Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 00:14, курсовая работа
Семейный кризис - это состояние семейной системы, которое характеризуется на¬рушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привыч¬ных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Психологи выделяют два типа кризисов: нормативный и ненормативный кризисы. Нормативный кризис является переходным моментом между стадиями жизненного цикла, к нему относят кризис принятия на себя супружеских обязательств, кризис освоения супругами новых социальных ролей, кризис включения детей во внешние социальные структуры, кризис принятия факта о том, что ребёнок вступает в подростковый период, кризис семьи в котором ребёнок покидает дом, повторный брак.
При планировании диагностического обследования супружеской пары, помимо уже указанных моментов, также необходимо учитывать следующие: 1)социально-психологические характеристики семьи; 2)историю супружеской пары; 3)структуру семьи и ролевое взаимодействие; 4)особенности эмоциональных отношений супругов; 5)типичный характер конфликтов; 6)микроокружение семьи; 7)стадию супружества [9, c. 136].
Методики, используемые при диагностике, должны соответствовать следующим критериям: 1) быть достаточно простыми в обработке; 2) быть доступными пониманию испытуемых; 3) не требовать много времени для выполнения; 4) быть связанными с основной темой консультирования; 5) по возможности, давать максимум информации при минимальном количестве тестов [9, с. 139]. Необходимо установить доверительные отношения с супружеской парой и обеспечить конфиденциальность как самого обследования, так и полученных результатов и выводов согласно профессионально-этическим нормам психолога-диагноста. Подбор методик для диагностики отношений в супружеской паре зависит от целей и задач исследования.
Методика «Типовое семейное состояние» [8, c. 37] (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстикис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность. Методика состоит из 21 утверждения, результаты интерпретируются по трём шкалам: 1) субшкала вины; 2) субшкала тревожности; 3) субшкала напряжённости.
Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность – автор А.Н.Волкова, модификация В.И. Слепковой) [8, c. 43] – предназначен для диагностики трёх феноменов отношений: понимания партнёра, эмоциональной привлекательности партнёра, уважения к партнёру. Каждая из шкал содержит 15 вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнёра, который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональная привлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить о притяжении к партнёру, принятии его личностных проявлений. Шкала уважения позволяет судить о мере авторитетности, значимости, референтности супруга в глазах другого.
Тест-опросник удовлетворённости браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова) [8, c. 45] предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворённости - неудовлетворённости, а также согласования – рассогласования удовлетворённости браком в конкретной супружеской паре. Опросники применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы.
Методика «Реакции супругов на конфликт» (А.С. Кочарян, Г.С. Кочарян, А.В. Киричук) [8, c. 82] направлена на диагностику восприятия и понимания супругами друг друга и конфликтной ситуации, также диагностируются индивидуально-специфические защитные паттерны супругов. Опросник состоит из 89 утверждений, которые объединены в 8 шкал: неконструктивные установки на брак, депрессия, протективные механизмы, дифензивные механизмы, агрессия, соматизация тревоги, фиксация на психотравме, контрольная шкала.
Методы диагностики и психологической помощи для детей в первую очередь зависят от возраста ребёнка. К основным методам диагностики следует прибавить ещё и такие методы как игровая терапия, арттерапия и сказкотерапия.
Игровая терапия – является методом психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе методики, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию тёплых отношений между участниками группы, снимает напряженность, стресс, тревогу, страх, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В процессе игровой терапии индивид может продемонстрировать свои негативные установки, выразить свой страх или гнев по отношению к членам семьи или другим значимым людям. Свобода говорить и выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать самого себя и других, позволяют человеку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы[13, c. 242].
Основной целью арттерапии является гармоничное развития личности посредствам развития способностей самовыражения и самопознания. Основной техникой арттерапевтического воздействия является активное воображение, которое направлено на столкновение лицом к лицу сознательного и бессознательного. В качестве одного из возможных коррекционных механизмов, может выступать сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает интерпретировать вытесненные переживания, дисциплинировать группу, повысить самооценку клиента, помочь человеку осознавать свои ощущения и чувства. В качестве материалов для проведения арттерапии используются краски, карандаши, пластелин. Арттерапия может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой форме/
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкатерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую[11, c. 276].
2.3 Современные
иследования психологической
Одним из современных и отечественных исследований является работа О.В. Агейко «Социальная перцепция семейных отношений у детей, переживающих развод родителей на разных этапах онтогенеза».
Ломка традиционной структуры семьи приводит к усилению эмоциональной нестабильности как супругов, так и детей. Травматичность для ребёнка ситуации развода усугубляется выбором привязанности к отцу и к матери, выработкой новой стратегией поведения.
В данном исследовании под социально психологической перцепцией понимается восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов, результатом чего является формирование социально-психологического образа как результата словесных и оценочных интерпретаций. Социально-психологический образ семейных отношений – это субъективная картина мира семьи, включающая самого субъекта и других членов семьи, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Для изучения восприятия семейной структуры применялась проективная методика «Семейный системный тест» разработанная Г.Герингом и И. Виллером в 1986 г. Для измерения степени близости и оценки иерархии отношений между членами семьи в трёх вида семейных репрезентаций ( типичной, идеальной, конфликтной). «Типичная» репризентация - какой я вижу семью чаще всего, « конфликтная» - кокой я вижу свою семью в конфликтной ситуации, « какой бы мне хотелось видеть семью. Соотношение параметров иерархии позволило сделать выводы о типах семейной структуры. Структура классифицировалась по трём основным группам паттернов на основе измерений и иерархии. Соотношение этих двух параметров определялось этими тремя типами семейных структур «сбалансирование», «среднее или лабильно-сбалансированные» и «несбалансированные». В сбалансированной структуре уровень когезии средний или высокий, а иерархии – средний. В средне-сбалансированной структуре имеет место сочетание средней когезии с высоким или низким уровнем иерархии. В несбалансированной структуре уровень когезии и иерархии полярен [ 1 ].
Вся выборка детей из неполных семей была разбита на подгруппы в зависимости от возраста на который пришлся развод родителей: I подгруппа – 0-3г., II подгруппа – 4- 6 лет, IIIподгруппа – 7 – 11 лет, IV подгруппа – 12 – 14 лет, V подгруппа – 15- 17 лет.
Использование стратегии исследования в виде поперечных срезов позволило выделить особенности социальной перцепции семейных отношений у детей из неполных семей. Причиной несбалансированности семейной структуры при типичной репрезентации детей из 1- 3 группы считают «низкую иерархию / низкую эмоциональную сплочённость», дети 4 и 5 подгрупп « низкую иерархию / высокую эмоциональную сплочённость», детерминантой сбалансированности выступает « низкая иерархия / средняя эмоциональная сплочённость». Только дети пережившие развод в 15 – 17 лет отметили причину среднесбалансированности семейной структуры в « высокой иерархии / средним уровнем эмоциональной сплочённости». Следовательно, несбалансированность семейной структуры в типичных репрезентациях является показателем существующих реальных проблем между всеми членами бывшей семьи, но больше всего данная проблема переносится в плоскость отношений «ребёнок – мать».
Наибольшая схожесть показателей эмоциональной схожести и иерархии обнаружены при идеальной репрезентации, что говорит о единстве взглядов на идеальную семью у всех респондентов из неполных семей. Установлено, что чем младше был ребёнок, на момент развода родителей, тем более «экстренной» и « редковстречаемой» представляется ему семья. Однако, к наиболее выраженной идеализации характеризующейся наделением отца чрезмерной властью, склонны дети, чьи родители развелись когда детям было 4-6 лет и 12-15 лет. Дети в 15-17 лет, переживающие развод в 65% не склонны включать отца в идеальную семейную репрезентацию, то есть в их представлении идеальная семья возможна и без отца.
Исследователи данной проблемы пришли к выводу, что дети переживающие развод до трёх лет воспринимают семью как максимально эмоционально сплочённую. Самой дистантной видят семь дети, которые остались без отца в возрасте 4-6 лет. На основании корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь изменения восприятия и оценки составляющих образа семейных отношений у детей в условиях неполной семьи с возрастом, на который приходился момент развода родителей.
В исследовании было достоверно установлена значимая положительная связь восприятия и оценки развода с наличием сиблингов, с отношением к прошлому, с наличием контактов с отцом и отрицательная – с возрастом на который приходился развод родителей, с отношением к отцу. Анализ полученных данных по результатам ЦТО показал, что дети 1 группы относятся к отцу положительно в 58%, 2-й группы – 78%, 3-й группы – 39%, 4й группы – 81% и 5-й группы – 36,7% респондентов из неполных семей. Можно утверждать о том, что независимо на какой возраст пришёлся развод родителей, компонентная структура восприятия образа семейных отношений близка к однородности.
В старшем дошкольном возрасте мальчики находятся в более сложной семейной ситуации, чем девочки. Вызвано это недостаточной ролью отца в семье и его уходом в случае развода . Мальчики, лишённые общения с отцом, обнаруживают большее количество страхов и трудностей в общении со сверстниками. Подобные отклонения в немалой степени обусловлены и компенсаторно-замещающим, односторонним влиянием матери. В свою очередь хорошее взаимопонимание матерей и сыновей, связано по данным корреляционного анализа, с отсутствием контактов с отцом и с отношением к отцу. Отмеченные особенности материнской любви затрудняют эмоциональный контакт с детьми, препятствуют формированию полноценного чувства привязанности и создают характерный эффект «маминого сынка»[1].
Хорошо адаптивные в ситуации развода дети чаще привязаны к отцу, чем к матери. Лучше всего адаптируются в постразводный период те, кто опирался на отца или мать при поддержке и принятии второго родителя. Поддерживающее социальное окружение ребёнка в постразводный период включает не только родителей, но и других родственников, воспитателей, учителей. Было установлено, что адаптивность детей зависит от характера отношений матери к ребёнку. Среди хорошо адаптированных детей больше всего тех, у кого были тёплые, или напротив, холодные отношения с матерью. Если мать холодна, у ребёнка складываются тёплые отношения с кем-либо из близких родственников. В случаях плохой адаптации ребёнка к постразводной ситуации преобладали нервные отношения с матерью, частые случаи геперопеки со стороны матери.
Согласно точке зрения А.И. Захарова, чем старше ребёнок тем он сильнее переживает утрату отца, а, следовательно отношения с отцом для него более значимы. Однако полученные экспериментальные данные не подтвердили это положение. Это объясняется тем, что фундаментальные структуры объектоотношений у подростка 15-17 лет уже настолько укреплены и интериоризованы, что потеря внешнего объекта «угрожает» им незачительно. Они могут быть легко компенсированы благодаря отношениям с отцом после развода, либо отношениями с несколькими отцовскими эрзац-объектами ( дедушка, друзья носящие отцовский характер).
Таким образом, при всей своей нестабильности, конфликтности, при наличии кризисов в семье ребёнку свойственно восприятие семьи как целостного феномена. Однако, в семейном онтогенезе существует два наиболее синситивных периода для формирования образа семейных отношений. «Застревание» ребёнка на каком-то из возрастных периодов, неспособность или невозможность принять то, что изменилась структура семьи, обуславливает неизбежность возникновения проблем в дальнейшем.
Выводы по главе 2
Поведенческая семейная психотерапия является распространённым направлением психологической помощи. Основанием данной теории служат работы Б.Ф. Скинера, А. Бандуры, Д. Роттера, Д.Келли и др. Предметом исследования является поведение. Бихевиористов не интересует прошлое супругов поскольку это не объясняет взаимоотношения супружеской пары в настоящем времени, они сосредоточены на настоящем. Бехевиористы осуществляют контроль поведения через стимулы, которые предшествуют или следуют за ним. Бихевиористы утверждают что хорошие отношения складываются только тогда, когда во взаимодействии с другим членом семьи человек получает больше, чем даёт, так же в полноценной и здоровой семье позитивные эмоции доминируют над негативными. относится способность семьи решать проблемы. Основой семейных проблем служат неэффективные паттерны подкрепления. Супружеский конфликт является неизбежным в том случае, когда один партнёр начинает контролировать поведение другого партнёра при помощи аверсийных стимулов. В целом же, возникновение супружеского конфликта возможно в результате использования аверсивного контроля, это происходит если супруги обмениваются недостаточным количеством позитивных стимулов, в следствии чего, супруги начинают испытывать неудовлетворённость брачными отношениями. Бихевиористы утверждают что конфликтных ситуаций возникают из-за недостаточного владения навыками и умениями социального взаимодействия.
В диагностической работе с семьёй используются такие методы как: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование. Вариативность данных зависит от состава семьи, поскольку каждый её член будет одновременно и объектом и субъектом семейного взаимодействия. Сложность для психодиагноста представляет комплексный и одновременно дифференцированный подход к семье в целом и к каждому из её членов в отдельности. Основной задачей диагностики является выделение структуры межличностных отношений и выявление специфики осуществления этих отношений членами семьи. На планирование психодиагностического исследования и способ интерпретации результатов влияют теоретические воззрения самого исследователя. Подбор методик для диагностики зависит от целей и задач исследования.
Информация о работе Развод как ненормативный семейный кризис