Развод как ненормативный семейный кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Семейный кризис - это состояние семейной системы, которое характеризуется на¬рушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привыч¬ных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Психологи выделяют два типа кризисов: нормативный и ненормативный кризисы. Нормативный кризис является переходным моментом между стадиями жизненного цикла, к нему относят кризис принятия на себя супружеских обязательств, кризис освоения супругами новых социальных ролей, кризис включения детей во внешние социальные структуры, кризис принятия факта о том, что ребёнок вступает в подростковый период, кризис семьи в котором ребёнок покидает дом, повторный брак.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!курсавая .docx

— 77.21 Кб (Скачать файл)

Супружеские отношения К.Роджерс относит к разряду длительных значимых интимных отношений. В идеальном варианте брачные отношения благотворно влияют на личностный рост каждого из супругов. К. Роджерс [7, 61] выделили четыре элемента благодаря которым развивается успешный брак.

  1. Супружесво является постоянно поддерживающим процессом взаимоотношений
  2. Основным процессом в супружеской паре является открытое общение.
  3. Отказ от построения отношений супружеский отношений в соответствии с социальными ролями.
  4. Каждый из супругов должен быть собой раскрывая свою подлинную, неповторимость личности
  5. Все перечисленные выше четыре элемента представляют собой идеал для супружеских отношений.

За частую в семейных отношениях люди избегают обнаружения негативных чувств, поскольку бояться разрушить отношения в семье. По мнению К.Роджерса необходимо выражать негативные эмоции когда они возникают. Если же человек копит все свои чувства в себе, они накапливаются  пока не достигнут критической точки, после чего он может взорваться или уйти в депрессию. Оставаясь самим собой человек таки образом позволяет другим членам семьи иметь свои собственные мысли и чувства, он  не оказывать давление на других и не пытается заставить супруга или детей иметь идентичные чувства, тем самым позволяя другому быть самим собой.

В.А. Сысенко [12, c. 99] писал о том, что из-за эгоистических черт характеров супруги, сконцентрированы на своем «Я» — что приводит к дестабилизации брачной жизни. Эгоизм и эгоцентризм супругов влечёт за собой развод. Самый распространённый источник неудовлетворенности супружеской жизнью является сопоставление между идеальными представлениями и реальными взаимоотношениями супругов.

Основное количество разводов происходит в период — «совсем молодых браков» — (от 0 до 4 лет). В это время возникают трудности психологической адаптации, вхождения и роли, мужа и жены, распределения обязанностей в семье, проблемы ведения общего хозяйства. Напряженность увеличивается при появлении детей, жилищных и финансовых проблем. Не менее опасен период развода «молодых браков» (5-9 лет). В этот период в связи с рождением детей отношения между супругами становятся весьма напряженным, ограничивается отдых, досуг, возрастают нервная и физическая усталость, появляются финансовые проблемы семьи. Остро встает проблема лидерства в семье и разделения труда. На первые 9 лет совместной жизни приходятся 64,5% распадающихся браков. «Средние браки» (10—19 лет). В это время происходит стабилизация отношений. При неблагоприятной динамике отношений между супругами в результате ссор и конфликтов может появиться чувство вражды, ненависти. Доля разводов, попадающих на этот период, - 23,6%. «Пожилые браки» (свыше 20 лет). В это время происходит отделение детей от родителей. Процентное соотношение разводов в браках продолжительностью 20 лет и более — 11,6%. Как показывает исследование 40% разведённых больше не вступают в брак, в результате чего нарушается воспроизводительная функция семьи [12, c.147].

В.А. Сысенко [12, c. 46] выявил последствия высокой разводимости: а) большая часть разведенных людей длительное время не хотят вступать в повторный брак, значительная часть разведенных женщин, у которых остались детей, вовсе не вступает в брак; б) возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы расширенного воспроизводства населения; в) вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей; г) у детей растущих без отца увеличивается вероятность отклонений в поведения, что плохо влияет на их успеваемость; д) развод создает травмирующие ситуации, способные вызывать нервно-психические расстройства как у родителей, так и у детей; е) одиночество становится сложнейшей социально-психологической проблемой для миллионов людей.

В.А. Сысенко писал[12, c. 37]: «Парадоксальность ситуации заключается в том, что супруги, как правило, видят эгоизм своего партнера, но не видят собственный. При консультировании разводящихся супругов социологу, психологу или психотерапевту больше всего бросаются в глаза дефекты нравственного развития супругов, чрезмерная концентрация внимания и всей психической энергии на собственном «Я»». Супруги решаются на развод прежде всего из-за того, что перестали удовлетворять эмоционально-психологические потребности друг друга в следствии чего между ними наступило психологическое отчуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

Развод – это предусмотренное законом расторжение брака. Он является ненормативным кризисом семьи, который предусматривает официальное расторжение брака. С точки зрения психологии, развод это результат изменения баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. Для супругов и детей развод выступает источником возникновения психической травмы. Статистика показывает, что  в большинстве случаев дети остаются с матерью после развода. Существует два мнения о том как развод влияет на детей. Одни психологи считают что психологическая травма полученная в результате развода родителей останется на всю жизнь, другие считают что со временем травма исчезнет. В результате развода родителей дети зачастую демонстрируют агрессивное поведение со сверстниками, педагогами, родителями. В это время важно показать ребёнку что не он является причиной развода родителей, что родители любят его как прежде ни не оставят одного. Как выяснили психологи мальчики переживают развод хуже девочек, они становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль. Проблемы начинают уменьшаться после второго года после развода, но только если оба родителя адекватно ведут себя.

Мужчины переживают развод более болезно, нежели женщины. Так как в большей степени инициаторами разводов являются женщины.  Всего лишь 40% разведённых повторно вступают в брак, большенство из них мужчины. Но существует и положительная сторона развода. Многие разведённые супруги говорят о том, что после развода обрели свободу, право не жить с нелюбимым человеком, правом вступить в новый брак. Некоторые разведённые матери отмечают положительные стороны развода: отсутствие материальных, эмоциональных и физических трат на мужа и необходимость ухода за ним; свобода в распоряжении бюджетом, пусть и снизившимся; возможность свободно регулировать свою личную жизнь; общение с детьми.

Из-за эгоистических черт характера супруги, сконцентрированы только на своем «Я» — это приводит к дестабилизации брачной жизни. Эгоизм и эгоцентризм супругов влечёт за собой развод. Большинство супружеских пар решаются на развод прежде всего из-за того, что перестали удовлетворять эмоционально-психологические потребности друг друга в следствии чего между ними наступило психологическое отчуждение.

Для того чтобы не допустить развода необходимо быть откровенным и искренним в отношении самого себя, принимать другого человека как индивидуальную личность, стараться понимать человека. Не стоит копить негативные эмоции в себе, поскольку это может привести к депрессии.

Эмоциональные связи являются ведущими в семье. благополучие/неблагополучие семейной жизни определяется уровнем дифференциации личности и межличностных отношений в семье.

 

 

Глава 2 ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ РАЗВОДА КАК НЕНОРМАТИВНОГО СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА.

 2.1 Бихевиористическая теория семьи

Рассмотрим бихевиористическую теорию семьи. В настоящее время поведенческая семейная психотерапия является достаточно распространённым направлением психологической помощи в силу своей краткосрочности и доступности используемых методов решения семейных проблем. Основанием поведенческой теории семьи служат работы Б.Ф. Скинера, А. Бандуры, Д. Роттера, Д.Келли и др.

Теоретические положения поведенческой психологии имеют важное значение для понимания концепции семьи, которая лежит в основе бихевиоральной модели семейного консультирования и психотерапии[7, c. 43].

  1. Человек рассматривается как организм, который обладает приоритетным набором поведенческих реакций (Б.Ф. Скинер). Окружающая среда оказывает сильное влиянее на формирование, изменение и длительное  сохранение поведения. События, происходящие во внешней среде, инициируют, формируют и поддерживают определённое поведение отдельных субъектов.
  2. Различают два основных типа поведения: респондентное, как ответ на знакомый предшествующий ( антицедентный ) стимул или ситуацию, и опернтное, определяемое результатом, следующим за ним (Б.Ф.Скинер).
  3. Поведение контролируется как положительными, так и аверсивными стимулами, такими, как наказание и негативное подкрепление. Позитивное наказание имеет место, когда за той или иной поведенческой реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание состоит в том, что за реакцией следует устранение стимула.
  4. В теории социального научения А. Бандуры оперантное обусловливание сочетается с демонстрацией социального поведения. Основным принципом теории социального научения, кроме подкрепления, является моделирование (использование моделей), тайм-аут, угашение.
  5. Теоретическая основа для понимания супружеского конфликта представлена в теории социального обмена (Г. Келли, Д. Тибо). Согласно этой теории, каждый индивид стремится к получению максимального вознаграждения при минимальных затратах. Воздействие в паре считается удовлетворённым в той мере, в какой партнёры представляют друг другу вознаграждения, превышающие затраты, и неудовлетворительным если затраты преобладают над выгодами [9, с. 44].

Предметом исследования для бихевиористов служит поведение, оно является доступным наблюдению, то есть это то, что можно слушать и видеть. Поведение членов семьи оказывается основным фактором, через который можно понять особенности функционирования данной семьи.

Прошлое супругов не имеет особого значения для бехевиористов поскольку не объясняет это не объясняет взаимоотношения супружеской пары. Бихевиористы сосредоточены лишь на том, что происходит в настоящее время. Объектом для наблюдения является диадное взаимоотношение: муж – жена, родитель – ребёнок, в котором поведение одного члена семьи инициирует поведение другого.

Бехевиористы осуществляют контроль поведения через стимулы, которые предшествуют или следуют за ним. При дифференцированном подкреплении определеннее поступки и реакции поощряются, другие – игнорируются. Для того что бы в семье царило благополучие важно подкреплять поведение, которое необходимо. Важнейшее значение для развития здоровых отношений в семье имеет позитивное подкрепление, которое должно преобладать  над использованием аверсийных стимулов, особенно наказания (Б. Скинер)[9, c. 46].

Теория социального обмена, гласит о том, что хорошие отношения складываются тогда, когда во взаимодействии с другим членом семьи человек получает больше, чем даёт, т.е. когда «выигрыш» от межличностных отношений больше, чем его «цена (Г. Келли, Д. Тибо) [9, c. 45]. Но в семье нельзя всем постоянно извлекать одну только пользу, поскольку для гармонии в отношениях крайне важно соблюдать баланс между такими понятиями как «брать» и «давать», «выгодной» и «ценой». Это значит, что в полноценной и здоровой семье позитивные эмоции доминируют над негативными. В такой семье нет ни «эксплуататоров» ни «униженных», есть только понятие равного вклада и равной выгоды. Следует отметь интенсивную закономерность, которая была обнаружена  при проведении исследований: как оказалось, удовлетворённость в браке в большей степени зависит от  отсутствия взаимных фрустраций, нежели от обмена и частотой удовольствий,  которые супруги доставляют друг другу.

К важнейшим  признаком здоровой семьи Н. Якобсон и Г. Марголин [10, c. 33]относят способность семьи решать проблемы. Авторы указывают на то, что каждая семья сталкивается с трудностями, но здоровые отношения появляются лишь в тех семьях, где супруги обсуждают проблемы, намечать перспективы. Другими словами, супруги которые  владеют навыками коммуникации, имеют большее количество шансов для создания здоровой семьи, чем те супружеские пары, которые не способны решать проблемы в месте.

В теории социального научения семейную дисфункцию рассматривают как результат недостаточного использования позитивного подкрепления для членов семьи и недостаточного количества наказаний за поведение которое нежелательно. Бихевиористы считают, что основой семейных проблем служат  неэффективные паттерны подкрепления, которые присущи взаимодействию как между родителями и детьми, так и между супругами. Супружеский конфликт является неизбежным в том случае, когда один партнёр начинает контролировать поведение другого партнёра при помощи аверсийных стимулов. В целом же, возникновение супружеского конфликта возможно в результате использования аверсивного контроля, это происходит супруги обмениваются недостаточным количеством позитивных стимулов, в следствии чего из супругов начинает испытывать неудовлетворённость брачными отношениями.

Бихевиористический подход в супружеской терапии был основан на предположении о том, что когда возникают конфликтные состояния супруги владеют недостаточными навыками и умениями социального взаимодействия. Психотерапевты бихевиористической ориентации считают важным уделить особое внимание диадическому взаимодействию типа: мать – ребёнок, отец – ребёнок, муж – жена и т.д. Другими словами, основанием поведенческой семейной психотерапии являются два состовляющих: проблемное поведение детей и супружеский конфликт. Такая ориентация придаёт значение тому или тем членам семьи, от которых зависят последствия проблемного поведения. Для неё характерно общее, недетализированное описание поведения в терминах «удовольствие/неудовольствие», «удовлетворённость/неудовлетворённость» [9, c. 47].

 

2.2 Методы диагностики семьи

В работе с семьёй используются такие методы как: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Основные сложности в диагностической работе с конкретной супружеской парой, имеющей определённые проблемы, определяются сущностью семьи как малой социальной группы, это влечёт за собой специфику существования различного рода межличностных отношений. Вариативность данных напрямую зависит от состава семьи, поскольку каждый её член будет одновременно и объектом и субъектом семейного взаимодействия. Для психодиагноста так же представляет сложность комплексный и одновременно дифференцированный подход к семье в целом и к каждому из её членов в отдельности. Сама структура межличностных отношений в семье многообразна и в основном зависит от роли, отведённой каждому из членов семьи. Основной задачей диагностики является выделение этой особенности и выявление специфики осуществления  членами семьи [9, с. 133].

Так же на планирование психодиагностического исследования и способ интерпретации результатов влияют теоретические воззрения самого исследователя. А.Н. Волкова и Т.М. Трапезникова указывают, что «сбор информации предполагает наличие у консультанта определённой модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака ещё далека от завершённости. Это приводит к значительным расхождениям в методах и характере собираемой информации, её интерпретации и использовании»[9, c. 137]. Следовательно, является необходимым краткое обоснование выбора методик при планировании диагностического исследования супружеской пары.

Информация о работе Развод как ненормативный семейный кризис