Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:35, курсовая работа
Цель: Изучить особенности развития эмоций у детей в процессе игровой деятельности.
Объект: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: Развитие эмоций детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Игровая деятельность будет выступать в качестве средства эмоционального развития детей дошкольного возраста, если она вызывает положительный эмоциональный отклик у детей; элементы игры включаются в различные виды деятельности дошкольника.
Введение…………..……………………..…………...............................................3
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
1.1. Развитие эмоциональной сферы ребенка в зарубежной и отечественной науке…………….……………………….……………………………….………..6
1.2. Игра как средство развития эмоций у дошкольника……………..……......12
Выводы по I главе………………………………………………...................19
Глава II Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Характеристика игр на развитие эмоций у дошкольника………………………………………………..…………….……..20
2.2. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности ……………………………………………………………………………………27
Выводы по II главе………………………………....……………………….32 Заключение……………………..…………………...………………………...33
Литература……………………..……
Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.
Разыгрывается бессловное действо.
«Птенцы».
Воспитатель: Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупу. Вот так! (показывает) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.
«Муравьи».
Воспитатель
рассаживает детей вокруг себя.
Воспитатели и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.
«Театр теней».
Воспитатель:
Дети обращали ли вы внимание
на то, как в яркий солнечный
день за вами неотступно
Совместно
с взрослым дети молча
«Ожившие игрушки».
Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и престаете свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все ваши действия выполняются молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.
По окончанию игры дети по просьбе воспитателя рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.
Заканчивать игру нужно в тот момент, когда педагог замечает, что дети устали, отступают от правил. Тогда, собрав всех вокруг себя в хоровод и сообщив, что игра окончена, взрослый предлагает попрощаться, в виде какого-либо ритуала (например, протягивает детям руку, или сами дети мягко дотрагиваются до плеча соседа). Ритуалом можно заканчивать каждое занятие. [13]
2.2. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности
Экспериментальной базой нашего исследования является МДОУ № 50 «Золотая Рыбка» г. Арзамаса, дети старшей группы. В ходе исследования на нас обратили внимание четыре ребенка, с которыми мы и стали проводить обследование.
Целью нашего исследования является выявление представлений детей об эмоциях и эмоциональных состояниях. Для выявления представлений об эмоциональных состояниях мы использовали диагностико-развивающую игру «Поговорим о настроении». Метод исследования построен на том, чтобы дети называли известные им эмоциональные состояния, показывали изображения людей. В заключении предлагают поработать в альбомах «Радуга настроений». Создать рисунки на темы: «Радостное настроение», «Мне грустно», «Что меня удивляет». В процессе работы детям были предложены листы бумаги и акварельные краски. Детям был предоставлен методический кабинет, где была создана спокойная и благоприятная атмосфера для работы детей.
В начале
игры бала проведена беседа, в
которой дети предлагали свои
варианты ответов. Дети
1. Аня А. 6,5 лет
На рисунке изображена двойственность эмоционального состояния. На лицах ярко прослеживается с одной стороны грустное, обиженное состояние, проявление горя, с другой – радость, счастье. Хорошо изображены выражение глаз, движение губ. Были использованы как теплые оттенки цветов (желтые и красные), так и холодные (синие, коричневые) и нейтральный (белый). Что может сказать о хорошем представлении оттенков настроений и состояний.
2. Карим А. 6 лет
По данному рисунку можно судить, что эмоциональное состояние меняется на протяжении всего процесса деятельности. Но в большинстве присутствуют яркие и теплые оттенки настроения. Можно сказать, что эмоциональное состояние изменчиво и непостоянно, способно переходить из одного состояния в другое. Но в любом случае присутствуют положительные эмоции.
3.Лера В. 6 лет
Прослеживается четкое выражение всех черт лица (глаз, бровей, рта). В данном рисунке большое внимание уделяются мимике и выражению глаз. Состояния радости, удивления и озабоченности. В рисунке четко прослеживаются линии, изгибы, наклоны, губ, глаз, бровей. Краски использованы теплых тонов, что свидетельствует о гармоничном состоянии, о хорошем представлении ребенка о положительных эмоциях и проявлении их в изгибах, линиях.
На рисунке
изображено внутреннее
Полученные результаты показали, что обследуемые нами дети обладают достаточно хорошими представлениями об эмоциях и эмоциональных состояниях, согласно возрастным особенностям. Каждый из участвующих понимает и может охарактеризовать, показать свое внутреннее эмоциональное состояние. Дети без труда называют и показывают эмоциональные состояния, изменяют интонацию голоса, позы, мимику, словосочетания, отражающие оттенки настроений.
На основе полученных данных нельзя утверждать о тех или иных особенностях психики ребенка. Мы можем выявить причину того или иного эмоционального состояния, постараться помочь ребенку развивать и углублять представления об эмоциях, при помощи определенных специально направленных упражнений. При работе с ребенком нужно учитывать все психофизиологические особенности возраста, особенности развития ребенка в процессе игры и психологический климат семьи.
Нами был
преложен детям сюжет игры-
Разыгрывается сцена, где от ребенка требуется пожертвовать страстно желаемой поездкой в автомобиле ради спасения больного малыша.
Фея награждает Босоножку – Оксану поездкой в автомобиле. Оксана подходит к автомобилю и быстро заносит в него ногу. Появляется Рукодельница с больным малышом. Фея объясняет, как можно спасти плачущего малыша.
Фея (обращаясь
к Босоножке и Рукодельнице): один
путь – в этом автомобиле, но
он уже принадлежит Босоножке.
Оксана молча отрицательно
Рукодельница умоляюще смотрит на Оксану, с трудом ей удается поймать взгляд девочки, та сразу отворачивается.
Рукодельница: Дорогая Босоножка, может ты откажешься?
Босоножка - Оксана (очень вежливо): Если можно, я отвезу вас туда сама.
Когда оказывается,
что нельзя, Босоножка – Оксана
с удивительной
Рукодельница
(в полном отчаянии): Босоножка,
дорогая, но почему ты отворачи
Босоножка – Оксана: Я вам дам из цветка воды, она должна быть очень-очень сильная.
Рукодельница (удивленно): Волшебная, ты думаешь?
Босоножка – Оксана (радостно): Да!
Фея: Да, эта вода очень сильная, но и она не поможет малышу. Он не просто болен, его заколдовала злая волшебница. Со злой колдуньей ничего нельзя сделать. Но малыш должен выздороветь, а спасти его может только вода в том живом ручье.
Рукодельница (почти плачет): Может, ты откажешься, дорогая Босоножка, от своей поездки и дашь мне с малышом поехать? Или же мне с больным малышом идти домой, и он тогда, конечно же, погибнет? (длительная пауза)
Босоножка
– Оксана (задумалась, тонким голосом):
Я не знаю (разводит руками), ей
стало страшно, что может
Фея и Рукодельница (обнимаются, радуются): Спасибо тебе Босоножка. Мы успеем спасти малыша! (улыбаются)
Рукодельница
поехала к «живому» ручью.
Фея, Рукодельница и Босоножка – Оксана (счастливы) устроили праздник по поводу выздоровления малыша!
Выводы:
Босоножка – Оксана, узнав, что малыш поправился, стала весело смеяться, была довольна своим поступком.
Девочка не только играла, но и очень сильно переживала. По окончанию игры она сказала: «Ведь это мог быть и мой братик!» Потом она задумалась, ни с кем не разговаривала, обычную веселость и общительность девочка не проявляла. Мы выяснили причину такого поведения. Оказалось, что девочка боялась, что может погибнуть малыш. Оксана поняла серьезность и важность своего поступка.
Все остальные дети, которые принимали участие в качестве зрителей, тоже выражали свои эмоции и переживания. Можно было наблюдать, как дети радуются и переживают вместе с героями. Дети с интересом и наблюдательностью следили за ходом игры.
Таким образом, игра позволяет ребенку сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. Именно игра позволяет развивать социальные и нравственные чувства, эмоции, осознание эмоционального состояния. В ходе игры у ребенка развиваются не только простые эмоции (радость, горе, обида, удивление и т.д.), но и сложные формы чувств и эмоций (сочувствие, сорадование, сопереживание, отзывчивость и т.д.). Игра является лучшей формой организации эмоционального поведения. Игра ребенка всегда эмоциональна, она будит в нем сильные и яркие чувства, но она же учит детей не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и ее конечной целью.
Выводы по II главе.
Игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, именно она позволяет углублять, расширять и развивать эмоциональный опыт ребенка.
Важно повышать интерес детей к игровой деятельности, стараться, как можно, больше проводить развивающие упражнения, т.к. именно практическая деятельность способствует развитию эмоциональной сферы. Практическая деятельность ребенка позволяет раскрыть все его стороны: его отношение к окружающим, внутренний мир, взаимоотношения со сверстниками.