Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности. Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве, герой которого и смел, и честен, и храбр, и справедлив, а героиня добра, отзывчива, трудолюбива. До настоящего времени разносторонне развитая личность является эталоном. Задача же педагога - разносторонне воспитанная личность ребёнка.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Суть образования и структура деятельности учителя
2. Содержание разностороннего воспитания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 196.12 Кб (Скачать файл)

По мнению Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним  из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека». Расширяя понятийное содержание этого определения применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него еще и интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Выбор главных стратегий  деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: истинно  педагогическую, формально педагогическую и ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности.   [3]

Основным мотивом истинно  педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (по данным Н.В. Кузьминой, он характерен более чем для 85% студентов  педагогического вуза). В педагогическую направленность как высший ее уровень  включается призвание, которое соотносится  в процессе своего развития с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития — призвания  — «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих  учеников» (Н.В. Кузьмина).

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры  школьной практики и высказывания многих педагогов. Известный русский математик  М.В.Остроградский писал: "Хороший  учитель рождает хороших учеников". [4]

 В школах работает  немало учителей, которые добиваются  высокого качества обучения и  воспитания, проявляют большое методическое  творчество, обогащают передовой  педагогический опыт и вносят  значительный вклад в развитие  теории и практики учебно-воспитательного  процесса, Многим из них присвоены  почетные звания "Заслуженный  учитель", "Учитель-методист", "Старший  учитель".

 В условиях реформирования  и обновления нашего общества  роль учителя в этих процессах  трудно переоценить. От него  во многом зависит образование  народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего  развития общества. В настоящее  время осуществляется ряд мер  по повышению профессиональной, подготовки учителей в педагогических  институтах и университетах. В  частности, усиливается их теоретическая  и практическая подготовка по  тем дисциплинам, которые будут  составлять предмет их преподавательской  деятельности в школе, значительно  расширяется изучение психолого-педагогических  дисциплин и углубляется их  теоретическая и практическая  направленность. Совершенствуются  механизмы отбора абитуриентов  при поступлении их в педагогические  институты и университеты. При  них работают подготовительные  отделения или факультеты и  различные курсы для абитуриентов.

 Работа учителя  относится к весьма сложным  видам деятельности. И вот здесь  перед ним возникает целый  ряд профессиональных проблем.  Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снимает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, о зачете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, умение творчески подходить к решению, возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессиональной умелости и развитие педагогического мастерства.

 Тем не менее,  только учитель в полном объеме  обладает средствами и умением  осуществлять действенное формирование  растущей личности, развитие ее  мировоззрения и нравственно-эстетической  культуры. Он должен ощущать свой  высокий престиж в обществе, величие  своей профессии и заслуженно  переживать глубокий пафос положения  о том, что учитель - это действительно  звучит гордо! 

 Поэтому ее нельзя  сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе  профессионального обучения. Еще  нужна, как отмечено, склонность  к работе, наличие определенных  природных данных и нравственных  качеств. 

1.3 Структура воспитательной  деятельности учителя и сущность  ее отдельных видов 

Традиционно основными  видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном  педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников  с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено  много исследований, лишь условно, для  удобства и более глубокого его  познания, рассматривается изолированно от воспитания. Не случайно педагоги, В.В.Краевский, М.Н. Скаткин и др., занимающиеся разработкой проблемы содержания образования неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание" (А. Дистервег).

Сравним в общих чертах деятельность преподавания, имеющую  место, как в процессе обучения, так  и во внеурочное время, и воспитательную работу, которая осуществляется в  целостном педагогическом процессе.

Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной  формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим  критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной  формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в  ограниченные временными рамками организационной  формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных  на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в  эмоциональных реакциях, поведении  и деятельности.

Критерий эффективности  деятельности учащихся в процессе обучения – это уровень усвоения знаний и умений, овладения способами  решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях. В воспитательной работе осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. [5] 

Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание значительно легче  по способам его организации и  реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно  доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или  иные отношения личности значительно  сложнее, поскольку решающую роль здесь  играет свобода выбора. Именно поэтому  успешность учения во многом зависит  от сформированного познавательного  интереса и отношения к учебной  деятельности в целом, т.е. от результатов  не только преподавания, но и воспитательной работы.

Выявление специфики  основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.

 

2 Содержание разностороннего воспитания

 

  В процессе развития общества  сложилось и развивается большое  разнообразие отношений, которые  определяют умонастроение, деятельность  и поведение личности и выступают  в качестве важнейших компонентов  ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить  на следующие группы. [6]

 Первую группу составляют  социальные отношения личности, определяющие ее мировоззрение  и общественную направленность  поведения. 

 Вторую группу составляют  нравственные отношения. Они включают:

1.  отношение к родине (патриотизм), к другим странам  и народам (культура межнациональных  отношений);

2.  отношение к труду  (трудолюбие);

3.  отношение к общественному  достоянию, охране природы и  материальных ценностей общества (бережливость и т.д.);

4. отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);

5.  отношение к другим  людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного  достоинства).

 Третья группа -  это эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.)

 Четвертую группу  составляют отношения, связанные  с физической культурой личности.

 Все это позволяет  сделать вывод, что содержание  воспитательной работы в школе  и других образовательно-воспитательных  учреждениях включает в себя:

1.  формирование научного  мировоззрения, социализацию личности; нравственное развитие учащихся, составными частями которого  являются формирование патриотизма  и культуры межнациональных отношений  добросовестного отношения к  труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.;

2.  эстетическое формирование  учащихся;

3.  физическое развитие 

 Интегративный и  целостный характер формирования  личностных качеств ребенка. 

 В последние годы  в, педагогике активно разрабатывается  проблема интегративности процесса формирования личностных качеств (В.М. Коротов,     И.С. Марьенко).

 Процесс выработки  всякого личностного качества  начинается с формирования простейших  элементов поведения, которые  в дальнейшем усложняются, переплетаются  и, сочетаясь между собой, то  есть, интегрируясь, определяют развитие  и укрепление этого качества.

 Здесь имеют значение  два момента: во-первых, в силу  возрастных особенностей учащихся  нельзя сразу во всей полноте  сформировать личностное качество. Во-вторых, любое личностное качество  является слишком сложным образованием, и его формирование начинается  с выработки сравнительно простых  умений и навыков поведения  и продолжается в дальнейшем  путем их усложнения, обогащения  и интеграции в сложный комплекс  привычек.

   Не продумывая детально  предстоящую воспитательную работу нельзя успешно решить ни одной педагогической задачи.  Но в процессе воспитания у учащихся необходимо формировать не одно, а, множество различных черт и качеств. Как же быть в этом случае?

 При решении этой проблемы следует исходить из того что, как отмечал А.С.Макаренко, человек не воспитывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. В самом деле учащиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной, общественной, патриотической, трудовой, нравственно-эстетической и санитарно-оздоровительной деятельности, а также находятся в постоянном индивидуальном и коллективном общении. Все это способствует развитию у них соответствующих потребностей и мотивов поведения, обогащает их сознание, взгляды и убеждения, служит средством выработки поведенческих навыков и привычек, что в своей совокупности и приводит к укреплению и совершенствованию разнообразных личностных свойств и качеств.

 Указанная многосторонность  и целостность развития учащихся  имеет весьма важное методическое  значение.  Воспитательная работа  в школе должна включать два  взаимосвязанных направления. Одно, из которых должно способствовать  одновременному формированию всех  личностных качеств учащихся, второе - предусматривать решение в каждый  отельный период работы с детьми  одной - двух ведущих воспитательных  задач связанных с выработкой  тех черт и качеств, которые  отстают в своем развитии. Только  сочетание этих двух направлений  в осуществлении воспитательной  работы позволяет добиваться  ее высокой результативности  и педагогической действенности. 

2.1 Нравственное воспитание

В процессе воспитания личности важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Поэтому в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления, государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Нормы и правила, которые  относятся к сфере морали, обязательного  характера не имеют, и практически  от самой личности зависит их соблюдение. Когда же тот или иной человек  их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия  на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание в, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер. [7]

Информация о работе Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования