Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 09:27, курсовая работа
Под социальной компетентностью дошкольника понимают качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Социальная компетентность человека формируется широким набором средств, специфичных для каждого общества, социального слоя и возраста.
Введение 3
1.Теоретические аспекты развития социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте 6
2.Экспериментальная часть 19
3.Методические указания по развитию социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте 27
Заключение 34
Список литературы 36
Таблица 2-Результаты повторной диагностики
Высокий уровень социальной компетентности |
35% |
Средний уровень социальной компетентности |
30% |
Низкий уровень социальной компетентности |
25% |
Рис.2- Диаграмма результатов повторной диагностики
К низкому уровню социальной компетентности отнеслись вновь прибывшие дети в конце старшей группы и дети, мало посещающие детский сад. Следовательно, необходимо продолжать работать по данному направлению и развивать у детей такие качества как:
- умение вставать в позицию другого;
- чувство эмпатии друг другу;
- понимание эмоций.
Так же не только результаты диагностики являются продолжением работы, но и подготовительная к школе группа. Бурный темп социальных изменений требует от подрастающего человека, не только большей адаптации к социуму, но и умение понять, как соотносятся знания о мире с изменениями в нем. Таким образом, социальная компетентность представляет собой важный фактор, определяющий эффективное межличностное взаимодействие и успешную социальную адаптацию при изменении ситуации развития (переход из детского сада в школу).
Таким образом, проведенное
экспериментальное исследование позволяет
заключить о необходимости
3. Методические рекомендации по развитию социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте
Компетентность по определению Хуторской А.В. «сложное индивидуальное психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний практических умений значимых личностных качеств обуславливающих готовность человека к чему-либо. Компетентность достигается в результате личностного самосовершенствования. [20]
Компетенция по определению Е.В. Бондаревской – совокупность знаний умений навыков составляющих основу компетентности. «Проявляется, – по В.Н. Нестерову, – в наличии базиса, определенных возможностей успешной деятельности». (Гогоберидзе)[5]
Ключевые компетентности:
1. Общекультурная: аккуратность, бережливость, самопознание, самостоятельность.
2. Физическая: выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, находчивость.
3. Познавательная: любознательность, познавательная активность, креативность.
4. Социально-личностная,
5. Художественно-эстетическая
Были определенны качества, оказывающие влияние на успешность социально - личностной готовности к школьному обучению: произвольность, самостоятельность, коммуникабельность.
Под произвольностью понимается умение контролировать себя и свою деятельность в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами.
Самостоятельность предполагает способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром
Виды самостоятельности:
Учитывая, что ведущая деятельности у дошкольников игровая, мы посчитали возможным решить эти проблемы через активное, систематическое использование игры в педагогическом процессе детского сада и семьи. Потому что «именно в игре происходит социализация ребенка – формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы быть понятым. А совместное планирование, создание воображаемой ситуации, достоверное воплощение роли – это ли не социальная практика общения так необходимая дошкольнику, будущему школьнику в его контактах со сверстниками и взрослыми.
Значение творческой игры в развитии
всех психических процессов (память,
внимание, представления, воображения…),
лежащих в основе успешного школьного
обучения трудно переоценить. Ученые В.В.
Давыдов Эльконин, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова
и др. рассматривают детский сад как базисную,
социально необходимую и в тоже время
самоценную ступень образования. Каждый
ребенок должен дожить, доиграть в период
детства. Тогда он достигнет уровня готовности
к школе не только в знаниях, умениях и
навыках, но и получить ту базу развития,
которая позволит ему успешно обучаться
и быть обучаемым. Говоря о базе развития,
нужно особо выделить психологические
и социально-личностные аспекты: умения
в сфере общения (коммуникабельность),
самоконтроль, инициативность, самостоятельность,
любознательность.(Рубинштейн)[
Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего поведения.
Сюжетно-ролевые, творческие, экспериментально-
Образ ребенка в игре, где игра
– форма поисково-
Итак , игра является фактором развития сотрудничества, социализации, формирования социальной компетентности детей.
Однако, наблюдая за современными играми детей в «Семью», «Дочки – матери», «Больница», «Войнушки», «Магазин» и другие мы заметили, что темы их однообразны, сюжеты формальны, роли традиционны. Редко возникают игры на патриотические темы, режиссерские игры, экспериментально – исследовательского характера. Зато популярны среди детей игры по сюжетам телепередач.
В этих играх ребята отражают целые эпизоды, подражая действиям героев, усваивая их поведение, разворачивают агрессивные сюжеты, связанные телепередачами и мультфильмами: «Человек – паук», «Черепашки – ниндзя», «Зачарованные», «Бригада», «Трансформиры» и т.д.; разыгрываются бытовые сюжеты семьи Букиных и т.д.
Все это свидетельствует о том, что игра современных дошкольников не выполняет функции ведущей деятельности, не обеспечивает их своевременное качественное развитие. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей. Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками. Такие отношения между взрослыми и детьми негативно отражается на детских играх. Учитывая выше сказанное, мы провели в группе диагностику игровой деятельности детей и диагностику социальной компетентности наших подопечных, результаты которой в рекомендательной форме донесли до родителей и предложили помочь детям в обогащении сюжетов игр, в повышении потенциала социальной компетентности путем создания проектов творческих с-р, экспериментально – конструктивных, подвижных игр и проведения мастер-классов с подгруппами детей.
Чтобы обогатить сюжеты игровых проектов, вместе с родителями были созданы игровые модули, помогающие осмыслить и понять правила поведения в той или иной ситуации, освоить игровые правила, самостоятельно принятые детьми в игре.
Родителям необходимо предложить следующие темы:
Что бы дети справились с поставленными задачами, взрослые – родители, детский сад должны были им в этом помочь.
Предложили показать мастер – класс
с поддержкой детей организованных в самостоятельной
творческой, экспериментально-
Одним из результатов реализации проектов творческой игры стало стремление детей к познавательной, исследовательской деятельности, к накоплению опыта взаимоотношений с окружающим миром, к получению информации в процессе взаимодействия – все , что так необходимо детям в школе.
Значительно повысился и потенциал планирования игры, использования игровых приемов: развитие сюжета, способов решения нетрадиционных игровых задач (как готовят обед в другой национальной семье).
Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям, интерес к их профессиональной и бытовой деятельности.
Появление мотивации учиться – цель к развитию на следующею ступень совершенствования. Именно к такому результату – появлению мотивации познания, учебы – должен быть нацелен любой проект творческой игры детей. Конечно, для активизации тематической игры, для развития сюжета необходимо помочь детям в создании игровых модулей в игровых центрах, поощрять участие детей в межтемных ролевых проектах.
Вывод: Обобщая можно сказать, что основной задачей предшкольного образования является моделирование обучения в школе. То есть для эффективного предшкольного обучения необходимы определённые условия среды. В первую очередь выделим принципы и условия овладения ключевыми компетенциями: учение на основе собственной мотивации и ответственности за результат; самостоятельная, продуктивная деятельность; соответствие компетенций реализуемой деятельности; знание приобретается учащимся в процессе его прохождения; наличие экспертного, критериального оценивания уровня достижения требуемых компетенций, в том числе и самооценивание. Применительно к дошкольникам и младшим школьникам это означает, что изначально идёт процесс формирования мотивации к обучению, затем проявление определённой целенаправленной активности, не заучивание, а понимание деятельности; наличие оценки о собственной деятельности.
Выделяются конкретные принципы формирования компетенций: индивидуальный подход; учение на основе собственной мотивации и ответственности учащегося за результат; организация осмысленной, самостоятельной продуктивной деятельности учащего в соответствии в его интересами и способностями; учебный материал должен быть приближен к интересам и потребностям учащихся; система оценивания должна быть понятной учащемуся и служить средством своего самообразования.
Совместная работа детского сада и
семьи в подборе системы
Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям, интерес к их профессиональной и бытовой деятельности.
Благодаря внесению в группу новых игровых блоков, атрибутов, книг, костюмов у детей развивается интерес к заданию, появляется любознательность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодоления трудностей.
Информация о работе Развитие социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте