Развитие социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Под социальной компетентностью дошкольника понимают качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Социальная компетентность человека формируется широким набором средств, специфичных для каждого общества, социального слоя и возраста.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты развития социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте 6
2.Экспериментальная часть 19
3.Методические указания по развитию социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте 27
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Specseminarskaya_rabota.docx

— 101.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  социальной компетенции в старшем  дошкольном возрасте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                             3

1.Теоретические аспекты развития социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте                                                                                                6

2.Экспериментальная часть                                                                            19

3.Методические указания  по развитию социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте                                                                               27

Заключение                                                                                                       34

Список литературы                                                                                          36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольный возраст - важнейший  этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных  отношений с ведущими сферами  бытия. Процесс становления личности и её нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек  не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как  можно раньше, чтобы дать ребёнку  «путеводную нить» в среде себе подобных. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, путём проб и ошибок впитывает в себя всё человеческое, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна.

Накопление ребенком под  руководством взрослого ценного  социального опыта — вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию  возрастного потенциала дошкольника  и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что  возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) человека на определенной ступени его развития. 

К старшему дошкольному возрасту психофизические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организация доступных ребенку видов деятельности, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении определенного возрастными особенностями уровня социальной зрелости.

Важным достижением дошкольного  детства становится формирование такого личностного качества, как социальная компетентность.

Социальная компетентность, представляющая собой адаптационное  явление,  имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом, выполнять заданную социальную роль.

На современном этапе  развития дошкольного образования  важное место отводится формированию компетентности дошкольника.

Начальные компетентности ребенка как интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных задач жизни и деятельности включают начальную здоровьесберегающую компетентность, личностно-социальную, учебно-познавательную компетентность дошкольника.

Однако стоит заметить, что некоторые авторы рассматривают  компетентность в целом, тогда как  другие выделяют ее элементы, часто  относимые к компетенции или  компетенциям

Рядом авторов в диссертационных  исследованиях, предприняты попытки  раскрыть сущность и содержание социальной компетентности относительно дошкольного  возраста, условия их формирования и развития в системе дошкольного  образования (Е.М.Алифанова, Н.И.Белоцерковец, М.В.Крулехт, Л.А.Парамонова, Е.Г.Юдина и др.).

Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы таких  авторов, как Г.Э.Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У.Пфингстен, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, В.В. Цветков и др.

Цель исследования – изучить модель социальный компетентности дошкольников с учетом включения в нее диагностических методов.

Объект исследования - процесс  социализации детей дошкольного  возраста.

Предмет исследования - методика диагностики уровня социальной компетентности дошкольников.

Задачи работы:

- выявление сущности и  характеристика понятия социальная  компетентность у детей дошкольного  возраста;

- разработать модель социальной  компетенции дошкольников;

- определить комплекс  диагностических методов уровня  социальной компетентности.

Практическая значимость работы определяется тем, что материалы  работы быть использованы в практике работы социальных педагогов и психологов детского сада, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах, колледжах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты развития социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте

 

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость  ранней социализации ребенка. Это Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, В.А.Сухомлинский и др. Особую роль в развитии теории социализации сыграл американский социолог Ф.Г.Гиббингс.(Антонова) [1]

Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют  исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, рассматривающая  в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление  личности, А.П.Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Крупные исследователи в  области отечественной детской  психологии и педагогики так или иначе затрагивали эту проблему в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Г.М.Гуткина, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддъяков).

В исследованиях Л.С.Выготского, В.В.Давыдова П.Ф.Каптерева, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина выявлены эти особенности.

В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Проблема развития социальной компетентности школьников – это  важная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает  насущные вопросы общества и образования, поскольку в условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать выпускникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Ориентация современного общества на человека, на раскрытие  его социальной сущности, на решение  социальных проблем  должна наметить  в практике школьного образования приоритеты  воспитания, которому пока отводится второстепенная роль. Школа призвана стать фактором развития социальной компетентности личности, позволяющей жить в современном обществе.

В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный — межличностный; компетенция, от лат. competere — встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям. Человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. (Акулова)[12]

По степени сложности различают следующие типы социальной компетентности:

выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;

восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;

открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;

сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;

формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе, высказывать критику адекватно ситуации, последовательность в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;

идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.

П.М. Якобсон показывает, что у  старшего дошкольника нравственные оценки действий и поступков превращаются из требований извне в собственные  оценки и включаются в комплекс переживаемых им отношений к тем или другим действиям и поступкам. Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение. Примером такого усвоения нравственных ценностей в возрастном плане на протяжении дошкольного возраста являются опыты А.Е.Козыревой, описанные в книге А.А. Люблинской (Люблинская) [12]. Проведенные эксперименты отчетливо показали, что в дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу.

В старшем дошкольном возрасте меняются отношения ребенка со взрослыми. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и понятна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь - жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни. Таким образом, ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.

Компетентность, в широком  ее понимании, рассматривается как качество личности, обладающей определенными знаниями в какой-либо области и умеющей их применить на практике, обеспечить успешность деятельности (А. П. Журавлев, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Н. Ф. Талызина, Б. И. Хасан, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков и др.) (Маркова) [15].

Социальная компетентность выступает как качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями и знаниями о соци-

альной действительности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального

взаимодействия, а также  трактуется как усвоение этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутри-личностных социальных позиций, отношений.

А. Г. Гогоберидзе в «Концепции образования детей старшего дошкольного возраста» определяет сущность и содержание начальной личностно-социальной компетентности ребенка «как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом» (Гогоберидзе) [4].

Социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает следующие компоненты [1]:

– мотивационный, как потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей – взрослых и сверстников;

– когнитивный, или познавательный, – наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоот-

ношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности;

Информация о работе Развитие социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте