Развитие эмоций в процессе игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить особенности развития эмоций у детей в процессе игровой деятельности.
Объект: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: Развитие эмоций детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Игровая деятельность будет выступать в качестве средства эмоционального развития детей дошкольного возраста, если она вызывает положительный эмоциональный отклик у детей; элементы игры включаются в различные виды деятельности дошкольника.

Содержание

Введение…………..……………………..…………...............................................3
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
1.1. Развитие эмоциональной сферы ребенка в зарубежной и отечественной науке…………….……………………….……………………………….………..6
1.2. Игра как средство развития эмоций у дошкольника……………..……......12
Выводы по I главе………………………………………………...................19
Глава II Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Характеристика игр на развитие эмоций у дошкольника………………………………………………..…………….……..20
2.2. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности ……………………………………………………………………………………27
Выводы по II главе………………………………....……………………….32 Заключение……………………..…………………...………………………...33
Литература……………………..……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

    Итак, наступила  ночь. Изнемогающие от усталости  люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.

    Разыгрывается  бессловное действо. 

    «Птенцы».

    Воспитатель:  Вы знаете, как появляются на  свет птенцы? Зародыш сначала  развивается в скорлупе. Через  положенное время он разбивает  ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупу. Вот так! (показывает) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

    «Муравьи». 

    Воспитатель  рассаживает детей вокруг себя.  Приходилось ли кому-нибудь из  вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь  бурлит жизнь? Никто из муравьишек  не сидит без дела, каждый занят:  кто-то таскает иголки для укрепления  жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем, начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умею. Поэтому будем общаться жестами.

    Воспитатели  и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами. 

    «Театр теней».

    Воспитатель:  Дети обращали ли вы внимание  на то, как в яркий солнечный  день за вами неотступно следует  собственная тень, в точности  повторяя, копируя ваши действия. Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начнем!

    Совместно  с взрослым дети молча передвигаются  по комнате, смотрят друг на  друга, здороваются за руку. Затем  по его примеру из воображаемых  кубиков строят башню.  [6]

    «Ожившие  игрушки».

    Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и престаете свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все ваши действия выполняются молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

    По окончанию  игры дети по просьбе воспитателя рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.

    Заканчивать  игру нужно в тот момент, когда  педагог замечает, что дети устали, отступают от правил. Тогда, собрав всех вокруг себя в хоровод и сообщив, что игра окончена, взрослый предлагает попрощаться, в виде какого-либо ритуала (например, протягивает детям руку, или сами дети мягко дотрагиваются до плеча соседа). Ритуалом можно заканчивать каждое занятие. [13]

 

 

 

   

 

 

2.2.  Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности

   

Экспериментальной базой  нашего исследования является МДОУ № 50 «Золотая Рыбка» г. Арзамаса, дети старшей группы. В ходе исследования на нас обратили внимание четыре ребенка, с которыми мы и стали проводить обследование.

  1. Аня А. 6,5 лет
  2. Карим А. 6 лет
  3. Лера В. 6 лет
  4. Денис М. 6 лет

    Целью нашего исследования является выявление представлений детей об эмоциях и эмоциональных состояниях.  Для выявления представлений об эмоциональных состояниях мы использовали диагностико-развивающую игру «Поговорим о настроении». Метод исследования построен на том, чтобы дети называли известные им эмоциональные состояния, показывали изображения людей. В  заключении  предлагают  поработать  в  альбомах  «Радуга  настроений».  Создать  рисунки  на  темы:  «Радостное  настроение»,  «Мне  грустно»,  «Что  меня  удивляет». В процессе работы детям были предложены листы бумаги и акварельные краски. Детям был предоставлен методический кабинет, где была создана спокойная и благоприятная атмосфера для работы детей.

    В начале  игры бала проведена беседа, в  которой дети предлагали свои  варианты ответов. Дети называли  словосочетания, отражающие оттенки настроений (не очень злой, совсем не страшный, очень печальный, спокойный и др.); дифференцировали эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, поза, интонации голоса и др.); определяли причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, ситуаций, событий. Зачастую эмоциональное состояние детей связано с состоянием другого человека. Дети пытались проявлять сочувствие, со-радование к своим сверстникам. Дети очень глубоко чувствовали переживания и внутреннее состояние других детей.

1. Аня А. 6,5 лет

    На рисунке изображена двойственность эмоционального состояния. На лицах ярко прослеживается с одной стороны грустное, обиженное состояние, проявление горя, с другой – радость, счастье. Хорошо изображены выражение глаз, движение губ. Были использованы как теплые оттенки цветов (желтые и красные), так и холодные (синие, коричневые) и нейтральный (белый). Что может сказать о хорошем представлении оттенков настроений и состояний.

    2. Карим А. 6 лет

    По данному рисунку можно судить, что эмоциональное состояние меняется на протяжении всего процесса деятельности. Но в большинстве присутствуют яркие и теплые оттенки настроения. Можно сказать, что эмоциональное состояние изменчиво и непостоянно, способно переходить из одного состояния в другое. Но в любом случае присутствуют положительные эмоции.

    3.Лера В. 6 лет

    Прослеживается четкое выражение всех черт лица (глаз, бровей, рта). В данном рисунке большое внимание уделяются мимике и выражению глаз. Состояния радости, удивления и озабоченности. В рисунке четко прослеживаются линии, изгибы, наклоны, губ, глаз, бровей. Краски использованы теплых тонов, что свидетельствует о гармоничном состоянии, о хорошем представлении ребенка о положительных эмоциях и проявлении их в изгибах, линиях.

  1. Денис М. 6 лет

    На рисунке  изображено внутреннее волнение  ребенка, что-то переживает и  чего-то ждет. Прослеживается внутренняя  борьба желаемого и недосягаемого.  Ребенок находится в ожидании  чего-то долгожданного, что вот-вот  сбудется, разрешится борьба и наступит долгожданная радость от долгого ожидания. Поэтому было использовано два основных цвета синий (холодный оттенок) и желтый (теплый оттенок), что символизирует внутреннюю борьбу ребенка, его тревожность и ожидание итога.

    Полученные результаты показали, что обследуемые нами дети обладают достаточно хорошими представлениями об эмоциях  и эмоциональных состояниях, согласно возрастным особенностям. Каждый из участвующих понимает и может охарактеризовать, показать свое внутреннее эмоциональное состояние. Дети без труда называют и показывают эмоциональные состояния, изменяют интонацию голоса, позы, мимику, словосочетания, отражающие оттенки настроений.

    На основе полученных данных нельзя утверждать о тех или иных особенностях психики ребенка. Мы можем выявить причину того или иного эмоционального состояния, постараться помочь ребенку развивать и углублять представления об эмоциях, при помощи определенных специально направленных упражнений. При работе с ребенком нужно учитывать все психофизиологические особенности возраста, особенности развития ребенка в процессе игры и психологический климат семьи.

    Нами был  преложен детям сюжет игры-драматизации. Цель: проследить, как в процессе игры у детей развиваются и проявляются эмоции.

    Разыгрывается сцена, где от ребенка требуется пожертвовать страстно желаемой поездкой в автомобиле ради спасения больного малыша.

    Фея награждает  Босоножку – Оксану поездкой  в автомобиле. Оксана подходит  к автомобилю и быстро заносит  в него ногу. Появляется Рукодельница с больным малышом. Фея объясняет, как можно спасти плачущего малыша.

    Фея (обращаясь  к Босоножке и Рукодельнице): один  путь – в этом автомобиле, но  он уже принадлежит Босоножке.  Оксана молча отрицательно трясет  головой, вся насторожилась, приготовилась садиться в машину.

    Рукодельница  умоляюще смотрит на Оксану, с трудом ей удается поймать взгляд девочки, та сразу отворачивается.

    Рукодельница: Дорогая Босоножка, может ты откажешься?

    Босоножка  - Оксана (очень вежливо): Если можно, я отвезу вас туда сама.

    Когда оказывается,  что нельзя, Босоножка – Оксана  с удивительной избирательностью  находит все новые варианты  спасения малыша. Рукодельница и  Фея очень долго упрашивают  ее спасти малыша. Рукодельница  говорит, что малыш погибнет.

    Рукодельница (в полном отчаянии):  Босоножка,  дорогая, но почему ты отворачиваешься… (Пауза). Ты ведь такая добрая… (Огорченно). Может ты откажешься от автомобиля? (Умоляюще). Ну, ответь, пожалуйста.

    Босоножка  – Оксана: Я вам дам из цветка воды, она должна быть очень-очень сильная.

    Рукодельница (удивленно): Волшебная, ты думаешь?

    Босоножка  – Оксана (радостно): Да!

    Фея: Да, эта  вода очень сильная, но и  она не поможет малышу. Он не  просто болен, его заколдовала  злая волшебница. Со злой колдуньей ничего нельзя сделать. Но малыш должен выздороветь, а спасти его может только вода в том живом ручье.

      Рукодельница (почти плачет): Может, ты откажешься, дорогая  Босоножка, от своей поездки и дашь мне с малышом поехать? Или же мне с больным малышом идти домой, и он тогда, конечно же, погибнет? (длительная пауза)

    Босоножка  – Оксана (задумалась, тонким голосом): Я не знаю (разводит руками), ей  стало страшно, что может погибнуть  малыш. Я согласна.

    Фея и Рукодельница (обнимаются, радуются): Спасибо тебе Босоножка. Мы успеем спасти малыша! (улыбаются)

    Рукодельница  поехала к «живому» ручью. Малыш  спасен! (все радуются)

    Фея, Рукодельница и Босоножка – Оксана (счастливы) устроили праздник по поводу выздоровления малыша!

 

 

   Выводы:

    Босоножка  – Оксана, узнав, что малыш  поправился, стала весело смеяться, была довольна своим поступком.

    Девочка не  только играла, но и очень сильно  переживала. По окончанию игры  она сказала: «Ведь это мог  быть и мой братик!» Потом  она задумалась, ни с кем не разговаривала, обычную веселость и общительность девочка не проявляла. Мы выяснили причину такого поведения. Оказалось, что девочка боялась, что может погибнуть малыш. Оксана поняла серьезность и важность своего поступка.

    Все остальные дети, которые принимали участие в качестве зрителей, тоже выражали свои эмоции и переживания. Можно было наблюдать, как дети радуются и переживают вместе с героями. Дети с интересом и наблюдательностью следили за ходом игры.

    Таким образом,  игра позволяет ребенку сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. Именно игра позволяет развивать социальные и нравственные чувства, эмоции, осознание эмоционального состояния. В ходе игры у ребенка развиваются не только простые эмоции (радость, горе, обида, удивление и т.д.), но и сложные формы чувств и эмоций (сочувствие, сорадование, сопереживание, отзывчивость и т.д.). Игра является лучшей формой организации эмоционального поведения. Игра ребенка всегда эмоциональна, она будит в нем сильные и яркие чувства, но она же учит детей не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и ее конечной целью.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по  II  главе.

    Игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, именно она позволяет углублять, расширять и развивать эмоциональный опыт ребенка.

    Важно повышать интерес детей к игровой деятельности, стараться, как можно, больше проводить развивающие упражнения, т.к. именно практическая деятельность способствует развитию эмоциональной сферы. Практическая деятельность ребенка позволяет раскрыть все его стороны: его отношение к окружающим, внутренний мир, взаимоотношения со сверстниками.

Информация о работе Развитие эмоций в процессе игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста