Развитие эмоций в процессе игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить особенности развития эмоций у детей в процессе игровой деятельности.
Объект: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: Развитие эмоций детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Игровая деятельность будет выступать в качестве средства эмоционального развития детей дошкольного возраста, если она вызывает положительный эмоциональный отклик у детей; элементы игры включаются в различные виды деятельности дошкольника.

Содержание

Введение…………..……………………..…………...............................................3
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
1.1. Развитие эмоциональной сферы ребенка в зарубежной и отечественной науке…………….……………………….……………………………….………..6
1.2. Игра как средство развития эмоций у дошкольника……………..……......12
Выводы по I главе………………………………………………...................19
Глава II Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Характеристика игр на развитие эмоций у дошкольника………………………………………………..…………….……..20
2.2. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности ……………………………………………………………………………………27
Выводы по II главе………………………………....……………………….32 Заключение……………………..…………………...………………………...33
Литература……………………..……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

    При этом  необходимо делать опору на возрастные особенности и сенситивные периоды дошкольного детства, т.е. учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры и т.п.). Специально подобранные развивающие игры позволяют расширить эмоциональный словарь ребенка и пополняет его опыт.

    Результаты  нашего обследования показали, что именно игра позволяет развивать социальные и нравственные чувства, эмоции, осознание эмоционального состояния. В ходе игры у ребенка развиваются простые эмоции (радость, горе, обида, удивление и т.д.) и сложные формы чувств и эмоций (сочувствие, сорадование, сопереживание, отзывчивость и т.д.). Игра является лучшей формой организации эмоционального поведения. Игра ребенка всегда эмоциональна, она будит в нем сильные и яркие чувства. Она  учит детей не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и ее конечной целью.

    Таким образом, эмоциональное развитие происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности – игры.

 

 

 

Заключение.

    На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

    - Эмоциональное  развитие дошкольника является  одним из существенных условий,  обеспечивающих эффективность процесса  обучения и воспитания, его различных  сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

    Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные  ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника.

    - Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности. Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации.  

    - Значительная роль в развитии и воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника принадлежит семье. В семье естественным образом создаются условия для доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка. Хорошо зная их, родители могут целенаправленно и наиболее безболезненно направлять действия и поступки малыша в русло воспитания у него отзывчивости, гуманности, щедрости, чуткости – качеств социально важных и актуальных.  

    Нами были:

- изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;

- выявлен уровень эмоционального  развития детей старшего дошкольного  возраста в процессе игровой деятельности

- изучены  представления детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.  Бреслав  Г.М.  Эмоциональные  особенности   формирования  личности  в  детсте:  Норма и отклонения.  -  М.:  Педагогика,  1990  -  с. 144

2. Выготский Л.С.  Педагогическая  психология / Под ред.  В.В.  Давыдова.  -  М.:  Педагогика  -  Пресс,  1999  - с. 536

3. Горький А.М. О  молодежи. 1949 с. 244

4.   Джемс  У.  Психология. / Под  ред.  Л.А.  Петровской. - М.:  Педагогика,  1991.  - с. 368 

5. Ежкова Н. Развитие эмоций у детей. Дошкольное воспитание №4 2003 с.24

6.  Дошкольное  воспитание.     № 6 – 2006 с. 128 Т. Бабаева О социально-эмоциональном развитии дошкольников.

7.  Дошкольное  воспитание.    №  1 – 2005 с. 128 Т. Балакерева Эмоции и дети.

8.  Жуковская Р.И.  Игра и ее педагогическое значение. М.:  Педагогика,   1975г.,  с. 112

9.  Запарожец  А.В.  Избранные  психологические  труды:  В 2-х т.  Т. 1  Психическое развитие  ребенка.  -  М.:  Педагогика,  1986  -  с. 320

10. Запарожец  А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.:  Просвещение.  1985  -  с. 240

11. Игра и ее развивающие возможности. Битянова М. \\ Школьный психолог. – 2004, № 38. с. 32

12. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Выготский Л.С.  \\ Вопросы психологии. – 1996. № 6. с. 106

13. Игра в дошкольном возрасте. Кравцова Е.Е. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. № 2 (6), с. 90

14.  Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстнику. Смирнова Е., Холмогорова В. //  Дошкольное  воспитание.    №  8 2003, с. 120

15.  Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980, с. 440

16.  Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти т. Под ред. Н.К. Гончарова и др.  Т 6 Дошкольное  воспитание. – Вопросы семейного воспитания и быта. М.: Академия педагогических наук. РСФСР. 1959, 360 с.

17.  Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для уч-ся пед. Училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение.   1986 – с. 336 

18.  Кряжева Н.Л.  Развитие  эмоционального  мира  детей.  Популярное  пособие  для родителей  и  педагогов  //  Кряжева Н.Л.  -  Ярославль:  Академия  развития,  1996.  -  с.  208.

19. Марасанов  Г.  Эмоциональный  градусник:  Игровой  тренинг  особенностей  воспитания.  / Школ.  Психолог.  Газета.  Издат.  дома  «Первое сентября» -  2004,  № 35.  с.  60

20.  Менджерицкая Д.В. Воспитатель о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада. \ Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение.   1982 – с. 128  ил.

21.  Моторное  и  эмоциональное развитие  ребенка:  перевод с фр.  -  М.:  ЭКСМО.  2005.  -  с.  286  /  Настольная  книга молодой мамы.  

22.  Общая характеристика развития эмоционально – нравственной сферы дошкольника // Практикум по возрастной психологии СП-б 2002, с. 267

23. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Ред. кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 – с. 528

24.  Понимание эмоций детьми дошкольного возраста / О.А. Прусакова, Е.А. Сергиенко // Вопросы психологии. 2006. № 4. с. 60

25.  Развитие  эмоций  в  совместной  с  педагогом  деятельности. Ежкова Н.  // Дошкольное  воспитание.  2003  №  1.  - с. 110 

26. Развитие игровой  деятельности. Федотова Н. //  Дошкольное  воспитание.  2003  №  5.  - с. 129 

27. Развитие социальных  эмоций у детей дошкольного  возраста: Психологические исследования / Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З.  Неверович. Научн. исслед. ин-т  дош-го восп-я. Акад. пед. наук. СССР. М.: Педагогика, 1986 – с. 176   

28. Семья и школа.  Журнал для родителей. 1998. № 3 – с. 72

29. Специальная  дошкольная  педагогика:  Учеб.  пособие.  /  Е.А.  Стребелева,  А.Л.  Венгер,  Е.А.  Екжанова  и  др.  Под  ред.  Е.А.  Стребелевой.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2001.  с.  312.

30. Урунтаева Г.А. Дошкольная  психология: Учеб. пособиедля студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е  изд., - М.: Издательский центр «Академия», 1988. – с. 244

30. Школьный психолог. Издат-го дома «Первое сентября», 2004  № 35, 60 с.

31. Школьный психолог. Издат-го дома «Первое сентября», 2004 № 5. с. 51

32. Щербакова Е.И. Формирование  взаимоотношений детей 3-5 лет  в игре: Учеб. пособие по спец. курсу для ст-ов пед. ин-тов  по спец. 2110. – М .: Просвещение, 1984 – с. 80 ил.

33. Эмоциональное  развитие  дошкольника:  Пособие  для  воспитателей  дет.  сада.  /  Запарожец  А.В.,  Неверович  Я.З.,  А.Д.  Кошелева  и  др.:  Под  ред. А.Д.  Кошелевой  -  М.:  Просвещение,  1985  -  с.  176.

34. Яновская М.Г. Эмоциональные  аспекты нравственного воспитания: Кн. Для учителя. -   М.: Просвещение, 1986 – с. 160




Информация о работе Развитие эмоций в процессе игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста