Развитие памяти в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан республики Казахстан – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года, говорится о том, что особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей дошкольного возраста, обеспечив их эффективными программами для развития творческих и интеллектуальных способностей. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, произвольному труду и окружающему миру.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Северо.docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

Для детей помладше (2-4 года) существует упрощенный вариант этой игры – «Чудесный мешочек». В  полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы  он вслух описывал их свойства. Маленькие  дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные  мешочки.

В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские  узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного  воображения).[21, c. 195]

Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Делай, как  я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает  несколько манипуляций с его  телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает  ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.

На втором, более сложном  этапе, взрослый сам делает несколько  движений, а ребенок повторяет  их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Слуховую память старших  дошкольников развивает игра «Чудесные  слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных  между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти  слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через  некоторое время малышу повторяют  только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для  развития долговременного запоминания  нужно попросить дошколенка вспомнить  вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.[21, c. 201]

Дополнительные игры

Игра «Найди куклу» для  детей 1,5-4 лет.

Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а  взрослый в это время прячет куклу, потом говорит:

Кукла Ляля убежала.

Ах, куда она пропала?

Маша, Маша (имя ребенка), поищи,

С нашей Лялей попляши!

(А. Ануфриева) 

Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.

Игра «Кто больше запомнит?»  для 2-6 летних.

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они  должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Игра в «Магазин» (для  малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает  память, если создает мотив, побуждающий  запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и  «купить»… (называется 3-7 слов). Чем  больше слов малыш воспроизводит  правильно, тем большего поощрения  он достоин.

Для детей старшего дошкольного  возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более  сложный вариант – попросить  юного художника воспроизвести  фигуры, учитывая их размер и цвет.

Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов  заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных  предметов. Выбывает из игры тот, кто  не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

Конечно, предложенные занятия  потребуют от взрослых немало времени  и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены  сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную  возможность ненадолго оказаться  в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.[20, c. 163]

Заключение

В ходе написания курсовой работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по развитию памяти детей  дошкольного возраста.

При рассмотрении вопроса  о психических особенностях развития детей дошкольного возраста было выявлено, что дошкольный возраст  является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого  этапа проявляются в прогрессивных  изменениях во всех сферах, начиная  от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Рассматривая вопрос о  характеристике памяти как познавательного  процесса было установлено, что память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие  в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В ходе изучения вопроса  об особенностях развития памяти дошкольника  выяснилось, что память в дошкольном возрасте носит преимущественно  непроизвольный характер. А к 6-7 годам  структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания  и припоминания.

С помощью приведенных  в курсовой работе методов диагностики  можно получить качественные данные о степени развития памяти у ребенка  дошкольного возраста.

Рассматривая вопрос о  методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много  путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а  также различные игры и упражнения.

Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс способствующий всестороннему  развитию личности ребенка.

Список использованных источников

 

1. Послание Президента  РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана. «Рост благосостояния граждан  Республики Казахстан - главная  цель государственной политики»  от 6 февраля 2008 года. Петропавловск, 2008. – 86 с.

2. Мартюкова Е. «Казахстан  в посткризисном мире: интеллектуальный  прорыв в будущее»// ж. Северный  Казахстан от 16 октября 2009г. №126.

3. Шаграева О.А. Детская  психология: теоретический и практический  курс. – М.: Владос, 2001. – 368 с.

4. Рогов Е.И. Р59 Настольная  книга практического психолога:  Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система  работы психолога с детьми  разного возраста.

5. Мухина В.С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для  студ. вузов. – 5-е изд., Стереотип.  М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

6. Эльконин Д.Б. детская  психология: Развитие ребенка от  рождения до 7 лет. – М., 1960.- 328 с.

7. Запорожец А.В. З-12 Избранные  психологические труды: В 2-х  т. 1. Психическое развитие ребенка.  – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

8. Возрастная и педагогическая  психология: Учебник для студ. пед.  Институтов / В.В. Давыдов, Т.В.  Драгунова, Ительсон и др.; Под  ред. Петровского А. В. –  2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979: 288 с.

9. Урунтаева Г.А. Дошкольная  психология:. – 4- е изд., стереотип.  – М. Академия, 1999. – 336 с. 

10. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведения:  В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.  изд. центр Владос, 2003. – кн. 1: Общие  основы психологии. – 688 с.

11. Блонский П.П. Память  и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просвещение., 1964.

12. Выготский Л.С. Собрание  сочинений.: В 6-ти т.: Педагогика. - (академия пед. наук СССР). Т. 4: Детская психология. – 1984. – 432 с. 

13. Обухова Л.Ф. Детская  психология:. – 2-е изд., стереотип.- М.: Тривола, 1996. – 360 с. 

14. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. Возрастная психология: Полный жизненный  цикл развития человека. Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений. – М.: ТЦ  Сфера, 2005. – 464 с.

15. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведения:  В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.  изд. центр Владос, 2003. – кн. 3: Общие  основы психологии. – 688 с.

16. Обухова Л.Ф. Возрастная  психология. Учебное пособие. –  М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

17. Жировина Л.Ф. Развиваем  память детей// Ребенок в детском  саду.- 2010.-№6- 29-38 с. 


Информация о работе Развитие памяти в дошкольном возрасте