Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:44, курсовая работа
Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности. Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве, герой которого и смел, и честен, и храбр, и справедлив, а героиня добра, отзывчива, трудолюбива. До настоящего времени разносторонне развитая личность является эталоном. Задача же педагога - разносторонне воспитанная личность ребёнка.
Введение
Основная часть
1. Суть образования и структура деятельности учителя
2. Содержание разностороннего воспитания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Версия шаблона |
|
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Педагогическая психология |
Тема |
Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
|
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Суть образования и структура деятельности учителя
2. Содержание разностороннего воспитания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности. Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве, герой которого и смел, и честен, и храбр, и справедлив, а героиня добра, отзывчива, трудолюбива. До настоящего времени разносторонне развитая личность является эталоном. Задача же педагога - разносторонне воспитанная личность ребёнка.
Развитие педагогической теории и практики воспитания обусловлено влиянием различных факторов экономических, социальных, политических, воздействующих на изменение представлений об идеале человека, целях и содержании воспитания и образования.
В 90-е годы 20 века, в российском обществе происходили значительные изменения, под их влиянием, особое внимание педагогической науки начали привлекать проблемы нового обоснования целей воспитания в широком смысле слова. В это время начался пересмотр тех ценностных установок, которые были господствующими в советский период. Это обусловило усиление интереса к педагогическим концепциям прошлого и, в частности, к идеям «нового воспитания» и «реформаторской педагогики», которые определяли развитие педагогики и школы в странах Западной Европы, США и России в конце 19 - начале 20 века.
Идеи «нового воспитания» отражали изменение взглядов на воспитание и развитие личности ребенка, на их место в педагогическом процессе. Эти идеи явились отражением неудовлетворенности общества, несоответствием деятельности школы потребностям социального и экономического развития, что обусловило поиск новых путей и средств воспитания и развития личности. Этот процесс характеризовался значительным разнообразием подходов. В качестве таковых предлагались творческая трудовая деятельность, художественное творчество, овладение профессиональными умениями. Наиболее активно поиск новых путей и средств разностороннего воспитания и развития ребенка шел в Германии, где работали такие видные педагоги-реформаторы, как Р. Зейдель (1850-1933), Г. Кершенштейнер (1854-1932), Э. Зальвюрк (1839-1926), Ф. Гансберг (1871-1950), Л. Гурлитт (1855-1931), Г. Шаррельман (1871-1940) и др. Значительный вклад в развитие идей «нового воспитания» и «реформаторскую педагогику» внесла деятельность итальянского врача-психиатра и педагога М. Монтессори (1870-1952).
В начале 20 века новые подходы к воспитанию получили распространение и в России.
После событий октября 1917 года в России утвердился так называемый "марксистско-ленинский" взгляд на идеал человека и цели воспитания и образования. Этот подход был единственным в отечественной теории и практике воспитания до 1990-х годов. Рассмотрение идей «нового воспитания» и практики «реформаторской педагогики» носило, преимущественно, характер противопоставления советской и зарубежной педагогики.
При этом подходе из поля зрения исследователей выпадало целостное рассмотрение постановки проблемы развития личности ребенка в педагогике и психологии, являющейся ключевой для правильного понимания идей «нового воспитания» и практики педагогов-реформаторов. С начала 90-х годов 20 века, после значительного перерыва в отечественной педагогической науке, наблюдается вновь всплеск интереса к теории и практике «нового воспитания» конца 19 - начала 20 века, связанный с поиском путей реформирования школы в современной России.
Целью данного исследования является определение воздействия образования на разностороннее развитие личности.
1.1. Суть образования
Человечество всю свою историю собирало знания об окружающем мире. Продвигаясь от простого к сложному, получая опыт из собственных ошибок и промахов, мы медленно, но верно двигались вперед. Каждое новое открытие служит лишь ступенью к чему-то новому, большему. Мы никогда бы не смогли получить того, чем владеем сейчас без четко определенной системы передачи знаний от одного поколения к другому. Без этого развитие человечества не могло бы происходить.
Понятие образования – весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (см. Приложение А). В самом общем определении образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
Уровень общего и специального
образования обуславливается
Также образование можно определить, как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений. В широком смысле слова, образование – процесс или продукт «формирования ума, характера или физических способностей личности. В техническом смысле образование – это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие – накопленное знание, ценности и навыки – от одного поколения другому (между поколениями)»
В контексте социального прогресса образование помимо формата передачи социального культурного наследия позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объем познание и длительность жизни взаимосвязаны. В настоящее время человек посредством образования использует в своей жизнедеятельности опыт всех предыдущих поколений, чем и олицетворяет социальный прогресс.
Образованный человек сразу выделяется из толпы, он спокойно ориентируется в любой ситуации. Именно образованный человек является фундаментом современного общества.
Важными факторами развития человека являются также самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться.
Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. В результате взаимодействия внешних и внутренних факторов происходит развитие человека, формируется личность.
И. А. Зимняя отмечает - образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т. е. построением образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса, когда имеют в виду современное образование молодежи или образование конкретного человека, его образованность.
Образование как
воспроизведение культуры
Педагогическая психология специально не рассматривает данные проблемы – это предмет других наук, но она изучает деятельность обучающегося (обучаемого) и обучающего внутри этой системы в контексте тех условий, которые в ней создаются. Поэтому прежде чем обратиться к самим действующим в ней субъектам – учителю (преподавателю) и ученику (студенту), необходимо отметить основные характеристики образовательной системы.
Образование как система
включает в себя понятие педагогической
системы. Педагогическая система может
рассматриваться как
Она, в свою очередь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью структурными элементами (цель, учебная информация, средства Коммуникации, учащиеся и педагоги). Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают: социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д.. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования; ступень образования (дошкольное; школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура); профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.
С этих позиций образование
как систему в целом, можно
характеризовать следующим
Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения – урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля – опрос, зачет, экзамен и т.д.; образование как система может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью; образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфику для своих подсистем; образование как система определяется одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности (в терминах А. И. Субетто, Н. А. Селезневой). Все эти показатели, будучи социально-экономическими и общепедагогическими, одновременно имеют и собственно психолого-педагогические аспекты.
Образовательные системы в последние десятилетия все больше осуществляют свое действие в пространстве, переходя от контактного типа обучения к дистанционному обучению, где основную роль играют телекоммуникационные средства.
1.2 Определяющая роль
учителя в воспитании
В любом обществе существуют два педагогических идеала личности. Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение – быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется.
До настоящего времени
разносторонне развитая
Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце 19 века, П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
При рассмотрении педагога как субъекта деятельности исследователи выделяют профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственноличностные. К важным профессиональным качествам, А.К. Маркова относит: педагогическую эрудицию, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическую интуицию, педагогическую импровизацию, педагогическую наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическую находчивость, педагогическое предвидение и педагогическую рефлексию. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет. Например, «педагогическое целеполагание - это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам»; «педагогическая наблюдательность - это способность по выразительным движениям читать человека словно книгу» - перцептивные способности. Существенно, что многие из этих качеств, способностей, соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью. [1]
Рассматривая, как и А.К. Маркова, профессионально значимые качества педагога (педагогическую направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию, педагогический такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой: проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя, как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик. Приведем список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, политическая сознательность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я». [2]
Информация о работе Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования