Развитие эмоций в процессе игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить особенности развития эмоций у детей в процессе игровой деятельности.
Объект: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: Развитие эмоций детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Игровая деятельность будет выступать в качестве средства эмоционального развития детей дошкольного возраста, если она вызывает положительный эмоциональный отклик у детей; элементы игры включаются в различные виды деятельности дошкольника.

Содержание

Введение…………..……………………..…………...............................................3
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
1.1. Развитие эмоциональной сферы ребенка в зарубежной и отечественной науке…………….……………………….……………………………….………..6
1.2. Игра как средство развития эмоций у дошкольника……………..……......12
Выводы по I главе………………………………………………...................19
Глава II Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Характеристика игр на развитие эмоций у дошкольника………………………………………………..…………….……..20
2.2. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности ……………………………………………………………………………………27
Выводы по II главе………………………………....……………………….32 Заключение……………………..…………………...………………………...33
Литература……………………..……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

    Разнообразные приемы игр-драматизации, в которых происходит как бы сближение детей с персонажами произведения, позволяют не только выявить эмоциональный отклик каждого ребенка, но и создать условия для формирования у него эмоциональной отзывчивости, как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают, таким образом, возможность «дочувствовать» в процессе   игры-драматизации  то, что было ими пережито во время восприятия художественного произведения. [18]   

    Игра в дошкольном  возрасте – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

    Таким образом,  существует особый, эмоциональный  план игры, понимание которого  необходимо для реализации полноценного  воспитательного процесса. Например, одним из главных условий развертывания сюжетно-ролевой игры считается осуществление действий во внутреннем, воображаемом плане; их исходной, материальной формой являются действия замещения. Однако процесс замещения, особенно выбор конкретных заместителей для осуществления игровых действий (избирательное предпочтение одних заместителей, неприятие других), связан не только особенностями интеллектуального анализа объектов – игрушек, выделением в них свойств сходства и различия, но и с особенностями развития эмоций, характером возникающего в самой игре эмоционального отношения ребенка к данной деятельности в целом, к отдельным действиям, к игрушкам, к взрослому. [21]   

    Связь интеллектуальных  проявлений с эмоциональными  в поведении  ребенка особенно  вступает в момент принятия  ребенком роли, выполнения им собственно игровых, ролевых действий, развития сюжета – этих основных компонентов воображаемой ситуации.

    Особенности  социального и, в частности,  эмоционального опыта ребенка  своеобразно преломляются в тематике  предпочитаемых игр, в желании играть того или иного персонажа, в выборе ребенком различных выразительных средств в самой игре. Формируя эмоциональное отношение к темам  и персонажам, обучая детей средствам  выражения переживаний через игру. [24]   

    Игра может  служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами; он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений. [26]

    Итак, на протяжении  детства эмоции проходят путь  прогрессивного развития, приобретая  все более богатое содержание  и все более сложные формы  под влиянием социальных условий  жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по  I  главе.

    Эмоции играют  своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Эмоции являются механизмом передачи переживаний ребенка, они позволяют ему должным образом реагировать на все происходящее вокруг. Эмоции способны помогать ребенку не только переживать, чувствовать происходящее рядом, но помогают ему всесторонне развиваться. Эмоциональное состояние дошкольника влияет на все жизненные процессы. 

    Основную роль в развитии  эмоций ребенка играет его  практическая деятельность (игра), в  ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

    Существенное  значение для эмоционального  развития детей имеет деятельность  не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. В процессе воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого ребенок обнаруживает ценность сложившихся обстоятельств и действий.

    Игра имеет  важное значение не только  в развитие психических процессов дошкольника (восприятие, воображение, память, мышление и т.д.), но играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка. Она является зеркалом внутреннего эмоционального состояния ребенка. В процессе игры у ребенка развиваются все формы переживания: удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь, сочувствие и сопереживание.

    Игра служит  эффективным средством для выявления  объективных отношений, в которых  живет ребенок.

    Таким образом,  именно игра способствует развитию  у ребенка эмоциональной сферы. В процессе игры у дошкольника накапливаются эмоциональный опыт переживаний, ребенок старается уже свой накопительный опыт проявлять не только в жизни, но и в игре.

Глава  II   Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

2.1.  Характеристика игр на развитие эмоций дошкольного возраста.

    В младшем  дошкольном возрасте необходимо  решать гораздо больше задач,  связанных с эмоциональным развитием  детей. Это, прежде всего, расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов. Для этого проводится диагностико-развивающие игры, предложенные Ежковой Н.

    «Кто  в  домике  живет».

    Воспитатель   готовит  несколько  картонных   коробок  с  отверстиями.  Кладет  в них предметы  различного  качества:  жесткие,  мягкие,  гладкие,  колючие (типа  массажной щетки).  Дети,  ощупывая  предмет (игрушку),  выражают  (мимикой,  движениями)  свои  впечатления от  «посещения» того  или иного домика.

    «Вкусно  -  невкусно».

    Воспитатель  предлагает  закрыть  глаза  и мимикой выразить  свои  вкусовые  ощущения.  Дает  попробовать кусочки различных овощей,  фруктов:  банана,  лимона,  яблока,  моркови,  картофеля,  соленого  огурца,  редиски,  свеклы.

    Для  развития  эмоциональной  экспрессии,  ее  механизмов:  невербальных  (мимических,  пантомимических,  жестикуляционных)  и  вербальных  (слова,  звуки,  фразы),  а  также  формирования  основ  выразительности  внешних  эмоциональных  проявлений  лучше  использовать  эмоционально-экспрессивные  игры  (воплощение  детьми  различных  ситуаций  из  жизни  животных,  их  повадок;  передача  эмоциональных  состояний  сказочных  героев,  путей  персонификации).   [25]

    «Кошка  и  котята».

    Суть  игры  заключается  в  повторении  «котятами»  различных  действий  показанных  «кошкой».  Например  «кошка»  учит  «котят»  мяукать,  охотиться  (бесшумно  подкрадываться,  вытягивать  лапы),  убегать  и  прятаться  от  различных  опасностей.

    В  среднем   дошкольном  возрасте  важно  также  пополнить  «эмоциональный»  словарь  словами,  обозначающими  различные  настроения  (удивленный,  удивляться,  страшный,  страшно,  злой,  злиться,  горе,  горевать,  трусливый,  обиженный,  тоскливый,  озорной);  словосочетаниями,  отражающими  оттенки  настроения  (не  очень  злой,  совсем  нестрашный,  очень  печальный);  учить  подбирать  синонимы  (радостный  -  веселый,  грустный  -  печальный,  тоскливый);  находить  слова,  конкретизирующие  эмоциональные  состояния:  злой  (неприятный,  грубый,  сердитый);  веселый  (довольный,  смеющийся);  понимать  эмоциональные  характеристики,  представленные в  виде  фразеологизмов:  Маша  -  растеряша,  девочка  -  привередница,  добрый  доктор Айболит.

    Чтобы  облегчить   детям  процесс  овладения  эмоциональным  словарем,  формирования  умения  анализировать эмоции  с  помощью  слов,  следует  пользоваться  художественной  литературой.  Желательно  так  же  использовать  наглядные  модели  -  серии  картин,  отражающих  эпизоды  сказок,  рассказов.  Показывая  то  или  иное  изображение,  воспитатель  предлагает  вспомнить  настроение  героя,  дать  ему  обобщенную  эмоциональную  характеристику.

    Можно  сделать   карточный  круг  с  передвигающейся   стрелкой  и  с  изображением  животных,  людей  в  разных  эмоциональных  состояниях.  Указывая  на одно  из  них,  воспитатель  просит  детей  назвать  данное  настроение,  подобрать  слова – синонимы  (заяц  печальный,  еще  какой?).

    Знакомя   с  фразеологизмами,  хорошо  использовать  загадки  (автор  Ю.  Киреева):

Привереда – девочка

Братика  искала.

Реченьку  обидела:

Молочка  не  выпила.

Наливное  яблочко 

С  яблони  не  съела.

Пирожка  ржаного

Из  печки  не  хотела.

    Кто  героиня   этой  сказки.  Отгадайте  без   подсказки.   (Девочка -привередница).

    Необходимо  учить  детей  определять  и  дифференцировать  эмоциональные   состояния  (радость,  грусть,  страх,  удивление,  злость)  по  внешним  признакам  замечать  изменения  настроении,  а   также  раскрыть  смысл  таких форм  поведения,  как обиженное,   испуганное,  заботливое,  доброжелательное  и т.п.,  развивать эмоциональную идентификацию.       

    Для  решения   этих  задач  можно  проводить   беседы  с  использованием  пиктограмм  игры,  например,  «Путаница».

    Воспитатель  кладет  перед  детьми  большой  лист  плотной  бумаги,  на  которой нарисованы  люди,   животные,  различные  предметы,  явления  природы,  соединенные  друг  с  другом  извилистыми  линиями  разных  цветов.  Предлагает  разобраться  кого  (или  чего)  боятся  щенок,  мышь,  птичка  и  т.д.;  кто  (или  что)  огорчил  девочку,  развеселил  мальчика.  Затем  предлагает  свои  варианты  исправления  негативных  переживаний.  Например,  как  успокоить  щенка,  как  помочь  девочке  преодолеть  печаль.

    Для  старшего  дошкольного  возраста  необходимо  продолжать  совершенствовать  опыт  внешнего  оформления  эмоций,  побуждать  к  передачи  тонких  оттенков  настроений,  демонстрируя  разнообразие  компонентов  эмоциональной   экспрессии:  мимических,  пантомимических,  жестикуляционных,  речевых,  стимулировать  проявление  индивидуально-неповторимого  стиля  игрового  поведения  самобытность  эмоционального  реагирования. [5]

    Для  реализации  этих  задач  рекомендуется   проведение  эмоционально-экспрессивных  игр.

       

«Сурдопереводчики».

   Воспитатель  предлагает  рассказать  сказки  людям,  которые  ничего  не  слышат,  зато  хорошо  понимают  язык  жестов,  мимики,  пантомимики.  Важно следить за  выразительностью  движений.  Начинать  желательно  с  несложных  сказок:  «Курочка  ряба»,  «Колобок»,  «Рукавичка».

    Старших   детей  продолжают  учить   понимать,  дифференцировать  эмоциональное   состояние  по  внешним  признакам  (мимика,  жесты,  позы,  интонации   голоса),  определять  причины  того  или  иного  настроения  посредством  анализа  обстоятельств,  событий  и  т.п.;  развивают  у  них  способность  отзываться  на  эмоциональное  состояние  другого  человека,  проявлять  сочувствие,  содействие,  сорадование.

    В  реализации  этих  задач  большую  помощь  оказывает  художественная  литература,  особенно  пейзажная  поэзия,  где  передаются  различные   настроения,  связи  между   переживаниями  человека  и   состоянием  природы.  Важное  место  отводится  беседам,  играм.  [25] 

    «Поговорим  о  настроении».

    Воспитатель   обращает  внимание  детей   на  то,  что  очень  разные  выражения  лиц  можно   увидеть  в  магазине,  автобусе,  парке  и  т.д.  Просит  назвать  известные  им  эмоциональные   состояния.  Затем показывает  вырезанные  из  журналов  изображения людей.  Дети  к каждой  картинке  подбирают соответствующую пиктограмму.  Предлагает  задания типа  «Собери человечков:  веселого,  обиженного,  злого».  В заключении  предлагает  поработать  в альбомах  «Радуга настроений».  Создать два-три рисунка на  темы:  «Радостное  настроение»,  «Мне  грустно»,  «Что  меня  удивляет».  [19]

    «Жизнь в лесу». 

    Воспитатель  садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показывает). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь ласково гладим по голове(показывает). Готовы?

    Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло  солнышко, вы только что проснулись…

    Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

    «Добрые эльфы».  

    Воспитатель  садится на ковер, рассаживая  вокруг себя детей. Когда-то  давным-давно люди, борясь за выживание,  вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

    Сейчас мы  с вами разыграем роли древних  людей и добрых эльфов. Те, кто  сидит по правую руку от  меня, исполняет роли тружеников, а те, кто по левую – эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

Информация о работе Развитие эмоций в процессе игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста