Развитие эмоций в процессе игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить особенности развития эмоций у детей в процессе игровой деятельности.
Объект: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: Развитие эмоций детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Игровая деятельность будет выступать в качестве средства эмоционального развития детей дошкольного возраста, если она вызывает положительный эмоциональный отклик у детей; элементы игры включаются в различные виды деятельности дошкольника.

Содержание

Введение…………..……………………..…………...............................................3
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
1.1. Развитие эмоциональной сферы ребенка в зарубежной и отечественной науке…………….……………………….……………………………….………..6
1.2. Игра как средство развития эмоций у дошкольника……………..……......12
Выводы по I главе………………………………………………...................19
Глава II Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Характеристика игр на развитие эмоций у дошкольника………………………………………………..…………….……..20
2.2. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности ……………………………………………………………………………………27
Выводы по II главе………………………………....……………………….32 Заключение……………………..…………………...………………………...33
Литература……………………..……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  обучения

«Арзамасский  государственный  педагогический

институт  им.  А.П.  Гайдара».

 

кафедра педагогики  дошкольного и начального образования.

 

студентка III курса

факультета Ди НО

специальность

дошкольная педагогика

и психология

                                                                                                                     Федорова

 

Курсовая работа

 

Развитие эмоций в  процессе игровой деятельности детей старшего  дошкольного  возраста

 

 

 

 

 

 

Арзамас  2010г

 

 

 

 

 

Содержание:

    Введение…………..……………………..…………...............................................3

    Глава  I Теоретические основы   развития эмоциональной сферы детей дошкольного  возраста.

1.1. Развитие эмоциональной сферы ребенка в зарубежной и отечественной науке…………….……………………….……………………………….………..6

1.2. Игра как средство развития эмоций у дошкольника……………..……......12     

Выводы  по  I  главе………………………………………………...................19

Глава  II   Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

2.1.  Характеристика  игр на развитие эмоций у дошкольника………………………………………………..…………….……..20 

2.2. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности ……………………………………………………………………………………27

 Выводы  по  II  главе………………………………....……………………….32                                        Заключение……………………..…………………...………………………...33               

Литература……………………..…………………...…………………………35                        

Приложение…………………………………………………………..………38

 

 

Введение

Эмоции являются неотъемлемой частью повседневной жизни каждого  человека. Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

    Тема нашей курсовой работы является актуальной т.к., эмоции оказывают влияние практически на все сферы психического развития: поведение ребенка, овладение и освоение им социальным опытом, средством взаимодействия с другими людьми.

    Ребенок все понимает  и чувствует. Любая игра, любое  действие способно вызвать в  ребенке самые искренние и  положительные чувства. Эмоции  ребенка очень богаты и разнообразны. На ту или иную информацию каждый из них реагирует по-своему. Ребенок в процессе игровой деятельности начинает постепенно овладевать и усваивать разнообразные эмоции и переживания. Игра позволяет ребенку передать чувства, эмоции, раскрыть свой внутренний мир, показать окружающим все то, что его волнует на данный момент.

    Если ребенок радуется  и выглядит счастливым, проявляет  живой интерес ко всему происходящему  вокруг, хорошо усваивает материал, доброжелательно общается со  взрослыми и сверстниками –  значит в его мире все хорошо. Игра способствует развитию у ребенка стабильности эмоционального состояния, что в свою очередь способствует полноценному социальному и нравственному развитию. Она позволяет расширить эмоциональный опыт ребенка. В игровой деятельности дошкольник испытывает эмоциональное благополучие, чувство защищенности, уверенности.  Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка-дошкольника, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

    Эмоциональное развитие дошкольника происходит постепенно: в общении с окружающими людьми – с родителями и другими членами семьи, в коллективе сверстников, с педагогами, в процессе различных видов деятельности – игры, труда, учения и т.д.

    Проблема развития эмоций в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста достаточно хорошо рассмотрена в научной психолого-педагогической литературе, но по-прежнему отсутствует достаточная проработанность вопросов по развитию у дошкольников эмоциональной сферы. Поэтому возникает проблема поиска оптимальных условий и механизмов, способствующих развитию эмоций в процессе игровой деятельности дошкольника.

    Цель: Изучить особенности развития эмоций у детей в процессе игровой деятельности.

    Объект: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

    Предмет:  Развитие эмоций детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

    Гипотеза: Игровая деятельность будет выступать в качестве средства эмоционального развития детей дошкольного возраста, если она вызывает положительный эмоциональный отклик у детей; элементы игры включаются в различные виды деятельности дошкольника.

    Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального развития дошкольников в процессе игровой деятельности;
  2. Охарактеризовать особенности развития эмоций в игровой деятельности у дошкольников;
  3. Выявить уровень эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Методологическими  основами: исследования явились психолого-педагогические труды различных исследователей: теории эмоций - Ч.Дарвин, К.Изард; проблема развития эмоций - Л.С.Выготский, А.Валлон, развитие эмоций у дошкольников- Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева, Е.И.Изотова.

    Методы исследования:

  1. теоретические – анализ психолого-педагогической литературы;
  2. эмпирические -  комплекс диагностико-развивающих игр («Кошка и котята», «Сурдопереводчики», «Путаница» и др.)

    Значимость исследования состоит в том, что систематизирован материал по проблеме развития эмоций детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Опытно-экспериментальная  база: МДОУ № 50 г. Арзамаса.

 Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  I Теоретические основы   развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    1. Развитие эмоциональной сферы ребенка в зарубежной и отечественной науке

    Эмоции (от  лат. Emoveo – потрясаю, волную) – это особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Эмоции и чувства – специфическая  форма отражения действительности. Если в познавательных процессах  отражаются предметы и явления, то в  чувствах – значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

Высший продукт эмоций человека – устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы. к которой они относятся, их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.

  Эмоции проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т.п. эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. [23]

    Когда ребенок воспринимает  предметы и явления окружающего  мира, он всегда как-то относится  к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит, что-то его сердит, кое-чего он боится, некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь – все эти формы переживания ребенком своего отношения к различным объектам. [17]

    Экспериментально доказано, что страх перед болью усиливает  чувство боли, понижает болевой порог. С другой стороны, чувство радости, возникающее даже при небольшом успехе, усиливает потребность достижения конечной цели. Эмоции выполняют так же подкрепляющую функцию. Установлено, что без участия эмоций приобретение новых навыков  не происходит. [30]

    Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов  как регуляторов деятельности  и поведения ребенка является  одной из наиболее важных и  сложных проблем педагогики, поскольку  дает представление не только  об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.

    Педагогическое значение  правильного понимания этой проблемы  состоит в том, что эмоции  играют большую роль в формировании  у ребенка способов и приемов  овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка. [10]

    Генетические исследования, проведенные Я.З. Неверовичом, М.И. Лисиной и др.  дали возможность установить существенные сдвиги в эмоциональной сфере при переходе от раннего к дошкольному детству в связи с развитием взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, а также с изменениями общего характера его деятельности. Во-первых, постепенно изменяется содержание аффектов, выражающееся в появлении особых форм сопереживания, сочувствия действиям и состоянием другого лица, без чего сколько-нибудь сложные формы общения и совместной деятельности были бы невозможны. Во-вторых, по мере усложнения деятельности и отделения ее начальных моментов от конечного результата меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения.  Появляются опережающие эмоциональные переживания, предвосхищающие последствия выполняемых действий. В-третьих, возникновение такого эмоционального предвосхищения предполагает обязательное изменение самой структуры эмоциональных процессов, в состав которых постепенно включаются помимо вегетативных и моторных реакций различные познавательные процессы (сложные формы восприятия, образного мышления, воображения), что приводит к возникновению синтетических эмоционально-гностических комплексов типа аффективных образов, моделирующих регулировать динамическую сторону поведения ребенка уже на относительно ранних стадиях его развития. [9]

   Основным на ранних возрастных ступенях – единственным видом детской деятельности, определяющим развитие детских чувств, является практическая, чувственно-предметная деятельность, осуществляемая ребенком совместно и в процессе общения с другими людьми. Позднее на базе внешней практической деятельности у ребенка складывается и особая внутренняя форма деятельного аффективного воображения, этого, по определению Л.С. Выготского, «второго выражения человеческих эмоций, в процессе которого они не только проявляются, но и развиваются».

    По мысли Л.С. Выготского, эмоции возникают в результате  оценки «самим организмом, своего  соотношения со средой» и определяют  характер поведения ребенка. Отражая  значимость внешних и внутренних ситуаций и состояний, эмоции ориентируют ребенка, направляют его активность. Они выражают общее отношение к предметному миру, к событиям, людям.

    Л.С. Выготский считал  возможным строить свою психологическую  концепцию эмоций, которая представлялась  современникам чем-то совершенно невероятным, парадоксальным, не имеющим аналогов в истории нашей науки. Согласно этой концепции, сущность и источники происхождения самого глубинного и интимного, что есть в человеке, заключается не в самом, не в его внутренних, телесных, внутри органических процессах и не в имманентно присущих его духовной организации свойствах, а в его внешней, чувственно-предметной деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми, в создаваемых обществом произведениях культуры, в том числе в культуре художественной в сокровищах искусства.

    Эмоции рассматривались  Л.С. Выготским как внутренний  психологический механизм связи  мышления с чувственно-предметной  деятельностью субъекта, который  не только пассивно созерцает  окружающую действительность, но и относится к ней пристрастно, активно ее изменяет соответственно со своими потребностями и интересами. [2]

        Развитие эмоций, как отмечает А.Н. Леонтьев, Л.И.  Божович и др., тесно связано  с развитием мотивов поведения,  с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоения создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребенка. [1]

    Примером внутренней  активности дошкольников могут  служить те формы мысленного  содействия, сочувствия герою художественного  произведения, которые исследовались  совместно с сотрудниками Д.М.  Арамовской, О.М. Концевой, Т.И. Титаренко, К.Е. Хоменко и др. [31]

Информация о работе Развитие эмоций в процессе игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста