль в общем развитии памяти
человека. Впечатления, которые человек
получает об окружающем мире, оставляют
определенный след, сохраняются, закрепляются,
а при необходимости и
Вопрос о развитии памяти
породил большие споры в
Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Эльконин Д.Б., Обухова Л.Ф., Мухина В.С, Люблинская А.А., Шаграева О.А., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д. и многие другие.
Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте.
Объект исследования: дошкольный возраст
Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте.
Гипотеза: если целенаправленно и систематически применять методы и приемы развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, то это обусловит наиболее эффективное развитие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Задачи:
- рассмотреть психические
особенности развития детей
- описать характеристику
памяти как познавательного
- ознакомиться с особенностями
развития и формирования
- изучить методики диагностики
памяти детей дошкольного
- охарактеризовать методы
и приемы развития памяти
- подобрать игры, упражнения
по развитию памяти детей
1. Научно-теоретические
основы изучения памяти в
1.1 Психические
особенности развития детей
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. [4]
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.[5]
В дошкольном возрасте в совместной деятельности со взрослыми и под их руководством ребенок овладевает рядом предметных действий. Некоторые из них дети могут выполняться только при непосредственной помощи и при участии взрослых, другие – производят самостоятельно.
Самостоятельность в дошкольном возрасте проявляется в том, что каждый здоровый ребенок в узкой сфере своей практической жизни и в пределах своих небольших возможностей стремится действовать без помощи взрослых, проявлять некоторую независимость от них.
Проявление самостоятельности
во всем том, в чем ребенок действительно
может обойтись без помощи взрослых,
приобретает постепенно форму стремления
действовать независимо от взрослых
и без их помощи даже в тех сферах,
которые еще недоступны ребенку,
в частности выполнять
Одна из важнейших проблем детской психологии – проблема условий и движущих причин психического развития детей дошкольного возраста. Долгое время эта проблема рассматривалась в плане метафизической теории двух факторов, которые в качестве внешних и неизменных сил предопределяют ход развития детской психики. При этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде; наконец, третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют, конвертируют друг с другом.
Л.С. Выготский (1982-1984), С.Л. Рубенштейн
(1946), А.Н. Леонтьев (1972), исходя из положений
классиков марксизма-ленинизма
Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.
Признав, важное значение, для психического развития ребенка его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также хода их созревания в онтогенезе, необходимо, однако, подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Как справедливо указывал Л.С. Выготский (1982, т. 2), ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д., не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств, требуются определенные социальные условия жизни и воспитания.
Проблема роли среды в
психическом развитии ребенка решается
по-разному, в зависимости от понимания
общей природы изучаемого генетического
процесса. Социальная среда (и преобразованная
человеческим трудом природа) не просто
внешнее условие, а подлинный
источник развития ребенка, поскольку
в ней содержатся все те материальные
и духовные ценности, в которых
воплощены способности
Усвоение детьми общественного
опыта происходит не путем пассивного
восприятия, а в активной форме. Проблема
роли различных видов деятельности
в психическом развитии ребенка
интенсивно разрабатывалась в советской
детской психологии. Изучались психологические
особенности игры, учения и труда
у детей различных возрастов
и влияние этих видов деятельности
на развитие отдельных психических
процессов и формирование личности
ребенка в целом. Исследования ориентировочной
части деятельности позволили более
глубоко проникнуть в ее структуру
и более детально выяснить роль в
усвоении нового опыта. Обнаружилось,
что ориентировочные компоненты
какой-либо целостной деятельности
выполняют функцию
Диалектико-материалистический
поход к психическому развитию ребенка
выдвигает проблему спонтанности развития,
наличия в нем мотивов
В дошкольном детстве (от 3 до
7лет) продолжается интенсивное созревание
организма. Наряду с общим ростом
происходит анатомическое формирование
и функциональное развитие тканей и
органов. Важное значение имеют окостенение
скелета, увеличение массы мышц, развитие
органов дыхания и
Дошкольный возраст
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Особенности социальной ситуации
развития дошкольника выражаются в
характерных для него видах деятельности,
прежде всего в сюжетно-ролевой
игре. Стремление приобщиться к миру
взрослых в сочетании с отсутствием
необходимым для этого знаний
и умений приводит к тому, что
ребенок осваивает этот мир в
доступной для него игровой форме.
Особенности благоприятные
Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности дошкольника, зависит развитие и становление его личности.