Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:35, курсовая работа
Цель: Изучить особенности развития эмоций у детей в процессе игровой деятельности.
Объект: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: Развитие эмоций детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: Игровая деятельность будет выступать в качестве средства эмоционального развития детей дошкольного возраста, если она вызывает положительный эмоциональный отклик у детей; элементы игры включаются в различные виды деятельности дошкольника.
Введение…………..……………………..…………...............................................3
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
1.1. Развитие эмоциональной сферы ребенка в зарубежной и отечественной науке…………….……………………….……………………………….………..6
1.2. Игра как средство развития эмоций у дошкольника……………..……......12
Выводы по I главе………………………………………………...................19
Глава II Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Характеристика игр на развитие эмоций у дошкольника………………………………………………..…………….……..20
2.2. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности ……………………………………………………………………………………27
Выводы по II главе………………………………....……………………….32 Заключение……………………..…………………...………………………...33
Литература……………………..……
При этом необходимо делать опору на возрастные особенности и сенситивные периоды дошкольного детства, т.е. учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры и т.п.). Специально подобранные развивающие игры позволяют расширить эмоциональный словарь ребенка и пополняет его опыт.
Результаты нашего обследования показали, что именно игра позволяет развивать социальные и нравственные чувства, эмоции, осознание эмоционального состояния. В ходе игры у ребенка развиваются простые эмоции (радость, горе, обида, удивление и т.д.) и сложные формы чувств и эмоций (сочувствие, сорадование, сопереживание, отзывчивость и т.д.). Игра является лучшей формой организации эмоционального поведения. Игра ребенка всегда эмоциональна, она будит в нем сильные и яркие чувства. Она учит детей не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и ее конечной целью.
Таким образом, эмоциональное развитие происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности – игры.
Заключение.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- Эмоциональное
развитие дошкольника является
одним из существенных условий,
Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника.
- Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности. Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации.
- Значительная роль в развитии и воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника принадлежит семье. В семье естественным образом создаются условия для доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка. Хорошо зная их, родители могут целенаправленно и наиболее безболезненно направлять действия и поступки малыша в русло воспитания у него отзывчивости, гуманности, щедрости, чуткости – качеств социально важных и актуальных.
Нами были:
- изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;
- выявлен уровень
- изучены представления детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и эмоциональных состояниях в процессе игровой деятельности
Литература:
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детсте: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990 - с. 144
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999 - с. 536
3. Горький А.М. О молодежи. 1949 с. 244
4. Джемс У. Психология. / Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - с. 368
5. Ежкова Н. Развитие эмоций у детей. Дошкольное воспитание №4 2003 с.24
6. Дошкольное воспитание. № 6 – 2006 с. 128 Т. Бабаева О социально-эмоциональном развитии дошкольников.
7. Дошкольное воспитание. № 1 – 2005 с. 128 Т. Балакерева Эмоции и дети.
8. Жуковская Р.И.
Игра и ее педагогическое
9. Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986 - с. 320
10. Запарожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение. 1985 - с. 240
11. Игра и ее развивающие возможности. Битянова М. \\ Школьный психолог. – 2004, № 38. с. 32
12. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Выготский Л.С. \\ Вопросы психологии. – 1996. № 6. с. 106
13. Игра в дошкольном возрасте. Кравцова Е.Е. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. № 2 (6), с. 90
14. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстнику. Смирнова Е., Холмогорова В. // Дошкольное воспитание. № 8 2003, с. 120
15. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980, с. 440
16. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти т. Под ред. Н.К. Гончарова и др. Т 6 Дошкольное воспитание. – Вопросы семейного воспитания и быта. М.: Академия педагогических наук. РСФСР. 1959, 360 с.
17. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для уч-ся пед. Училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение. 1986 – с. 336
18. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов // Кряжева Н.Л. - Ярославль: Академия развития, 1996. - с. 208.
19. Марасанов Г. Эмоциональный градусник: Игровой тренинг особенностей воспитания. / Школ. Психолог. Газета. Издат. дома «Первое сентября» - 2004, № 35. с. 60
20. Менджерицкая Д.В. Воспитатель о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада. \ Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение. 1982 – с. 128 ил.
21. Моторное и эмоциональное развитие ребенка: перевод с фр. - М.: ЭКСМО. 2005. - с. 286 / Настольная книга молодой мамы.
22. Общая характеристика развития эмоционально – нравственной сферы дошкольника // Практикум по возрастной психологии СП-б 2002, с. 267
23. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Ред. кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 – с. 528
24. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста / О.А. Прусакова, Е.А. Сергиенко // Вопросы психологии. 2006. № 4. с. 60
25. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности. Ежкова Н. // Дошкольное воспитание. 2003 № 1. - с. 110
26. Развитие игровой деятельности. Федотова Н. // Дошкольное воспитание. 2003 № 5. - с. 129
27. Развитие социальных
эмоций у детей дошкольного
возраста: Психологические исследования
/ Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З.
28. Семья и школа. Журнал для родителей. 1998. № 3 – с. 72
29. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие. / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. с. 312.
30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособиедля студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 1988. – с. 244
30. Школьный психолог. Издат-го дома «Первое сентября», 2004 № 35, 60 с.
31. Школьный психолог. Издат-го дома «Первое сентября», 2004 № 5. с. 51
32. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учеб. пособие по спец. курсу для ст-ов пед. ин-тов по спец. 2110. – М .: Просвещение, 1984 – с. 80 ил.
33. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. / Запарожец А.В., Неверович Я.З., А.Д. Кошелева и др.: Под ред. А.Д. Кошелевой - М.: Просвещение, 1985 - с. 176.
34. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1986 – с. 160