Развод как ненормативный семейный кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Семейный кризис - это состояние семейной системы, которое характеризуется на¬рушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привыч¬ных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Психологи выделяют два типа кризисов: нормативный и ненормативный кризисы. Нормативный кризис является переходным моментом между стадиями жизненного цикла, к нему относят кризис принятия на себя супружеских обязательств, кризис освоения супругами новых социальных ролей, кризис включения детей во внешние социальные структуры, кризис принятия факта о том, что ребёнок вступает в подростковый период, кризис семьи в котором ребёнок покидает дом, повторный брак.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!курсавая .docx

— 77.21 Кб (Скачать файл)

Раньше считалось что женщины переживают развод болезнее нежели мужчины, но как оказалось это не так. Разведённые матери сталкиваются с рядом дополнительных проблем, такими как: экономические трудности; дефицит времени; ощущение недоверия осуждения со стороны общественности. Бытует и такая точка зрения в оценке развода, суть которой: развод является реализацией свободы брака, права человека заменить распавшийся брак другим, правом не жить с нелюбимым человеком, реализовать новый шанс в жизни. Некоторые разведённые матери отмечают положительные стороны развода: отсутствие материальных, эмоциональных и физических трат на мужа и необходимость ухода за ним; свобода в распоряжении бюджетом, пусть и снизившимся; возможность свободно регулировать свою личную жизнь; общение с детьми.

Таким образом, мы видим что развод является ненормативным кризисом семьи, который предусматривает официальное расторжение брака. Развод неизгладимо влияет как на супругов, так и на детей неся за собой ряд психологических травм. Существует два мнения о том, как же всё таки развод влияет на детей. Некоторые психологи утверждают о том, что психологическая травма ребёнка остаётся на всю жизнь, другие считают что многое зависит от ряда факторов: в каком возрасте ребёнок пережил развод родителей; каково отношение матери к отцу, как она реагирует на общение ребёнка с отцом; насколько велика поддержка родственников, воспитателей, педагогов. Разведённым родителям очень важно объяснить ребёнку, что он не виноват в том, что родители разводятся. Так же необходимо показать, что родители любят ребёнка как и раньше и не бросят его.

 

1.2 Кризисы семьи

Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. В семейном кризисе можно выделить две линии дальнейшего развития семьи[6, c. 23]:

1. Деструктивная, она ведёт к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.

2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

Деструктивная линия связана с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле этой линии кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Такие кризисы называются нормативными. Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи. К нормативным кризисам семьи принято относить кризис принятия на себя супружеских обязательств, кризис освоения супругами новых социальных ролей, кризис включения детей во внешние социальные структуры, кризис принятия факта о том, что ребёнок вступает в подростковый период, кризис семьи в котором ребёнок покидает дом, повторный брак.

В. Сатир [6, c. 25] выделяет десять критических точек в развитии семьи.

1) зачатие, беременность и рождение ребенка.

2) начало освоения ребенком человеческой речи.

3) ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).

4) ребенок вступает в подростковый возраст.

5) ребенок становится взрослым и покидает дом.

6)молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

7) наступление климакса в жизни женщины.

8) уменьшение сексуальной активности мужчин.

9) родители становятся бабушками и дедушками.

10) умирает один из супругов.

Из приведённого выше мы видим, что каждая семья в процессе своего развития переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами.

Второй (конструктивный подход) связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными. К ним принято относить измену, развод, инцест, тяжёлую болезнь и смерть члена семьи.

Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в лучшем случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов [6, c. 27].

Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис не настолько глубок, как первый, он может длиться от   года до  нескольких лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа [6, c.28].

Н. В. Самоукина [6, c. 26]считает, что первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а именно — с понижением его психологического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.

Характеристики семейного кризиса[2, c. 56 ]:

1. Обострение ситуативных противоречий в семье.

2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.

3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.

4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.

При возникновении кризиса (на любом из уровней) он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании. В результате чего можно обнаружить следующие проявления семейного кризиса:

1. Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне характеризуется  чувством дискомфорта, повышением тревожности, неэффективностью старых способов коммуникации; снижением уровня удовлетворенности браком, ощущением невысказанности, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий.

2. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне характеризуется:  нарушением по параметру сплоченности (уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семь); деформацией внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайними вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жесткость (непроницаемость); нарушением гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности; изменения ролевой структуры семейной системы; нарушением иерархии; возникновение семейных конфликтов; ростом негативных эмоций и критики; нарушения метакоммуникации.

3.Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне: реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях; нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайними вариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ; нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные коалиции);нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли); нарушение традиций и ритуалов;

4. Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне: социальная дезадаптация семьи; конфликты с социальным окружением [6, c. 23].

Для определения особенностей прохождения семьей кризисных периодов необходимы анализ и учет семейных «нормативных фильтров». Под «нормативными фильтрами» понимается совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для данной семьи. Их искажающее влияние может быть различным. Идеальными представлениями могут быть частично объяснены такие факты, при которых даже незначительные проблемы в семейной жизни субъективно переживаются семьей очень тяжело. В других семьях, наоборот, даже при наличии серьезных кризисов в развитии их члены могут не рассматривать ситуацию как катастрофическую, оставаться сплоченными, адекватно реагировать на все происходящее и оказывать поддержку друг другу. Обычно члены семьи представляют консультанту «откорректированную» картину семейной жизни, отражающую их идеальные представления. В соответствии с этим важным является умение семейного психолога рассмотреть эту картину, проанализировать и выявить зоны риска для данной семьи. Особенностью данной работы является использование многоуровневой модели психологического функционирования семьи в анализе семейных кризисов с фокусировкой на микросистемном уровне. Это значит, что в центре анализа находятся не индивидуальные биопсиходинамики членов семьи, а реакции семьи как целостного организма. Данная задача является непростой в силу своей сложности и иногда невозможности учета взаимодействия всех составляющих семейной системы.

 

 

1.3 Проблема развода в зарубежной и отечественной литературе.

Мюррей Боуэн является одним из основателей системной и семейной терапии. В своей теории он объединил во едино дарвинскую теорию эволюции, учение З.Фрейда о бессознательном и свои собственные исследования семей больных шизофренией. М.Боуэн [7, c. 26] высказал своё предположение о том, что эмоциональные расстройства являются побочным продуктом человеческой деятельности. Так же он высказывал предположение о том, что человек имеет две системы функционирования: эмоциональную и интеллектуальную. Эмоциональная система является врождённой и представляет собой систему, которой обладают представители животного мира, а интеллектуальна система появилась в процессе эволюции. М. Боуэн считал, что эмоциональные расстройства, например такие как тревога, возникают из-за нарушения функционирования эмоциональной системы. У каждого человека существуют такие механизмы, благодаря которым он может справляется с тревогой, которая является признаком эмоционального неблагополучия. Люди, которые предрасположены к стрессу, не могут справляться с эмоциональными переживаниями из-за слабой интеграции своего «Я». М.Боуэн говорил о том, что семья является естественной системой, в которой эмоциональные связи являются определяющими. Семейное благополучие/неблагополучие определяется уровнем дифференциации личности и межличностных отношений в семье.

Понятие Дифференциации используется для различения собственного «Я» и псивдо-«Я» человека. Псевдо-«Я» включает в себя набор идей, знаний, мнений и т.д. Они возникают под влиянием эмоциональной системы.  Что касается собственного «Я» то оно не участвует в просессах слияния. Оно состоит из принципов, убеждений и из жини собствнного опыта в результате анализа. Дифференциация «Я» имеет отношение к степени слияния эмоциональной и интеллектуальной систем человека. Такая дифференциация является универсальной характеристикой из чего следует, что она может быть использована для категоризации людей на общем континууме[7, с. 29].

 

Рисунок 1.3.1 – Шкала дифференциации

В зависимости от степени слияния эмоциональной и интеллектуальной систем, дифференциация собственного Я и псевдо-Я М.Боуэн [3, c. 41] предложил разделить людей на четыре группы:

1)Низкий уровень дифференциации. 0-25 баллов на шкале дифференциации  «рисунок 1.3.1». У таких людей уровень  эмоциональный и интелектуальный  уровень находится в слиянии. Таким людям трудно различать  эмоции и факты. Такие люди  эмоционально зависимы от других  людей, они всё время пытаются  найти комфорт в эмоциональной  близости с другими людьми.

2) Умеренная дифференциация. 25-50 баллов. У таких людей жизнь  подчинена эмоциональной дифференциации, но жизненные стили более гибки  чем у предыдущей группы. Псевдо-Я  доминирует на собственным Я. Такие люди зависимы от ожидания.

3) Относительно высокий  уровень дифференциации. 50-75 баллов. Обе системы достаточно хорошо  дифференцированы. Тогда возрастает  тревога, эмоциональная система  не доминирует как у двух  предыдущих групп. Такие люди  обладают значительной долей  собственного Я, когда принимают  жизненно важные решения.

4) Высокая дифференциация. 75-100 баллов. Эмоциональная и интеллектуальная  системы человека работают эффективно. Такие люди самостоятельны, рассудительны  при этом они способны переживать  глубокие эмоциональные переживания.

Шкала дифференциации не является конкретным психологическим инструментом измерения, это скорее концептуальный приём.

Согласно М.Боуэну, уровень дифференциации формируется в период ухаживания, между супругами, матерью, отцом и ребёнком  будут повторяться в последующей жизни человека. Люди предпочитают вступать в брак  с людьми, у которых схожи уровни дифференциации.

В состоянии влюблённости пары с низким уровнем дифференциации собственного «Я» демонстрируют полную готовность соответствовать всем требованиям партнёра. Супруги, которые оба имеют  псевдо-«Я»сливаются воедино где один из супругов начинает доминировать. Это способствует утрате собственного «Я».у таких супругов существует много эмоциональных проблем в межличностных отношениях. Тревога – постоянный спутник отношений партнёров с низкими профилями дифференциации.  Для того что бы справиться с тревогой в отношения такой пары должен включиться третий объект, которым может быть как человек, так и какой-либо вид деятельности. С помощью такого треугольника уровень тревоги уменьшается, а дистанция в отношениях пары увеличивается[10, c. 29].

Карл Роджерс, основатель гуманистического направления в психологии и психотерапии. Он считал, что каждый человек рождается с врождённой склонностью к самоактуализации. Начиная с раннего детства человек учится делать то, что от него ждут другие, так возникает конфликт между стремлением к самоактуализации и потребностью в одобрении другими, это приводит к искажению истинных чувств, утрате конгуэнтности, нарушению аутентичности[ 7, c. 59].

К. Роджерс определял семейную группу как самый низкий интимный круг межличностного взаимодействия.  Семейные отношения – это особые отношения близости, интимности. Для того, что бы создать тип отношений который поможет раскрыть личностный потенциал, необходимо следовать трём условиям. Первое – необходимо быть откровенным и искренним в отношении самого себя. Второе – принять другого человека как отдельную личность. Третье – понимать человека.

Информация о работе Развод как ненормативный семейный кризис