Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:44, курсовая работа
Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности. Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве, герой которого и смел, и честен, и храбр, и справедлив, а героиня добра, отзывчива, трудолюбива. До настоящего времени разносторонне развитая личность является эталоном. Задача же педагога - разносторонне воспитанная личность ребёнка.
Введение
Основная часть
1. Суть образования и структура деятельности учителя
2. Содержание разностороннего воспитания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
По мнению Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека». Расширяя понятийное содержание этого определения применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него еще и интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
Выбор главных стратегий
деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой,
три типа направленности: истинно
педагогическую, формально педагогическую
и ложно педагогическую. Только первый
тип направленности способствует достижению
высоких результатов в
Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (по данным Н.В. Кузьминой, он характерен более чем для 85% студентов педагогического вуза). В педагогическую направленность как высший ее уровень включается призвание, которое соотносится в процессе своего развития с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития — призвания — «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» (Н.В. Кузьмина).
Об определяющей роли
учителя в образовании и
В школах работает
немало учителей, которые добиваются
высокого качества обучения и
воспитания, проявляют большое
В условиях реформирования
и обновления нашего общества
роль учителя в этих процессах
трудно переоценить. От него
во многом зависит образование
народа, его культура и нравственность,
а также направление
Работа учителя относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед ним возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снимает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, о зачете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, умение творчески подходить к решению, возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессиональной умелости и развитие педагогического мастерства.
Тем не менее,
только учитель в полном
Поэтому ее нельзя
сводить только к сумме знаний,
умений и практической
1.3 Структура воспитательной
деятельности учителя и
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа
- это педагогическая деятельность,
направленная на организацию воспитательной
среды и управление разнообразными
видами деятельности воспитанников
с целью решения задач
Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Не случайно педагоги, В.В.Краевский, М.Н. Скаткин и др., занимающиеся разработкой проблемы содержания образования неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание" (А. Дистервег).
Сравним в общих чертах деятельность преподавания, имеющую место, как в процессе обучения, так и во внеурочное время, и воспитательную работу, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе.
Преподавание, осуществляемое
в рамках любой организационной
формы, а не только урока, имеет обычно
жесткие временные ограничения,
строго определенную цель и варианты
способов ее достижения. Важнейшим
критерием эффективности
Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения – это уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях. В воспитательной работе осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. [5]
Отмеченные различия
в организации деятельности преподавания
и воспитательной работы показывают,
что преподавание значительно легче
по способам его организации и
реализации, а в структуре целостного
педагогического процесса оно занимает
подчиненное положение. Если в процессе
обучения практически все можно
доказать или вывести логически,
то вызвать и закрепить те или
иные отношения личности значительно
сложнее, поскольку решающую роль здесь
играет свобода выбора. Именно поэтому
успешность учения во многом зависит
от сформированного
Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.
В процессе развития общества
сложилось и развивается
Первую группу составляют социальные отношения личности, определяющие ее мировоззрение и общественную направленность поведения.
Вторую группу составляют
нравственные отношения. Они
1. отношение к родине
(патриотизм), к другим странам
и народам (культура
2. отношение к труду (трудолюбие);
3. отношение к общественному
достоянию, охране природы и
материальных ценностей
4. отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);
5. отношение к другим
людям и к самому себе (коллективизм,
честность, правдивость,
Третья группа - это эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.)
Четвертую группу
составляют отношения,
Все это позволяет
сделать вывод, что содержание
воспитательной работы в школе
и других образовательно-
1. формирование научного
мировоззрения, социализацию
2. эстетическое формирование учащихся;
3. физическое развитие
Интегративный и
целостный характер
В последние годы
в, педагогике активно
Процесс выработки
всякого личностного качества
начинается с формирования
Здесь имеют значение
два момента: во-первых, в силу
возрастных особенностей
Не продумывая детально предстоящую воспитательную работу нельзя успешно решить ни одной педагогической задачи. Но в процессе воспитания у учащихся необходимо формировать не одно, а, множество различных черт и качеств. Как же быть в этом случае?
При решении этой проблемы следует исходить из того что, как отмечал А.С.Макаренко, человек не воспитывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. В самом деле учащиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной, общественной, патриотической, трудовой, нравственно-эстетической и санитарно-оздоровительной деятельности, а также находятся в постоянном индивидуальном и коллективном общении. Все это способствует развитию у них соответствующих потребностей и мотивов поведения, обогащает их сознание, взгляды и убеждения, служит средством выработки поведенческих навыков и привычек, что в своей совокупности и приводит к укреплению и совершенствованию разнообразных личностных свойств и качеств.
Указанная многосторонность
и целостность развития
2.1 Нравственное воспитание
В процессе воспитания личности
важное значение имеет ее нравственное
формирование. Дело в том, что люди, будучи
членами социальной системы и находясь
во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным
образом организованы и в той или иной
мере должны согласовывать свою деятельность
с другими членами сообщества, соблюдать
определенные нормы, правила и требования.
Поэтому в каждом обществе вырабатывается
множество разнообразных средств, функцией
которых является регуляция поведения
человека во всех сферах его жизни и деятельности
- в труде и в быту, в семье и в отношениях
с другими людьми, в политике и науке, в
гражданских проявлениях, играх и т.д.
Такую регулирующую функцию, в частности,
выполняют правовые нормы и различные
постановления, государственных органов,
производственно-
Нормы и правила, которые относятся к сфере морали, обязательного характера не имеют, и практически от самой личности зависит их соблюдение. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание в, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер. [7]
Информация о работе Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования