Развитие социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Под социальной компетентностью дошкольника понимают качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Социальная компетентность человека формируется широким набором средств, специфичных для каждого общества, социального слоя и возраста.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты развития социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте 6
2.Экспериментальная часть 19
3.Методические указания по развитию социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте 27
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Specseminarskaya_rabota.docx

— 101.12 Кб (Скачать файл)

преодоления.

В процессе совместной деятельности растет интерес к окружающим людям, формируются социальные мотивы поведения. В ней происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и др.), активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения с окружающими, вырабатывает субкультурные нормы и правила.

Учитывая возможные механизмы социализации ребенка, обеспечивая определенные условия, создавая единое образовательное пространство развития ребенка, дошкольное учреждение может осуществлять результативную работу по социальному развитию дошкольника, формирова-

нию у него социальной компетентности определенного уровня, обусловленного его возрастными возможностями.(Розум)[16]

Исходя из этого, социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные  для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Однако приведенные определения исследования, по мнению Селевко Г., свидетельствуют о том, что структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими. (Селевко) [19]

Социальная компетентность, описываемая, в частности, в работах  С. Агапова, определяется знанием правил и умением действовать по правилам.  Введением концепта «правила» в структуру социальной компетентности. Однако трактовка социальной компетентности как знания правил и способности им следовать - не единственная интерпретация. Социальная компетентность проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный контакт с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребностей, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. (Агапов, Шишов) [21]

На основании этого  считаем, что социальная компетентность  дошкольника - это приобретаемые им компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические,  ценностно-смысловые, личностные) ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность. Благодаря этому формируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Экспериментальная  часть

 

Для большой осведомленности  в этом вопросе изучены теоретические основы проблемы развития социальной компетентности детей разных возрастных групп, изучены как педагогическая, так и психологическая литература.

Понятие социальная компетентность впервые употребил в 1920 году  Э. Торндайк, обозначив им дальновидность в межличностных    отношениях и, приравняв его к способности мудро поступать в    человеческих отношениях.

Развитие социальной компетентности способствует эффективной адаптации  ребенка к школе, успешности включения  в новую, более сложную, социальную среду. На этапе подготовки к обучению в школе возможно расширение ресурсов ребенка, необходимых для установления взаимоотношений с другими людьми (Л.А. Коломинский, Е.А. Панько, 1988; А.В. Запорожец, 1994; Д.И. Фельдштейн, 1995; С.Л. Рубинштейн, 1998). Именно в этот период закладываются и формируются свойства личности, влияющие на её социализацию (Равен)[18].

В понимании Я.И. Михайловой [9] социальная компетентность – это индивидуальные  задатки, способности, свойства облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. Очень важна  мобилизационная функция социальной компетентности, помогающая преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы, ситуации, угрожающие самоуважению. Социальная компетентность помогает человеку прогнозировать развитие межличностных  событий, обостряет интуицию, предусмотри-тельность и обеспечивает психологическую выносливость.

Ребенок 6-7 лет имеет определенный опыт общения, на основе которого он способен оценивать эмоциональное состояние   других людей. Он может выделить как  наиболее заметные, яркие  признаки настроения человека – улыбку, слезы, хлопанье в ладоши и т.д., так и менее заметные – нахмуренные брови, сморщенный нос и т.д. Ребенок, хорошо ощущающий состояние другого человека, чувствующего, сразу перестраивается сам, становится способным прогнозировать дальнейшее поведение, как свое, так и других.

Проведена диагностика детей по проективной методике, предложенной Я. И. Михайловой [9]. При определении уровня социальной компетентности автором оценивались две лежащие в его основе способности:  1) способность ребенка предвидеть  последствия поведения людей в определенной ситуации представить ее развитие; 2) способность к восприятию эмоциональных состояний других людей и их распознаванию. В связи с этим мы использовали при проведении диагностики два вида проективных методик предложенных  Я. И. Михайловой: 1-я серия картинок направленная на умение правильно оценивать ситуацию и ее прогнозирование. В первую серию входят картинки, где мальчик зовет девочку с собой поиграть в песочнице и ребенку дается три варианта ответов: а) девочка отказывается; б) дети начинают драться; в) девочка согласилась играть с мальчиком. А также картинки, где показано, что мальчик упал и тоже дается три варианта ответов: а) мальчик ударился и сразу засмеялся; б) лежит без движения; в) заплакал.

2-я серия картинок  направлена на способность восприятия  эмоциональных состояний других  людей и их распознаванию. Детям  было необходимо выбрать правильные  маски для зверей и назвать  какое состояние у каждого  зверя (грустное, радостное, испуганное, хитрое, смущенное, удивленное). Было  продиагностировано 15 детей старшей группы.

Таблица 1-Диагностика показала следующие результаты

 

Высокий уровень социальной компетентности

20%

Средний уровень социальной компетентности

15%

Низкий  уровень социальной компетентности

65%


 

 

 

 

Рис.1 –Уровни социальной компетенции

 

Анализируя полученные данные можно подтвердить, что дети с  низким уровнем социальной компетентности (даже при высоком показателе умственного  развития) испытывают затруднения в  восприятии поведения других людей  и не умеют предвидеть, как та или иная ситуация развивается в  дальнейшем. Эти качества оказывают  отрицательное влияние на формирование межличностных отношений и социальное поведение детей.

Дети с высоким уровнем  социальной компетентности характеризуются  высокой степенью восприятия эмоциональных  состояний и проявлений других людей, умением оценивать ситуацию и  прогнозировать её  дальнейшее развитие.

Так как результаты диагностики воспитанников показали большой процент низкого уровня развития социальной компетентности, для дальнейшей работы определила следующие задачи:

  • создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию социального интеллекта;
  • развивать способность к распознаванию межличностных отношений в динамике, логику их развития;
  • формировать чувствительность к невербальным проявлениям состояний и к оттенками человеческих отношений, правильное понимание того, что люди говорят друг другу;
  • развивать умение предвидеть последствия поведения и сделать его прогноз на основе  невербальных реакций.

Для реализации  задач  создала в группе следующие условия:

    1. уголок  «Мир вокруг меня», для работы, в котором использую разработанные мною карты-схемы, помогающие расшифровать внешне наблюдаемое поведение и эмоции  другого человека (грусть, удивление, злость, радость, веселье и др.);
    2. оформила фланелеграф с набором предметных картинок «Мир эмоций», для самостоятельного составления детьми рассказов и сказок;
    3. в рамках программы были подобраны литературные произведения, характеризующие различные эмоциональные состояния (К.Чуковский «Тараканище», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Р. Сеф «Бесконечные стихи» и др.);
    4. составлен план занятий для развития способности распознавания межличностных отношений. («Кто ты такой?», «Кто они такие?», «Описание человека», «Что я могу делать хорошо?»);
    5. используя методическое пособие М. В. Корепановой, Е. В. Харламповой,  составила систему специальных тематических  игр и упражнений, формирующих способности прогнозировать и понимать поведение других людей.

В своей работе руководствуюсь принципами:

-последовательности (от  простого к сложному);

-интегрирования (сотрудничество  с семьей, школой);

-индивидуального подхода  к ребенку;

-системности. 

Для достижения поставленной цели использую различные методы и приемы:

  • наглядные: наблюдение, обследование, рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов, просмотр видеофильмов, сказок, показ способов действий. Был составлен альбом из семейных фотографий детей, подобраны фотографии людей в различных эмоциональных состояниях. Активно использую цифровые образовательные ресурсы (показ сказки, разыгрывание сказки с помощью ЦОР) (Юдина)[22]
  • словесные: беседы, объяснения, мнения детей, рассказы, рассуждения, использование художественного слова;
  • практические: дидактические и развивающие игры, подвижные игры на развитие понимания поведения людей, создание игровых и проблемных ситуаций, психогимнастика по методики Е. А. Алябьевой.

Важным акцентом в работе является сотрудничество с родителями  воспитанников. Для успешной реализации поставленной цели использую в работе с родителями следующие формы:

-    родительские  собрания;

  • консультации;
  • совместные занятия с родителями;
  • мастер-класс для родителей.

На собрании посвященной  теме «Как мы понимаем других?» родители проявляли большой интерес, были активны, участвовали во всех предложенных заданиях. Их вниманию была представлена книга Алена и Барбары Пиз «Язык телодвижений». После беседы,  родители разделились на группы, и каждой группе было дано задание, придумать ситуации с проявлением определенных эмоций. Заключительной частью собрания было проведение этюда «Возьми себя в руки».

Для повышения теоретических  знаний родителей был оформлен родительский уголок «Общаться с ребенком КАК?»

Мастер-класс для родителей  был посвящен теме «Мир чувств, мир эмоций». И направлен для решения цели: создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон.

Содержанием мастер-класса было разыгрывание этюдов, выражающие гнев, радость, злость, страх, удивление. Важно отметить, что родители освоили «эмоциональное меню» здорового человека, научились навыкам осознания своего эмоционального состояния.

На летний период был составлен  проект «Вместе весело шагать».

Целью проекта было: воспитывать  у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нем.

Обоснования проекта:

  1) стимулировать творческие  проявления каждого ребенка;                      

  2) побуждать дружелюбным  отношениям между сверстниками;    

  3) привлечь родителей  к активному участию в жизни  группы.

Ресурсное обеспечение: поделки  детей и воспитателей, спортивный инвентарь, дидактический материал, театральные костюмы, помощь родителей.

Место проведения: групповая  комната, физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальный зал, территория детского сада.

Поставленные задачи осуществляли через такие мероприятия как: «гости - хозяева», «остров дружбы», «веселое путешествие в Африку», «праздник индейцев», «праздник клоунов».

Хотелось отметить такие  положительные моменты как - то, что  дети стали общаться более дружелюбно не только между  собой, но и с  подготовительной группой совместно  с которой проводились развлечения. Более эмоционально стали рассказывать стихи, принимать активное участие  в театрализованных играх, применять  полученные знания и навыки в самостоятельной  деятельности. Положительным моментом является так же обогащение словар-ного запаса детей. Ребята стали использовать в активном словаре выражение своих эмоций, обозначать словами свое настроение.

Говоря о результатах  всей проделанной работе хочется  подчеркнуть, что дети стали более  раскрепощенными со взрослыми, в группе стали проводится спонтанные театрализованные представления, при возникновении конфликт-ной ситуации дети сначала пытаются договориться сами с друг другом, только при не возможности решить спор самостоятельно обращаются за помощью к воспитателю. В проекте активное участие приняли родители, помогали отмечать весело и занимательно дни рождения ребят, посещали летние праздники, помогали создавать маски, костюмы к театрализованным действиям. По окончанию летнего периода была представлена презентация летнего проекта на педагогическом совете. Каждодневной традицией стало приветствие друг друга без слов «Скажи, здравствуй улыбкой», «Заряд бодрости». Это помогает успокоить и настроить детей на рабочий лад. В конце почти каждого занятия проводится расслабляющая гимнастика «Спят цветы», «Подари подарок». На начало  учебного года была проведена в подготовительной к школе группе повторная диагностика (таблица 2).

Информация о работе Развитие социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте