Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 00:14, курсовая работа
Семейный кризис - это состояние семейной системы, которое характеризуется на¬рушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привыч¬ных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Психологи выделяют два типа кризисов: нормативный и ненормативный кризисы. Нормативный кризис является переходным моментом между стадиями жизненного цикла, к нему относят кризис принятия на себя супружеских обязательств, кризис освоения супругами новых социальных ролей, кризис включения детей во внешние социальные структуры, кризис принятия факта о том, что ребёнок вступает в подростковый период, кризис семьи в котором ребёнок покидает дом, повторный брак.
Введение.
Семейный кризис - это состояние семейной системы, которое характеризуется нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Психологи выделяют два типа кризисов: нормативный и ненормативный кризисы. Нормативный кризис является переходным моментом между стадиями жизненного цикла, к нему относят кризис принятия на себя супружеских обязательств, кризис освоения супругами новых социальных ролей, кризис включения детей во внешние социальные структуры, кризис принятия факта о том, что ребёнок вступает в подростковый период, кризис семьи в котором ребёнок покидает дом, повторный брак. В отличие от нормативного, ненормативный кризис неизгладимо влияет на стабильность семейной системы и может возникнуть независимо от стадии жизненного цикла семьи. К этому кризису принято относить измену, развод, инцест, тяжёлую болезнь и смерть члена семьи.
В бывших странах советского союза психологическая помощь людям в ситуации развода ещё недавно считалась не актуальной, поскольку развод не был характерен для советского образа жизни. Что же касается настоящего времени то психологи активно обсуждают какие методы консультирования более эффективны для людей переживающих развод. Как показывает опыт зарубежных коллег, люди переживающие развод нуждаются не только в помощи на психологическом уровне, но и на социальном, материальном, физическом и др. Несмотря на значительную теоретическую и практическую разработанность проблемы развода, многие аспекты данной проблемы еще не раскрыты в полной мере.
Развод относится к категории потери, и с этой позиции работа с разведёнными партнёрами сходна с той, которая ведётся с людьми, переживающими утрату. Психологическая помощь может принимать такие формы как индивидуальное консультирование, супружеское консультирование, групповая терапия для разводящихся супругов и детей, семейное консультирование. Зачастую на консультирование приходит тот супруг, который остался в одиночестве. Изменение жизненных ожиданий и планов, семейной структуры и семейных ролей, решение материальных и юридических проблем – любой из этих вопросов может стать темой для блока в консультирования. Специалист, работающий с разводящимися супругами, должен быть хорошо осведомлен в области юридических аспектов. Основными тенденциями психотерапии в ситуации развода являются, во-первых, работа специалиста с человеком, обратившимся за помощью, и, во-вторых – с «расширенной семьей», которая может включать не только его родственников, но и знакомых, друзей. Вторая тенденция важна не менее первой поскольку надежные социальные отношения между членами семьи, родственниками, подругами оказывают позитивное влияние на психическое самочувствие и здоровье человека, который обратился за помощью. Во время развода «покинутый» супруг начинает испытывать к себе жалость, появляется чувство беспомощности, отчаяния, злости. Самым сложным периодом развода для супругов является постразводный период. На стадии данного периода человек испытывает чувство одиночества которое может вызвать такие тяжёлые последствия как депрессия, неврозы и различные нарушения в поведении. На этой возможно применение таких терапий как индивидуальная терапия, или групповая терапия для одиноких. Крайне важно на этой стадии что бы человек не «ушёл в себя». На донном этапе основными задачами психологической помощи супругам являются следующие: уничтожить образ «невосполнимой утраты»; стабилизировать эмоциональное состояние супругов, помочь преодолеть чувство тревоги, страха, безысходности. Оптимальная помощь психолога может помочь наладить семейное благополучие семьям, находящимся на грани развода.
В настоящий момент в нашей стране остро стоит проблема развода. Развод является одним из наиболее неблагоприятных явлений для демографии страны. По данным БЕЛСТАТ «рисунок 1» в январе-марте 2014 г. на 1 000 браков приходилось 587 разводов, в январе-марте 2013 г. – 530 разводов (смотреть приложение 1) [7]. Из приведённых данных мы видим, что количество разводов увеличивается. Как показывает практика, если раньше дети являлись вязким поводом для сохранения брака, то сейчас супругов не останавливает наличие детей для того, что бы сохранить семью. Большинство супругов не задумаются над тем, какие последствия может нести за собой развод как для ребёнка, так и для самих супругов. Зачастую дети после развода воспитываются только матерью. Жизнь таких детей существенно отличается от жизни детей в полной семье. Мать, с которой остался ребёнок, старается компенсировать отсутствие отца, не понимая того, что невозможно совместить в себе сразу две позиции – материнскую и отцовскую. Такие специфические условия жизни ребёнка будут отражаться на его психических особенностях в течении всей жизни. Но существует и другое мнение, которое гласит о том, что со временем происходит сглаживание и психическое состояние ребёнка нормализуется. Развод является кризисом, переживаемым не только на уровне супружеской подсистемы, но и на уровне расширенной семьи.
Одной из серьёзных проблем с которыми сталкиваются разведённые супруги, помимо психологических, является стабилизация финансово-экономического положения. В основном это касается родителя с которым остались дети. Помимо этого родитель, с которым остался ребёнок, должен научиться справляться с множеством ролей, которые раньше распределялись между супругами, но это практически невозможно, поскольку невозможно реализовать в себе обе родительские позиции одновременно. Как показывает статистика в основном после развода дети остаются с матерью. Ряд исследователей отмечают, что такие специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Факт развода родителей вызывает у ребёнка такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.
Ситуация которая происходит не только в нашей стране, но и во всём мире заставляет задуматься о том, что же подталкивает супругов пойти на такой отчаянный шаг. В настоящее время люди всё чаще начинают обращаться за специализированной помощью к психологам. Поэтому основной задачей психолога является точная диагностика пациента и специализированная помощь, которая важна как в период конфликтной ситуации в семье, так и на стадии развода.
Цель работы: изучить особенности взаимодействия супругов переживающих развод.
Задачи:
Объект исследования – развод.
Предмет исследования – развод, как ненормативный семейный кризис.
Методологической основой исследования послужили основные принципы отечественной и зарубежной психологии; труды, отражающие характер взаимодействия супругов таких авторов как Б.Ф. Скинер, А. Бандура, Д. Роттер, Г. Келли, Д. Тибо, А.Н. Волкова, Т.М. Трапезниковой, Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстикис, В.И. Слепкова, В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова, .С. Кочарян, Г.С. Кочарян, А.В. Киричук, В. Д. Дружинин, М. Боуэн, К.Роджерс, В.А. Сысенко.
Глава 1. РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВОДА КАК НЕНОРМАТИВНОГО СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Семья – это малая социальная группа, состоящая из людей, связанных узами родства и/или супружества[6]. Семья является источником социального и экономического развития общества. Основной функцией семьи является воспитание детей. Семейное воспитание является важнейшим воспитанием, поскольку «проводником» данного воспитания является любовь к детям, которая вызывает ответные чувства у детей.
В обществе семья рассматривается с точки зрения нравственных ценностей. Однако понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. [4, с. 15]. Решающая роль в формировании личности зависит от воспитания и психологического климата в семье. Психологами было установлено, что отношения в семье оказывают влияние и на дальнейшую жизни индивида.
Семейные проблемы на прямую связаны с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам и неврозам.
Основной причиной нарушения семейных отношений В. Д. Дружинин [4, с. 11] считает проявление у одного или обоих супругов «потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье».
Показателями кризиса семьи являются: снижение рождаемости, высокий показатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, высокая младенческая и материнская смертность, широкое распространение альтернативных форм брака, рост числа социальных сирот, алкоголизация и распространение наркомании и тяжёлых заболеваний[8, c. 12].
Распад эмоциональных отношений это тяжёлое переживание, которое оказывает серьезное деструктивное воздействие на психическое и соматическое состояние индивида. Не вызывает сомнения связь между дезорганизацией отношений в семье, с одной стороны, и психическими и эмоциональными расстройствами – с другой. Развод и распад эмоциональных отношений – взаимосвязанные, но не совпадающие по содержанию процессы. Распад эмоциональных отношений в паре это длительный акт. Тем не менее процесс распада не есть патология развития эмоциональных отношений, он не обязательно направлен на разрыв, напротив наравне с прекращением отношений партнёры всё время рассматривают возможности их перестройки и сохранения.
Развод – это предусмотренное законом расторжение брака[5, c. 12]. Развод является ненормативным кризисом жизненного цикла семьи. Для супругов и детей развод выступает источником возникновения психической травмы. С точки зрения психологии, развод это результат изменения баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. Развод является болезненной ситуацией, которая сопровождается разочарованием и развивающимся недоверием к людям. Разводы увеличивают количество неполноценных семей. В таких семьях создается специфическая система отношений между родителем и ребёнком, формируются образцы поведения, которые представляют собой альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Выделяют три фазы развода: предразводная, фаза юридического оформления развода, постразводная.
Принято выделять такие причины разводов как: укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины; отсутствие негативных стереотипов у разведённых; освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков; рост продолжительности жизни; усиление миграционных процессов; снижение влияния родителей на выбор супруга; ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнёру, выбранному по любви. К. Витакер утверждает что если существует какой-то один фактор, предопределяющий развод, то это скорее всего, недостаточно сформированное ощущение себя независимой личностью. Причинами развода могут быть не только напряжённость отношений и тревожность в определённые кризисные периоды, но также и много других, как психологических, так и иных проблем[8, c. 90].
Последствия развода во многом зависят от поведения супругов в разводной ситуации. Валлерстайн [8, c. 91] выделяет три наиболее типичные формы поведения: воинственную (вернуть супруга любой ценой), обострение позитивных чувств к партнёру (поиск вариантов удержания партнёра), реалистичную ( принятие ситуации, сохранение как минимум отношений родительства). Социальные последствия развода: 1)снижение рождаемости; 2)ухудшение условий семейного воспитания; 3)падение производительности труда; 4) ухудшение показателей здоровья; 5)увеличение смертности; 6)рост алкоголизации; 7)увеличение суицидальных попыток; 8) увеличение риска психических заболеваний.
Когда родители разводятся, то сложившиеся негативное отношение между родителями становится препятствием к полноценному участию отца (как правило) в воспитании детей. В разведённой семье воспитание и вся система отношений матери с детьми эмоционально насыщены. При этом в поведении матери, касающемся её взаимоотношений с детьми, наблюдаются две крайности. Одной из них выступает применение жёстких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обуславливается подобное отношение тем, что мать ревниво относится к встречам ребёнка с отцом. Вторая крайность в поведении матери после развода заключается в том, что она стремится своим влиянием компенсировать то, что, по её мнению, дети недополучают из-за отсутствие отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию, что способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, поддающейся внешним влияниям личности[9, c. 72]. Однако учёные отмечают и положительную сторону в воспитании ребёнка матерью. Такой ребёнок, как правило, взрослеет раньше, чем ребёнок в полной семье. Но быстрое взросление возможно только у детей, чьи психологические потребности в первых трёх кругах (потребность в заботе, в учении и эмоциональном самоутверждении) на соответствующих этапах развития ребёнка нашли полное удовлетворение.
Как показывают исследования, в течении первого года после развода родителей дети демонстрируют требовательное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношении со сверстниками и взрослыми, в отличии от детей из полноценных семей. Последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. В течении первого года развода мальчики становятся неуправляемым, агрессивными, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тревожность, инфантильны. На следующий год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться. Однако это происходит только в тех семьях, где оба родителя адекватно ведут себя в данной ситуации.
Информация о работе Развод как ненормативный семейный кризис