Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:35, курсовая работа
Цель: Изучить особенности развития эмоций у детей в процессе игровой деятельности.
Объект: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: Развитие эмоций детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Игровая деятельность будет выступать в качестве средства эмоционального развития детей дошкольного возраста, если она вызывает положительный эмоциональный отклик у детей; элементы игры включаются в различные виды деятельности дошкольника.
Введение…………..……………………..…………...............................................3
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
1.1. Развитие эмоциональной сферы ребенка в зарубежной и отечественной науке…………….……………………….……………………………….………..6
1.2. Игра как средство развития эмоций у дошкольника……………..……......12
Выводы по I главе………………………………………………...................19
Глава II Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Характеристика игр на развитие эмоций у дошкольника………………………………………………..…………….……..20
2.2. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности ……………………………………………………………………………………27
Выводы по II главе………………………………....……………………….32 Заключение……………………..…………………...………………………...33
Литература……………………..……
В работах
К.К. Платонова и Г.Х.
Активный характер
эмоциональных реакций лучше
всего выясняется на основе
предложенной Вундтом
Легко может
показаться, что напряжение совпадает
с возбуждением, а подавленность
– с разрешением. Однако это
не так. Если ребенок чего-
Три измерения всякой эмоции означают, в сущности, все тот же отказ от действия. Ни одно чувство не может остаться безразличным и безрезультатным в поведении. Эмоции и являются таким внутренним организатором реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора поведения. [33]
Если ребенок делает что-либо с радостью, эмоциональные реакции радости не означают ничего другого, кроме того, что он и впредь будет стремиться делать то же самое. Иными словами, тот новый момент, который эмоции вносит в поведение, всецело сводится к регулированию организмом реакций.
Экспериментальные
«Всеми эмоциональными содержаниями нашей душевной жизни – говорил К. Ланге, - нашими радостями и печалями, часами счастья и огорчения мы обязаны преимущественно нашей сосудодвигательной системе. Если бы предметы, которые оказывают воздействие на наши внешние органы не приводили в действие и эту систему, мы проходили бы мимо жизни без различно и бесстрастно, впечатления внешнего мира увеличивали бы многие значения, но этим дело и ограничивалось бы, они не возбуждали бы в нас ни радости, ни гнева, ни забот, ни страха». [27]
Джемс различает те же самые три момента чувства, но он выдвинул теорию, по которой порядок т последовательность этих моментов иные. Предметы обладают способностью непосредственно рефлекторным путем вызывать в нас телесные изменения и уже вторичным моментом восприятия этих изменений является само по себе чувство.
Встреча с разбойником, предполагает он, рефлекторно, без посредства всякого чувства, вызывает дрожь, сухость в горле, бледность, порывистое дыхание и прочие симптомы страха. Само же чувство страха ничто иное, как совокупность вот этих изменений, сознаваемых организмом. Бояться означает ощущать свою дрожь, сердцебиение, свою бледность. Так почти воспоминание о смерти родного и близкого человека рефлекторно вызывает слезы, опускание головы. Грусть сводится к ощущению этих симптомов, и грустить означает воспринимать свои слезы, свою согбенную позу, опущенную голову и т.д. [4]
Исследования эмоций
и их развитие имеют
1.2. Игра как средство развития эмоций у дошкольника.
Игра – основной
и ведущий вид деятельности
детей дошкольного возраста, способ
переработки полученных из
Понимание
игры как деятельности, определяемой
социальными условиями, лежит
в основе многих исследований
прогрессивных зарубежных
Н.К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников – способ познания окружающего». [16] Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». [3]
Ребенок не копирует жизнь, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает заранее свою роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, эмоции, он искренне переживает изображаемые события. Ребенок старается правильно передать образ героя, выразить свое отношение к нему, иногда поражает выразительностью мимики, жеста. [13]
По мнению Менджерицкой Д.В. именно игра позволяет ребенку в должной мере раскрыть и показать свой мир, свои эмоции и все то, что он чувствует и воспринимает вокруг себя. Например, сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Дети готовились к этому спектаклю: все вместе обсуждали образы героев, готовили декорации, костюмы. Дети сами распределяли роли, подошли к этому по-деловому, серьезно решали, кто лучше справится с той или иной ролью. Когда исполнителям понятна идея сказки, они могут по-настоящему войти в образ. Например, злая мачеха прогоняет падчерицу в лес. Девочка с неподдельной грустью и страхом на лице берет свое пальтишко, медленно надевает его, долго застегивает пуговицы. Никто не учил ее этому, у нее получилось это неподдельно, искренне. [20]
Таким образом,
в дошкольном возрасте у
А.Н. Леонтьев говорит о важности игры для воспитания эмоций: в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания.
Изучение детских игр подтверждают правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, недаром в лексиконе всех дошкольников есть слова «как будто», «понарошку» и «по правде». Но, несмотря на это игровые переживания всегда искренни. Ребенок не фальшивит, не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, летчик серьезно озабочен тем, удается ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры, игрового замысла, чувства, эмоции детей становятся более осознанными, сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его эмоции. Подражая космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые эмоции, чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
И.М. Сеченов
дал физиологическое
Беря на себя роль, ребенок старается подражать поступкам, манерам своего героя. Игровые действия ребенка всегда реальны. Маша из ложечки поит большую дочку-куклу молоком. И ложка, и молоко воображаемые, но действия мамы настолько выразительны, что зритель как будто видит эту ложку, которую девочка осторожно подносит к губам куклы. Дети движениями, мимикой передают и переживания изображаемых ими людей.
Нередко во время игры можно наблюдать конфликт, возникший из-за эстетических чувств кого-либо из детей. Например, содержание игры бодрое, радостное, всем весело, а один из участников испытывает обиду, огорчение оттого, что ему не досталась желаемая роль. Такой конфликт может привести к ссоре, слезам, иногда разрушить игру. Еще хуже конфликт скрытый, когда ребенок не борется за свои права, а молча переживает обиду. [20]
Разыгрывая
определенные ролевые действия
и ситуацию, ребенок в игровом
плане не только переживает
события волнующие его, но и
добровольно, по собственному
побуждению вступает в те
Дети дошкольного
возраста отличаются большой
эмоциональностью, побуждающей их
к активному выражению
Многие дети эмоционально могут отзываться на появление (в ходе их собственных действий) куклы как особой игрушки, как персонажа конкретной игры, могут активно включаться в развиваемую игровую ситуацию. Подыгрывая взрослому, они настолько вживаются в игровую ситуацию, что нередко сами непроизвольно осуществляют те же действия, что и персонаж. Происходит как будто слияние действий ребенка с действиями персонажа игры (укрывая куклу от холода, дети морщатся, дрожат, будто им самим холодно; укачивая куклу на руках, закрывают глаза и, покачиваясь, медленно ходят по комнате; укладывая куклу спать, наклоняются к ней, пытаясь лечь рядом с куклой). [5]
В хороших
играх формируется чувство
Эмоциональные
оттенки игры выражаются в
движениях, в походке, в
Одна из
существенных особенностей
Любая игра,
как правило, предполагает
Игра является
лучшей формой организации
Драматизированные
игры развивают у дошкольника
эстетические переживания,