Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:50, контрольная работа
В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан республики Казахстан – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года, говорится о том, что особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей дошкольного возраста, обеспечив их эффективными программами для развития творческих и интеллектуальных способностей. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, произвольному труду и окружающему миру.
Впечатление, которые человек
получает об окружающим мире, оставляют
определенный след, сохраняются, закрепляются,
а при необходимости и
Память лежит в основе
способностей человека, является условием
научения, приобретения знаний, формирования
умений и навыков. Без памяти невозможно
нормальное функционирование ни личности,
ни общества. Благодаря своей памяти,
ее совершенствованию человек
Память можно определить
как способность к получению,
хранению и воспроизведению жизненного
опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные
и приобретенные механизмы
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.[10, c. 114]
Таким образом, память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
1.3 Особенности
развития памяти детей
Вопрос о развитии памяти породил в психологии большие споры. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме в психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.[18]
Достаточно простыми и понятными представляются теоретические положения концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности.[11, c. 58]
Самый ранний вид – моторная или двигательная память начальное свое выражение находит в первых, условных двигательных рефлексах детей. Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения.
Начало эмоциональной или аффективной памяти, относится к первому полугодию жизни ребенка.
Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся им ко второму году жизни.
Более высокий вид памяти – память-рассказ. Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Память-рассказ и представляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Представляя собой, высший уровень памяти, память-рассказ, в свою очередь, не сразу выступает в наиболее совершенных формах. Она проходит путь, характеризующийся основными стадиями развития рассказа. Первоначально рассказ – это только словесное сопровождение действия, далее это слова, сопровождаемые действием, и лишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение.[11, c. 60]
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.
Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.[5, c. 35]
У младших дошкольников непроизвольное
запоминание и непроизвольное воспроизведение
- единственная форма работы памяти.
Ребенок еще не может поставить
перед собой цель запомнить или
припомнить что-нибудь и тем более
не применяет для этого
Непроизвольное запоминание,
связанное с активной умственной
работой детей над определенным
материалом, остается до конца дошкольного
возраста значительно более
Первые припоминания впечатлений,
полученных в раннем детстве, относятся
обычно к возрасту около трёх лет
(имеются в виду воспоминания взрослых
людей, связанные с детством). Было
установлено, что почти 75% первых детских
воспоминаний приходится на возраст
от трёх до четырёх лет. Это значит,
что к данному возрасту, т.е. к
началу раннего дошкольного детства,
у ребёнка связываются
У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память.
У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия. После однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его. Эйдетическая память - возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность. На самом деле, такой вид памяти не так уж и редок, и имеется у многих детей. [13, c. 27]
На протяжении первого
года жизни заметно увеличивается
латентный период узнавания. Если восьми-,
девятимесячный ребенок узнает близкого
человека после двух-, трех- недельной
разлуки, то ребенок второго года
жизни может узнавать знакомое лицо
после полутора- и двухмесячного
перерыва. На втором году жизни резко
увеличивается объем и
Развитие моторной памяти
начинается в середине первого года
жизни. Освоение предметных действий сознает
благоприятные условия для
На третьем году жизни
на основе двигательной памяти у ребенка
вырабатываются действия. Они составляют
основу навыков, формирующих уже
в последующие периоды. К таким
несформированными еще навыкам
относятся, например, движения рук при
умывании, действия ложкой во время
еды. Зашнуровывание ботинок, застегивание
пуговиц, перешагивание через
В дошкольном детстве развивается особенно важный вид памяти – память на слова. Начиная с 6 месяцев, ребенок запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, которые связываются с определенными предметами, лицами, действиями. В это время еще можно выделить специально словесную память, тогда как в последующие годы она сливается со смысловой. Освоение разговорной речи ведет к быстрому развитию смысловой памяти и памяти на целые словесные цепи, комплексы.
На втором году жизни начавший
ходить ребенок узнает много предметов,
вещей и, различно действуя с ними,
обогащает свои знания об окружающем
мире. Так начинают накапливаться
первичные представления о
Изменяется и сам процесс памяти: она постепенно освобождается от опоры на восприятие. Наряду с узнаванием формируется и воспроизведение, сначала непроизвольное, вызванное вопросом, подсказкой взрослого, сходным предметом или ситуацией, а затем и произвольное. [14, c. 98]
Развитие памяти в дошкольном
возрасте также характеризуется
постепенным переходом от непроизвольного
и непосредственного к
Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитие как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти.
Переход от непроизвольной
к произвольной памяти включает в
себя два этапа. На первом этапе формируется
необходимая мотивация, т.е. желание
что-либо запомнить или вспомнить.
На втором этапе возникают и
С возрастом развивается
способность ребенка оценивать
возможности собственной
В дошкольном возрасте память
по скорости развития опережает другие
способности. Главным видом памяти
является образная, ее развитие и перестройка
связаны с изменениями, происходящими
в разных сферах психической жизни
ребенка. На протяжении дошкольного
возраста значительно изменяется содержание
двигательной памяти. Движения становятся
сложными, включают несколько компонентов.
Словесно-логическая память дошкольника
интенсивно развивается в процессе
активного освоения речи при слушании
и воспроизведении литературных
произведений, рассказывании, в общении
со взрослыми и сверстниками. Дошкольный
период – эпоха господства природной,
непосредственной, непроизвольной памяти.
У дошкольника сохраняется
К концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Однако тот факт, что
память развивается у дошкольника
наиболее интенсивно по сравнению с
другими способностями, не значит, что
следует довольствоваться этим фактом.
Наоборот, следует максимально развивать
память ребенка в период, когда
к этому располагают все
Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки проведения анализа пространственных ситуаций.[17, c. 147]
Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Накопление к дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах.