Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности. Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве, герой которого и смел, и честен, и храбр, и справедлив, а героиня добра, отзывчива, трудолюбива. До настоящего времени разносторонне развитая личность является эталоном. Задача же педагога - разносторонне воспитанная личность ребёнка.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Суть образования и структура деятельности учителя
2. Содержание разностороннего воспитания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 196.12 Кб (Скачать файл)

 Только мораль гуманного  и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действенному прогрессивному развитию и совершенствованию личности. Именно в этом направлении и происходит моральное развитие мирового сообщества, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции. Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на её моральной сознательности, что она становится более прочной; когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же необходимо подчеркнуть следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственность не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и есть главная задача школы и дошкольного образования и должна быть в центре воспитательной деятельности.

Мораль общества охватывает большое многообразие отношений. Если их сгруппировать, можно четко представить  содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных  отношений:

- отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

- отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

- отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

- отношения к общественному достоянию и материальным, ценностям: забота о сохранении и умножении общественной я личной собственности; бережливость; охрана природы;

- отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;

- отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность. [8]

Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать  нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается  вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении  и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но, можно их выполнять под влиянием внешнего понуждения или, стремясь показать свою "нравственность" в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе.

Подобная внешняя "нравственная благовидность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем измерении  обстоятельств и жизненных условий  такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и  часто начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.

В условиях обновляющихся  социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно  важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла  нравственные нормы и правила  не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в  силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого  понимания их необходимости.

Нравственным нужно  считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выстилают как его собственные  взгляды и убеждения как глубоко  осмысленные и привычные формы  поведения.

Говоря точнее в своем  истинном значении, нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим; вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением; установленных  в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил  которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с  ними знания, взгляды; убеждения; и идеалы.

2.2 Сущность патриотизма  и культуры межнациональных отношений и их содержание.

 Патриотизм и культура  межнациональных отношений являются  глубокими чувствами, которые  формировались у людей на протяжении  веков и тысячелетий. 

 Впервые слово патриот  стало употребляться в период  французской революции 1789—1793 гг. Патриотами называли себя борцы  за народное дело, защитники республики  в противовес, как тогда считали,  изменникам и предателям родины  из лагеря монархистов. [9]

 Обратимся к философскому  истолкованию слова: Патриотизм (от греч. patris — отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. В лексическом же значении слово "патриотизм" обозначает "любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу".

 В данных определениях  акцент делается главным образом  на различных отношениях личности  к родине. Но очевидно, что эти  отношения нельзя свести только  к нравственным чувствам. Они  имеют более широкий смысл  и включают в себя соответствующую  потребностно-мотивацианную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

 Культура межнациональных  отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства  и развития этих отношений,  которые проявляются в межнациональных  экономических и духовных связях  разных народов. 

 Патриотизм включает  в себя: - чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

 - уважительное отношение к родному языку;

- заботу об интересах родины;

- проявление гражданских чувств и сохранение верности родине;

- гордость за ее социальные и культурные достижения;

- отстаивание ее свободы и независимости: уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям;

- стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

 К содержанию культуры  межнациональных отношений следует  отнести: уважение к людям различных  национальностей; соблюдение нравственного;  такта по отношению к языку,  национальным: обычаям и традициям  других народов; проявление интереса  к достижениям культуры и жизни  других государств и народов;  стремление развивать общечеловеческие  ценности и т.д. 

 Большую роль в  обогащении учащихся патриотическими знаниями и чувствами в формировании культуры межнациональных отношений играет ознакомление их с межгосударственными связями народа в прошлом и настоящем. Богаты материалом для этого уроки географии и истории.  На географии идет речь об экономических связях между государствами и народами. На уроках истории раскрываются вопросы оказания помощи разных народов друг другу, взаимовлияния культур и т.д.

 Тактам образом,  обучение и разнообразные формы  внеклассной работы позволяют  учителям и классным руководителя  проводить с учащимися многообразную  воспитательную работу по формированию  их интеллектуально-чувственной  сферы, развитию их сознания, связанного  с патриотизмом и культурой  межнациональных отношений. Разумеется, содержание этой работы и ее  методика должны быть различными  в каждой возрастной группе. В  младших классах у ребят формируются самые общие представления о родине, других странах и народах. Учащиеся средних и старших классов многие патриотические знания усваивают уже на понятийном уровне, по многим вопросам у них складываются собственные оценочные суждения.

2.2 Воспитание дисциплины  и культуры поведения

Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые  предъявляются к его служебным  обязанностям, это создает предпосылки  для достижения высоких результатов  в работе и повышении ее качества, что, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым, сдержанным, стимулирует его к  самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и  чувства достижений поставленной цели, создает условия для преодоления своих недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения исключительно важной задачей нравственного формирования личности в школе.

Воспитание практической стороны дисциплинированности и  культуры поведения требует умелой и систематической организации  упражнений в правильном поступке, считал А.С.Макаренко. Всё это обусловливает необходимость широкого использования метода упражнений, приучения, в системе обучения и внеклассных занятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнении.

Большое значение имеет, прежде всего, четкое начало занятий. Как  уже отмечалось, нельзя начинать урок, пока в классе не установится, должный  порядок и не будет привлечено внимание учащихся к работе. Если же учащиеся чем-либо взбудоражены или  не успокоились сразу после перемены, для установления дисциплины необходимо применять специальные педагогические приемы, чтобы настроить их к работе.

Исключительно важно, чтобы  учитель перед началом занятий  обратил внимание: на чистоту в классе, на наличие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необходимых случаях предложил закрыть учебники или приготовить тетради и ручки. Нет ничего хуже для дисциплины, как суетливость и неорганизованность самого учителя в классе.

Например, учитель начал  опрос учащихся по пройденному материалу, а потом вдруг обнаружил, что  некоторые из них не закрыли учебники. Приходится прерывать отвечающего ученика, и устранять этот недостаток. Так - по вине учителя на уроке возникает беспорядок.

На уроках необходимо организовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место  за партой после перемены.  Нужно научить детей правильно сидеть и соблюдать тишину. Ученик должен поднимать руку при желании ответить на поставленный вопрос или обратиться к учителю;  красиво и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий. А если иной раз возникает, как говорят, «рабочий шумок», опять полезно прибегать к тренировке и предложить учащимся провести «минутку тишины». Нужно также упражнять школьников бесшумно выходить из класса после окончания урока, спокойно вести себя на переменах и т.д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений, приучения, является весьма действенным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упражнения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна находить в начальных и средних классах. [10]

Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощью  дидактических методов и приемов  поддержания внимания детей, активизации  их познавательной деятельности и возбуждения  интереса к учению. Увлеченный учебной работой школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий.

Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются  с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью приучения к соблюдению правил умственного труда. Участвуя в этих занятиях, школьники глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться необходимых правил.

Проводя воспитательную работу в коллективе и через коллектив, нужно, широко использовать его влияние  на воспитание дисциплинированности и  культуры поведения учащихся. Большую роль в данном случае играет, опора на актив. Опираясь на активистов, необходимо тактично применять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные учащиеся допускают отклонения от правил поведения. К таким мерам относятся: заслушивание объяснений учащихся, допускающих нарушения дисциплины, на классных собраниях, заседаниях ученических комитетов, применение мер общественного порицания, а иногда и взысканий. Однако нужно серьезно взвешивать целесообразность этих мер и использовать их осторожно и только тогда, когда тот или иной школьник умышленно нарушает порядок и не считается с критическими замечаниями со стороны одноклассников и учителей.

2.4 Сущность и формирование  эстетического воспитания и поведения.

 Понятие эстетическое  воспитание органически связано  с термином эстетика, обозначающим  науку о прекрасном. В общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

 Сущность эстетического  воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

 Поскольку эстетическое  воспитание осуществляется с  помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — литературе, музыке, изобразительному искусству. Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?  [11]

Информация о работе Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования