Развитие памяти в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан республики Казахстан – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года, говорится о том, что особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей дошкольного возраста, обеспечив их эффективными программами для развития творческих и интеллектуальных способностей. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, произвольному труду и окружающему миру.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Северо.docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

2. Методические  основы изучения и развития  памяти в дошкольном возрасте

2.1 Методики диагностики  развития памяти детей дошкольного  возраста 

память развитие дошкольный возраст

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при  этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем  случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной  зрительной и слуховой памяти (зрение и слух - основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные  методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика «Узнай фигуры»

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается  у детей в онтогенезе одним  из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление  других видов памяти, в том числе  запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 12 Приложение А, в сопровождении следующей  инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных  рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех  картинок, расположенных в ряд  справа от нее. Необходимо как можно  быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку  предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор  убедился в том, что ребенок все  понял правильно, предоставляют  возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит  все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин  даже в том случае, если ребенок  к этому времени не справился  со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился  со всеми задачами меньше чем  за 45 сек.

8-9 баллов - ребенок справился  со всеми задачами за время  от 45 до 50 сек.

6-7 баллов - ребенок справился  со всеми предложенными задачами  в течение периода времени  от 50 до 60 сек.

4-5 баллов - ребенок справился  со всеми задачами за время  от 60 до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил  все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил  все задачи, затратив на это  более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена  для определения объема кратковременной  зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные в Приложении Б на рис. 13 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить  их и затем узнать на другой картинке (Приложение Б рис. 13 Б), которую я  тебе сейчас покажу.

На ней, кроме девяти ранее  показанных изображений, имеется еще  шесть таких, которые ты до сих  пор не видел. Постарайся узнать и  показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (Приложение Б рис. 13 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и  вместо нее ему показывают вторую картинку - Приложение Б рис. 13 Б. Эксперимент  продолжается до тех пор, пока ребенок  не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок узнал на картинке (Приложение Б на рис. 13 Б) все девять изображений, показанных ему на картинке(Приложение Б на рис. 13 А), затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 13 Б Приложение Б, 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал  5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал  3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал  1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на картинке 13 Б Приложение Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий. [18]

Методика «Запомни цифры»

Эта методика предназначена  для определения объема кратковременной  слуховой памяти ребенка. В задании  к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу  слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно  зачитывает ребенку сверху вниз ряд  цифр, представленных на Приложении В  рис. 14 А, с интервалом 1 сек между  цифрами. После прослушивания каждого  ряда ребенок должен его повторить  вслед за экспериментатором. Это  продолжается до тех пор, пока ребенок  не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа ( Приложение В рис. 14 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в  котором была допущена ошибка, и  просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в  воспроизведении ряда цифр одной  и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего  ряда, хотя бы раз полностью и  безошибочно воспроизведенного, и  переходят к зачитыванию рядов  цифр, следующих в противоположном  порядке - убывающем (рис. 15 А приложение В).

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен  полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок правильно  воспроизвел в среднем 9 цифр. 8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел  в среднем 7-8 цифр. 6-7 баллов - ребенок  безошибочно смог воспроизвести  в среднем 5-6 цифр. 4-5 баллов - ребенок  в среднем воспроизвел 4 цифры. 2-3 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры. 0-1 балл - ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл- очень низкий.[18, c. 176]

Методика «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько  попыток выучить наизусть и безошибочно  воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его  прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор  отмечает количество слов, которое  ребенок во время данной попытки  вспомнил и назвал правильно, и вновь  зачитывает тот же самый ряд. И  так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения  ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (Приложение Г рис. 16), где по горизонтали указаны  последовательные попытки воспроизведения  ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел все  12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и  безошибочно воспроизвел за 6 попыток  10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок  запомнил и безошибочно воспроизвел  за 6 попыток 7-6 слов. 2-3 балла - ребенок  запомнил и безошибочно воспроизвел  за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок  запомнил и безошибочно воспроизвел  за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла низкий.

0-1 балл - очень низкий.[18, c. 179]

2.2 Методы и  приемы развития памяти детей  дошкольного возраста

Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием «мнемотехника» (от греч. «мнемо» - память).[19]

Мнемотехника - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих нужной информации и  увеличивающих объем памяти путем  образования ассоциаций (связей)4 замена абстрактных объемов и фактов на понятия и представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией  в памяти различных типов для  упрощения запоминания в виде изображения, набора символов либо предметов  некоего объекта, субъекта, либо явления, достаточно полно описывающей его  и облегчающей его запоминание. Мнемоническое запоминание состоит  из четырех этапов: кодирование в  образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

На ряду с мнемотехникой, так же выделяют прием под названием  пиктограмма.

Прием пиктограмм особенно хорош для людей так называемого  «зрительного» типа. Пиктограмма  – это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек  придумывает сам с целью запоминания  и последующего воспроизведения  каких – либо слов и выражений. Этот прием хорошо работает при запоминании  текстов, в том числе и стихотворных.

В тексте выделяются ключевые слова и к каждому выделенному  слову или выражению рисуется пиктограмма. Можно сказать, что  это зрительная ассоциация. Не надо, чтобы картинка была слишком подробной, необязательно, чтобы она являлась произведением искусства, требующей  художественных навыков и желательно, чтобы она не содержала букв или  цифр. Например, для слова «праздник» можно нарисовать флажок, салют. Пиктограмма  должна моментально напомнить слово  или выражение, которое она изображает.[20]

Кроме реализации всех общих  условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут  специальные упражнения и игры. Как  только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками  возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут  взрослые, но постепенно кроха присоединится  к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Читая с малышом книгу  или заучивая стишок, тем самым  развивается его словесно-смысловая  память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности  и описание персонажей, явлений, поэтому  читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем  можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто  что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы  ребенок рассказывал об описываемых  событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком  поторопиться просто невозможно –  уже в 1,5-2 года дети с удовольствием  перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы. [20, c. 154]

Игры для развития памяти

Для ребят дошкольного  возраста существует игра «Чего не стало?» («Чего не хватает»). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит  на них одну - две минуты, а затем  отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного  возраста предлагается более сложный  вариант – с исчезновением  двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости  от готовности, малыш может найти  игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать  табличку с названием игрушки  и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить  место расположения игрушки среди  других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть  ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет  предмет или несколько предметов  за ширмой.

Есть и еще одна игра на запоминание – «Ящик». В нее  могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются  между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному  возрасту до 12 штук). В одну из них  на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время  закрывается экраном. Затем ему  предлагают найти предмет.[20, c. 160]

Игры для развития различных  видов памяти

Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая  на «Ящик») под названием "Найди  сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в  один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку  предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое  отделение. На втором, более сложном  этапе, в разные отделения одной  из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают  в разные башенки, и ребенку нужно  вспомнить, где что лежит. Открывать  отделения башенки кроха может  сразу после того, как предмет  был спрятан (это развитие кратковременной  зрительной памяти) или, к примеру, через  полчаса, а для старшего дошкольного  возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).[21]

Для развития ребенка очень  важна тактильная память, то есть способность  запоминать ощущения от прикосновения  к различным предметам. Дети с  высокоразвитым тактильным восприятием  реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного  возраста завязывают глаза, и по очереди  кладут в его вытянутую руку различные  предметы. При этом их названия вслух  не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой  они вкладывались в руку. Сложность  задания заключается в том, что  малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Информация о работе Развитие памяти в дошкольном возрасте