Развитие социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Под социальной компетентностью дошкольника понимают качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Социальная компетентность человека формируется широким набором средств, специфичных для каждого общества, социального слоя и возраста.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты развития социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте 6
2.Экспериментальная часть 19
3.Методические указания по развитию социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте 27
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Specseminarskaya_rabota.docx

— 101.12 Кб (Скачать файл)

Подводя итог, можно сказать, что образовательная среда является главной базой для формирования необходимых компетенций. Постоянно  развиваясь, находясь в динамики она требует соответствующего мониторинга, в ходе которого появляется возможность улучшения, коррекции и координации предшкольного и младшего школьного образования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Под социальной компетентностью дошкольника понимают качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Социальная компетентность человека формируется широким набором средств, специфичных для каждого общества, социального слоя и возраста.

Таким образом, в результате проведённого исследования, целью которого являлось разработка модели социальный компетентности дошкольников с учетом включения  в нее диагностических методов, можем сделать основные выводы, подтверждающие гипотезу о том, что диагностика  уровня компетентности у дошкольников должна носить комплексный характер и использовать различные методики для его определения:

1. Социальная компетентность дошкольника  предполагает знания, умения, навыки  ребёнка, достаточные для выполнения  обязанностей, присущих данному  жизненному периоду. Структуру  социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных  знаний, умений и навыков, применяемых  в главных сферах деятельности  человека, и включает в себя  следующие компоненты:

- мотивационный, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

- когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;

- поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

2. При выделении этапов социализации  ребёнка от рождения до старшего  дошкольного возраста было выявлено, что основной одним из условий  успешной социализации ребенка  является социально-психологическая  обстановка в семье. Следовательно,  формирование дошкольником личностной  социальной компетентности и  усвоение общечеловеческого опыта,  накопленного предшествующими поколениями,  происходит только в совместной  деятельности и общении, прежде  всего с родителями. Опыт первых  отношений в семье является  фундаментом для дальнейшего  развития личности старшего дошкольника  и во многом определяет особенности  самосознания ребёнка, его отношение  к миру, его поведение и самочувствие  среди людей.

Эффективность работы по формированию социальной компетентности дошкольника  возрастает во много раз, если семья  и педагоги работают в тесном контакте. С этой целью организуются групповые  и индивидуальные консультации для  родителей, анкетирование с целью  изучения запросов и проблем волнующих  семьи наших воспитанников. Тематические стенды (например: «Наказание и поощрение»). Тренинги для родителей (например: «Учим ребенка понимать и выражать свои чувства»). Также на группах родителям предлагается ознакомится с брошюрами: «Агрессивный ребенок», «Самооценка ребенка». Интересно и живо проходят занятия в «Клубе успешного родителя».

Модернизация образования требует, конечно, изменения самого педагога, готового достигать социальных, информационных компетенций. Одним из направлений  моей деятельности является повышение  профессиональной компетентности педагогических кадров. В течении года проводятся занятия в психолого – педагогической мастерской: «Социально – эмоциональное развитие дошкольников». Консультации, тренинговые игры на развитие коммуникации, игры – релаксации на снятие психоэмоционального напряжения. Создание благоприятных условий для формирования социальной компетентности у старших дошкольников приводит к положительным результатам.

Список литературы

  1. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – С. 54–69.
  2. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В. Г. Бочарова. – М. : Аргус, 2010.– 208 с.
  3. Буре Р.С., Воробьева Т.В., Дудникова С.А. и др. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М, Перспектива, 2007.-394с.
  4. Гогоберидзе, А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2010. – № 1. – С. 10–19.
  5. Гогоберидзе А.Г. К проблемам познания и понимания ребенка дошкольного возраста // Педагогическая диагностика как инструмент познания  и понимания ребенка  дошкольного возраста. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – с.26-28.
  6. . Дудникова С.А. Современные подходы к социальному развитию детей в

предшкольный период детства.//Предшкольное образование - проблемы и перспективыразвития. Ростов на Дону, 2009.-с.77.

  1. Зимняя И.А. Подготовка специалистов в вузе как многоуровневая полисубъектная деятельность. М., Владос, 2010. -219с.
  2. Ермолова Т.В. Тезисы Международной Конференции «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы». МГППУ. 3-4 октября 2010 г. – М., ВЭЛ, 2011.
  3. Иванов Д.А. Компетентностная модель учителя в современной школе // Московский центр качества образования. – М., Март, 2008.-с.55-56.
  4. Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. Ред. Е.В. Гончарова. Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2011.-151 с.
  5. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. – М. : Академия, 2010. – 160 с.
  6. Лукьянова, М.И. Профессиональная компетентность педагога : теоретический анализ понятия / М.И. Лукьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – №1. – С. 15-21.
  7. Модернизация общего образования : оценка образовательных результатов. Книга для учителя / О.В. Акулова [и др.]; под общ. ред. В.В. Лаптева. – СПб., Нева, 2010. – 456 с.
  8. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности [Текст] / А. К. Маркова // М. : Педагогика. – 2006. – № 8, – С. 82–88.
  9. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] /С. И. Розум. – СПб. : Речь, 2009. – 365 с.
  10. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. 5-ое переизд.– М., 2006. – С. 192–193.
  11. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с анг. М., 2009. –с.66.
  12. Селевко Г. Компетентности и их классификация  // Народное образование.2007. №4. -С. 138 - 143.
  13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования // Народн. образ-ние. 2007.№ 2.С.60.
  14. Шишов С.Е., Агапов С.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость / Мир образования - образование в мире. 2010. № 4. – с.16-18.
  15. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду : пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.Г. Юдина,                 Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. – М. : Проспект, 2011. – 144 с.
  16. Ясвин В.А. Живая школа от проектирования к развитию: коллективная монография. - Черноголовка, 2008.-с.88-89.

 

 

 


Информация о работе Развитие социальной компетенции в старшем дошкольном возрасте