Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:08, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении.
В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих задач исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение индивидуальных особенностей детей группы риска в интернатном учреждении.
3. Разработать и экспериментально проверить программу реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении.
Введение
Глава 1. Теоретические основы реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
1.1 Понятие детей группы риска, их психологические особенности
1.2 Интернатное учреждение - форма устройства детей группы риска
1.3 Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.1 Организация экспериментального исследования
2.2 Реализация программы по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.3 Рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
В педагогике содержание
понятия «педагогическая
Шакурова М.В. определяет реабилитацию как комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения. Реабилитация может быть стихийной и организованной. В первом случае предполагается, что личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом к окружающей среде на более или менее приемлемом для себя уровне. Процесс социальной реабилитации имеет длительный характер. Организованная реабилитация ставит своей целью сохранить сроки восстановления социальной нормы, повысить качество самостоятельной работы личности за счет профессиональной помощи. Постановление о необходимости реабилитации несовершеннолетнего выносит специальная комиссия. Как правило, итогом ее работы выступает индивидуальная комплексная программа реабилитации.(28).
М.А. Галагузова рассматривает реабилитацию как систему мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.(24).
В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации — приспособления к нему.
Следовательно, реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.
Следует различать виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально - экономическую, профессиональную, бытовую.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.
Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.
Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким- либо причинам.
Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.
Социально-педагогическая реабилитация это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.(24).
Процесс реабилитации
и воспитания в детском интернатном
учреждении – это единая педагогическая
система, взаимосвязанная и
Единый реабилитационно - воспитательный процесс, организованный взрослыми, проходит успешно, если опирается на такие педагогические принципы:
§ принцип признания ребенка, подростка субъектом педагогической реабилитации;
§ принцип целостно – смыслового равенства ребенка и взрослого;
§ принцип восстановления ребенка, подростка как субъекта ведущей учебной и игровой, социально – коммуникативной и профессионально - познавательной деятельности;
§ принцип креативности, творческого начала в реабилитационном процессе воспитания;
§ принцип личностно – ориентированной помощи и педагогической поддержке.
Морозов В. определил
следующие реабилитационные задачи,
решение которых требует
· разрушение сложившегося стереотипа воспитанника интернатного учреждения как неблагополучного, преодоление его обезличенности через создание адекватных условий развития его личности и индивидуальности;
· восстановление активности растущего человека как субъекта своей жизнедеятельности, придача ему уверенности, самоуважения, веры в свои силы, чувства безопасности;
· восстановление социальной значимости и на этой основе выстраивание социально – ценных жизненных планов;
· восстановление и укрепление общеучебных умений и навыков, способности к волевому усилию;
· восстановление нарушенных связей и отношений со средой обитания, первичным коллективом, семьей и средой неформального общения;
· восстановления утраченного здоровья в процессе обучения и воспитания, как одна из важных основ педагогической реабилитации.(16).
По мнению Б.А. Куган, индивидуальная комплексная реабилитация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации.
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
а) социально-бытовая: проверка документов (свидетельство о рождении, справка о прописке и т. п.); сбор информации об уровне социально-бытовой реабилитации; оценка потенциальных возможностей развития социально-бытовых навыков;
б) медико-физиологическая: первичное медицинское обследование; сбор анамнестических данных; проведение противоэпидемических мероприятий; плановое медицинское обследование для подготовки рекомендаций;
в) медико-психологическая: выявление острых психологических проблем; сбор психологического анамнеза; оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния; патопсихологическое исследование нарушений психического развития;
г) психолого-педагогическая: сбор психологического анамнеза; проверка соответствия знаний уровню образования; выявление педагогических проблем; подготовка рекомендаций по обучению;
д) социально-трудовая: сбор информации о трудовой установке и профессиональных интересах наблюдение за отношением к труду и определение профспособностей; подготовка рекомендаций по профессиональной адаптации.
2. Составление
индивидуальной комплексной
а) социально-бытовая:
разработка плана формирования и
развития навыков самообслуживания;
участие в составлении
б) медико-физиологическая: разработка программы медицинской реабилитации; участие в составлении комплексной программы;
в) медико-психологическая: разработка программы медико - психологической реабилитации; участие в составлении комплексной программы;
г) психолого-педагогическая: разработка плана индивидуального обучения и физического воспитания; участие в составлении комплексной программы;
д) социально-трудовая: разработка плана профессионального обучения; участие в составлении комплексной программы.
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
а) социально—бытовая:
адаптация ребенка к условиям
жизни учреждения. социально— бытовое
обучение и воспитание; корректировка
комплексной программы
б) медико-физиологическая: периодическое медицинское обследование; назначение курсов медикаментозного и физиотерапевтического значения; направление на санаторно-курортное лечение по показаниям; корректировка комплексной программы реабилитации;
в) медико-психологическая: психологическая диагностика;
психотерапия и психологическая коррекция выявление нарушений адаптации; индивидуальные психологические консультации; корректировка комплексной программы реабилитации;
г) психолого-педагогическая: развивающее обучение; организация воспитательной работы; корректировка комплексной программы реабилитации;
д) социально-трудовая:
профессиональная ориентация; выявление
профессиональных способностей; трудовое
обучение и воспитание положительного
отношения к труду; корректировка
комплексной программы
4. Выдача рекомендаций воспитаннику:
а) социально – бытовая: рекомендации по социально – бытовому определению;
б) медико – физиологическая: рекомендации по сохранению здоровья, по физическому развитию;
в) медико – психологическая: рекомендации по психологической адаптации;
г) психолого – педагогическая: рекомендации по обучению; рекомендации по физическому воспитанию;
д) социально – трудовая: рекомендации по трудоустройству; рекомендации по профессиональному совершенствованию.
5. Курирование жизнедеятельности воспитанника:
а) социально – бытовая: консультации по социально – бытовым вопросам и оказание помощи в кризисных бытовых ситуациях;
б) медико – физиологическая: медицинские консультации и оказание медицинской помощи;
в) медико – психологическая: психологические консультации и оказание психологической помощи;
г) психолого – педагогическая: психолого – педагогические консультации;
д) социально – трудовая: психолого – педагогические консультации.
Ряд специалистов выделяют в качестве одного из основных направлений реабилитации социально – педагогическую реабилитацию. Ее ведущий метод – создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.
Традиционные направления социально – педагогической реабилитации:
ü организация социального контроля за условиями воспитания и поведения ребенка;
ü социальная поддержка тех, кто испытывает затруднения из – за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении;
ü помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с расстройствами средовой адаптации;
ü предупреждение и пресечение разного рода отклонений поведения, когда социальная неприспособленность несовершеннолетнего требует использования определенных санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием;
ü координация отношений ребенка с первичным коллективом;
ü оздоровление;
ü психопрофилактика.(28).
Применяя разнообразные меры реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что эффективность реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных).
Выводы по первой главе.
Итак, причины попадания детей в группу риска имеют разные корни, но основным учреждением для таких детей остается интернатное учреждение. И та работа, которая проводится с детьми данной категорией в этом учреждении, должна носить прежде всего реабилитационный характер. Так как дети группы риска имеют разные проблемы, а чаще всего их совокупность, то реабилитация должна быть комплексной, включая в себя медицинскую, психологическую, педагогическую, социально - экономическую, профессиональную, бытовую реабилитацию. Реабилитация может проводиться как с конкретным ребенком индивидуально, так и с группой.
Глава 2. Экспериментальная работа по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.1 Организация
экспериментального
Исследование проводилось на базе Государственного учреждения «Областной социально–реабилитационный Центр для несовершеннолетних» (ОСРЦ) г. Кургана.
Учреждение
является стационарным специализированным
учреждением медико-
Свою деятельность Центр проводит в соответствии с федеральными законами и постановлениями Правительства, Администрации Курганской области и г. Кургана, Уставом, утвержденным 29.11.1995г. №506 являющимся нормативно-правовой основой работы центра.
Штатная структура предусматривает 25 мест для детей от 4 до 18 лет на период проживания до полугода. Ребята находятся на полном государственном обеспечении.
Основными направлениями деятельности Учреждения являются:
- профилактическая
работа по предупреждению
- обеспечение
несовершеннолетними
Информация о работе Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении