Развитие памяти в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан республики Казахстан – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года, говорится о том, что особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей дошкольного возраста, обеспечив их эффективными программами для развития творческих и интеллектуальных способностей. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, произвольному труду и окружающему миру.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Северо.docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие ребенка  со средой и в первую очередь с  социальным окружением, усвоение им опыта  взрослых в различных видах деятельности (игровой, учебной и т.д.) играют первостепенную роль в его психическим развитии, становлении его личности.

Эмоциональная жизнь дошкольника  связана с господством чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. Эмоциональность характеризуется  непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявления эмоций очень бурно. Ребенок  легко начинает испытывать чувства  симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, легко реагирует на конфликтные  ситуации, быстро расстраивается от неудач, легко обижается и плачет, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Но все это так, же быстро угасает и забывается.[9]

Только в особо нужных ситуациях и только старшие дошкольники  могут сдерживать свои чувства, скрыть их внешние проявления.

Источником эмоциональных  переживаний ребенка становятся в первую очередь его взаимоотношения  со взрослыми и другими детьми, а также те ситуации, которые произвели  на него новое, необычное, сильное впечатление. Поэтому чем больше впечатлений  получает ребенок, тем более дифференцированными  становятся его эмоциональные переживания.

Для психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются  все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной  ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие  успехи делает ребенок в овладении  родным языком. Если в активном словаре  годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число  их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.[9, c. 36]

Обладая высокой пластичностью  функций мозга и психики, ребенок  имеет большие потенциальные  возможности развития, реализация которых  зависит от непосредственного влияния  окружающих взрослых, от воспитания и  обучения.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким  уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятия, обобщенные нормы мышления, смысловые запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма  памяти, опираясь на нее можно побуждать  ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Дошкольник умеет согласовывать  свои действия со сверстниками, участниками  совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведения характеризуется  наличием сформированной сферы мотивов  и интересов, внутреннего плана  действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной  деятельности и своих возможностей.[9, c.39]

Таким образом, дошкольное детство  – особый период в развитии личности. Это время активной социализации ребенка, вхождения его в культуру, развития его общения со взрослыми  и сверстниками. Это небольшой  отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает  значительно больше, чем за всю  последующую жизнь.

1.2 Характеристика  памяти как познавательного процесса

 

Память - это основа психической  жизни, основа нашего сознания. Любая  простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла  связи между отдельными фактами  и событиями. Осуществляя связь  между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого "Я" и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

В XX веке было создано несколько  десятков различных теорий памяти –  психологических, физиологических, биологических, химических, кибернетических. Однако в  настоящее время нет ни одной  единой, признаваемой всеми теории памяти.

Память - процессы организации  и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения.[10]

Память – когнитивный  процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения  материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого  материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости  от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости  от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под  влиянием действия раздражителей, сохранять  в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и  биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т.е. в них возникает  процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные  изменения.[10, c. 103]

Механизмы памяти можно рассматривать  на различном уровне, с различных  точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический  механизм их образования - временные  нервные связи. Движение нервных  процессов в коре оставляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение  нервных процессов именно в этом направлении. Таким образом, образование  и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.[10, c. 105]

Особое значение, которое  с древних времен придавалось  памяти, можно усмотреть в том, что в древнегреческой мифологии  именно богиня памяти - Мнемосина, слыла  матерью муз, покровительницей ремесел  и наук. Долгое время проблема памяти разрабатывалась главным образом  философией в тесной связи с общей  проблемой знания. Первую развернутую  концепцию памяти дал Аристотель в специальном трактате "О памяти и воспоминании". Собственно память свойственна и человеку и животному, воспоминание же - только человеку, оно  есть "как бы своеобразное отыскивание" образов и "бывает только у тех, кто способен размышлять", ибо "тот, кто вспоминает, делает вывод, что  прежде он уже видел, слышал, или  испытал нечто в таком же роде". Аристотелем были сформулированы правила  для успешного воспоминания, впоследствии вновь "открытые" в качестве основных законов, ассоциаций.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность  запечатлевать информацию, другими  словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани ("мнема"). Основа памяти называется природной памятью.[10, c. 106]

Выделяют три вида памяти:

1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать  лица, звуки, цвет, форму предмета  и т.д. 

2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация  на слух.

3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые  чувства, эмоции и события.

Формы проявления памяти чрезвычайно  многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.

В основу видовой классификации  памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают  такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и  эмоциональная; 2) степень волевой  регуляции памяти. С этой точки  зрения различают произвольную и  непроизвольную память; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.[11]

Таким образом, мы видим, что  все виды памяти различают в зависимости  от того, что запоминается и насколько  долго помнится.

Образная память - это  память на представления, на картины  природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в  известном смысле можно назвать  профессиональными видами: как и  соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются  в связи со специфическими условиями  деятельности.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит  второй сигнальной системе. Этот вид  памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые  в своих простейших формах свойственны  и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению  к ним, и от ее развития зависит  развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.[11, c. 48]

Двигательная память это  запоминание, сохранение и воспроизведение  различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных  практических и трудовых навыков, ровно  как и навыков ходьбы, письма и  т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять те или иные действия.

В зависимости от целей  деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и  воспроизведение, в котором отсутствует  специальная цель что-то запомнить  или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда  мы ставим такую цель, говорят о  произвольной памяти. В последнем  случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.[11, c.51]

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени  развития памяти. Каждый по своему опыту  знает, какое огромное место в  нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных  мнемических намерений и усилий формируется основная и по объёму, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость  руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно  заучить или припомнить то, что  необходимо.[10, c. 108]

Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание  знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая  огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному  запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко  вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация  нового материала, установление связей между ним и тем, что уже  известно субъекту.[11, c. 54]

В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного  его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется  очень кратким сохранением после  однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

Центральную роль при кратковременном  удержании данных играют процессы внутреннего  называния и активного повторения материала, протекающие обычно в  форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной  памяти, хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память. Долговременное запоминание становится возможным  только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого  материала в систему ассоциативных  связей. В отличие от долговременной памяти, в кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации - не более 7 + - 2 единиц материала. Современные исследования показывают, что ограничения кратковременной  памяти не служат препятствием при  запоминании больших объемов  осмысленного перцептивного материала.[10, c. 112]

Кроме того, выделяют в отдельный  вид памяти - оперативную память. Оперативной памятью называют запоминание  каких-то сведений, данных на время, необходимое  для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в  памяти действия необходимо до промежуточной  операции, которые в дальнейшем могут  быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить  нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

Информация о работе Развитие памяти в дошкольном возрасте