Развитие социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Под социальной компетентностью дошкольника понимают качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Социальная компетентность человека формируется широким набором средств, специфичных для каждого общества, социального слоя и возраста.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты развития социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте 6
2.Экспериментальная часть 19
3.Методические указания по развитию социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте 27
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Specseminarskaya_rabota.docx

— 101.12 Кб (Скачать файл)

Таблица 2-Результаты повторной диагностики

Высокий уровень социальной компетентности

35%

Средний уровень социальной компетентности

30%

Низкий  уровень социальной компетентности

25%


 

Рис.2- Диаграмма результатов повторной диагностики

К низкому уровню  социальной компетентности отнеслись вновь  прибывшие дети в конце старшей  группы и дети, мало посещающие детский  сад. Следовательно, необходимо продолжать работать по данному направлению  и развивать у детей такие  качества как:

- умение  вставать в  позицию другого;

- чувство эмпатии   друг другу;

- понимание эмоций.

Так же не только результаты диагностики являются продолжением работы, но и подготовительная к  школе группа. Бурный темп социальных изменений требует от подрастающего человека, не только большей адаптации к социуму, но и умение понять, как соотносятся знания о мире с изменениями в нем. Таким образом,  социальная компетентность представляет собой важный фактор, определяющий эффективное межличностное взаимодействие и успешную социальную адаптацию при изменении ситуации развития (переход из  детского сада в школу).

Таким образом, проведенное  экспериментальное исследование позволяет  заключить о необходимости создание целенаправленных мер по формированию компонентов социальной компетентности ребенка, ценных для его последующей  жизни, коллективного поведения  и коллективной деятельности. Благодаря  этому формируется социальный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методические рекомендации по развитию социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте

 

Компетентность по определению  Хуторской А.В. «сложное индивидуальное психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний практических умений значимых личностных качеств обуславливающих готовность человека к чему-либо. Компетентность достигается в результате личностного самосовершенствования. [20]

Компетенция по определению Е.В. Бондаревской – совокупность знаний умений навыков составляющих основу компетентности. «Проявляется, –  по В.Н. Нестерову, –  в наличии базиса, определенных возможностей успешной деятельности». (Гогоберидзе)[5]

Ключевые компетентности:

1. Общекультурная: аккуратность, бережливость, самопознание, самостоятельность.

2. Физическая: выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, находчивость.

3. Познавательная: любознательность, познавательная активность, креативность.

4. Социально-личностная,

5. Художественно-эстетическая 

Были определенны качества, оказывающие  влияние на  успешность социально - личностной готовности к школьному обучению: произвольность, самостоятельность, коммуникабельность.

Под произвольностью понимается  умение контролировать себя и свою деятельность в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами.

Самостоятельность предполагает способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром

Виды самостоятельности:

  1. Поведенческая – способность осуществлять, какую-либо деятельность, проявить инициативу в ее осуществлении, принимать решение без помощи. 
  2. Бытовая – включает навыки самообслуживания, культурно-гигиенические и трудовые навыки.
  3. Познавательная – предполагает исследовательскую активность, инициируемую самим ребенком в разнообразных видах познавательной деятельности.
  4. Коммуникативная – проявляется в способности  ребенка быть инициатором совместных игр, занятий новых коммуникаций, характеризует детей с высокой потребностью в общении.

Учитывая, что ведущая деятельности у дошкольников игровая, мы посчитали  возможным решить эти проблемы через активное, систематическое использование игры в педагогическом процессе детского сада и семьи. Потому что «именно в игре происходит социализация ребенка – формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы быть понятым. А совместное планирование, создание воображаемой ситуации, достоверное воплощение роли – это ли не социальная практика общения так необходимая дошкольнику, будущему школьнику в его контактах со сверстниками и взрослыми.

Значение творческой игры в развитии всех психических процессов (память, внимание, представления, воображения…), лежащих в основе успешного школьного  обучения трудно переоценить. Ученые В.В. Давыдов Эльконин, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова и др. рассматривают детский сад как базисную, социально необходимую и в тоже время самоценную ступень образования. Каждый ребенок должен дожить, доиграть в период детства. Тогда он достигнет уровня готовности к школе не только в знаниях, умениях и навыках, но и получить ту базу развития, которая позволит ему успешно обучаться и быть обучаемым. Говоря о базе развития, нужно особо выделить психологические и социально-личностные аспекты: умения в сфере общения (коммуникабельность), самоконтроль, инициативность, самостоятельность, любознательность.(Рубинштейн)[17]

Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного  стекла все тенденции развития; ребенок  в игре как бы пытается сделать  прыжок над уровнем своего поведения.

Сюжетно-ролевые, творческие, экспериментально-исследовательские, конструктивно-двигательные, интеллектуально-дидактические  и другие игры предусмотренные программой дошкольного образования имеют  своей целью развитие коммуникативно-социальной компетентности детей: создание правил поведения в социуме и потребности  их выполнения; формирование нравственных качеств (милосердия, толерантности) и  других навыков взаимодействия детей  и взрослых в группе; развитие понимания  неоднородности социального мира, создание условий для развития личности, адаптированной к социальной среде в новом  статусе – школьника».

Образ ребенка в игре, где игра – форма поисково-исследовательской  деятельности, направленной на развитие отношений, социализации и социальной компетентности старшего дошкольника.

Итак , игра является фактором развития сотрудничества, социализации, формирования социальной компетентности детей.

Однако, наблюдая за современными играми детей в «Семью», «Дочки – матери», «Больница», «Войнушки», «Магазин» и другие мы заметили, что темы их однообразны, сюжеты формальны, роли традиционны. Редко возникают игры на патриотические темы, режиссерские игры, экспериментально – исследовательского характера. Зато популярны среди детей игры по сюжетам телепередач.

В этих играх ребята отражают целые  эпизоды, подражая действиям героев, усваивая их поведение, разворачивают  агрессивные сюжеты, связанные телепередачами и мультфильмами: «Человек – паук», «Черепашки – ниндзя», «Зачарованные», «Бригада», «Трансформиры» и т.д.; разыгрываются бытовые сюжеты семьи Букиных и т.д.

Все это свидетельствует о том, что игра современных дошкольников не выполняет функции ведущей  деятельности, не обеспечивает их своевременное  качественное развитие. В последнее  время наблюдается разрыв между  поколениями детей и родителей. Повышенная занятость родителей  снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается  явный дефицит эмоциональных  и содержательных отношений с  родителями и положительных контактов  со сверстниками. Такие отношения  между взрослыми и детьми негативно  отражается на детских играх. Учитывая выше сказанное, мы провели в группе диагностику игровой деятельности детей и диагностику социальной компетентности наших подопечных, результаты которой в рекомендательной форме донесли до родителей и предложили помочь детям в обогащении сюжетов игр, в повышении потенциала социальной компетентности путем создания проектов творческих с-р, экспериментально – конструктивных, подвижных игр и проведения мастер-классов с подгруппами детей.

Чтобы обогатить сюжеты игровых  проектов, вместе с родителями были созданы игровые модули, помогающие осмыслить и понять правила поведения  в той или иной ситуации, освоить  игровые правила, самостоятельно принятые детьми в игре.

Родителям необходимо предложить следующие темы:

  1. «Семья» атрибуты: коробка – дом, посуда, куклы, животные, продукты питания, одежда, мебель, и т.д.
  2. «Новоселье» атрибуты: контейнеровозы, коробки, сумки, пакеты, домики – коробки, куклы, утварь (мелкое).
  3. «Дорога» атрибуты: раскладка (ковер), знаки пешеходы, транспорт, дома, строения и т.д.
  4. «Стройка» атрибуты: стройтехника, конструкторы, (человеческие отношения начальник –  конструктор – архитектор – строители)
  5. «Торговый центр» атрибуты: витрины, прилавки, кассы, деньги, одежда, обувь, продукты питания, рекламы, склады.
  6. «Театр» атрибуты: ширмы, куклы, костюмы, шапочки.
  7. «Цирк» атрибуты: арена, мягкие игрушки, животные, птицы, костюмы, батут, грим и т.д.
  8. «Кинотеатр» атрибуты: видеоаппаратура, ширма, кассы, билеты, (кинорежиссер – роль?).
  9. «Музыкальный центр» – концертный зал, картотека, дискотека.
  10. «Бар кофе» посуда, роль бармена.
  11. «Аэропорт» роли: управляющий полетом, радиосвязь, видеокамеры, радар, экран, карты. Роли: летчик-испытатель, командир полета, штурман, тренажеры, космонавты, (магнитная доска с картой ...) – центральная управляющая полетам.
  12. «Д/с, школа»: доска, учебники, портфели, путешественники, компас, карта, средства передвижения.

Что бы дети справились с поставленными задачами, взрослые – родители, детский сад должны были им в этом помочь.

Предложили  показать мастер – класс с поддержкой детей организованных в самостоятельной творческой, экспериментально-конструкторской деятельности.

Одним из результатов реализации проектов творческой игры стало стремление детей  к познавательной, исследовательской  деятельности, к накоплению опыта  взаимоотношений с окружающим миром, к получению информации в процессе взаимодействия – все , что так необходимо детям в школе.

Значительно повысился и потенциал  планирования игры,  использования игровых приемов: развитие сюжета, способов решения нетрадиционных игровых задач (как готовят обед в другой национальной семье).

Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять  уважение к другим людям, интерес  к их профессиональной и бытовой  деятельности.

Появление мотивации учиться –  цель к развитию на следующею ступень совершенствования. Именно к такому результату – появлению мотивации познания, учебы – должен быть нацелен любой проект творческой игры детей. Конечно, для активизации тематической игры, для развития сюжета необходимо помочь детям в создании игровых модулей в игровых центрах, поощрять участие детей в межтемных ролевых проектах.

Вывод: Обобщая можно сказать, что основной задачей предшкольного образования является моделирование обучения в школе. То есть для эффективного предшкольного обучения необходимы определённые условия среды. В первую очередь выделим принципы и условия овладения ключевыми компетенциями: учение на основе собственной мотивации и ответственности за результат; самостоятельная, продуктивная деятельность; соответствие компетенций реализуемой деятельности; знание приобретается учащимся в процессе его прохождения; наличие экспертного, критериального оценивания уровня достижения требуемых компетенций, в том числе и самооценивание. Применительно к дошкольникам и младшим школьникам это означает, что изначально идёт процесс формирования мотивации к обучению, затем проявление определённой целенаправленной активности, не заучивание, а понимание деятельности; наличие оценки о собственной деятельности.

Выделяются конкретные принципы формирования компетенций: индивидуальный подход; учение на основе собственной мотивации и ответственности учащегося за результат; организация осмысленной, самостоятельной продуктивной деятельности учащего в соответствии в его интересами и способностями; учебный материал должен быть приближен к интересам и потребностям учащихся; система оценивания должна быть понятной учащемуся и служить средством своего самообразования.

Совместная работа детского сада и  семьи в подборе системы развивающих  игр, в создании игровых модулей, нацеленных на ознакомление дошкольников с окружающим миром природы, социумом, способствует формированию и социальных навыков поведения в обществе: умение слушать собеседника, согласовывать с ним свои действия, стремлению получить информацию в процессе взаимодействия. (Шишов)[21]

Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять  уважение к другим людям, интерес  к их профессиональной и бытовой  деятельности.

Благодаря внесению в группу новых  игровых блоков, атрибутов, книг, костюмов у детей развивается интерес  к заданию, появляется любознательность, инициативность, настойчивость в  достижении цели, преодоления трудностей.

Информация о работе Развитие социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте