Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении.
В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих задач исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение индивидуальных особенностей детей группы риска в интернатном учреждении.
3. Разработать и экспериментально проверить программу реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
1.1 Понятие детей группы риска, их психологические особенности
1.2 Интернатное учреждение - форма устройства детей группы риска
1.3 Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.1 Организация экспериментального исследования
2.2 Реализация программы по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.3 Рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

группа риска.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Курганский государственный  университет

Педагогический факультет

Предметная комиссия по социальной педагогике

Реабилитация  детей группы риска в интернатном  учреждении

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Студент группы ПФ-5974 Н.Н.Терещенко

Специальность050711 «Социальная педагогика»

Руководитель

к.п.н., доцент Е.А.Легенчук

Руководитель  предметной комиссии

к.п.н., доцент Е.А.Легенчук

Декан педагогического  факультета

к.п.н.,профессор Г.М.Федосимов

Курган 2009

 

Содержание  

 

Введение

Глава 1. Теоретические  основы реабилитации детей группы риска  в интернатном учреждении

1.1 Понятие детей  группы риска, их психологические  особенности

1.2 Интернатное  учреждение - форма устройства детей группы риска

1.3 Теоретические  аспекты реабилитации детей группы  риска в интернатном учреждении

Выводы по 1 главе

Глава 2. Экспериментальная  работа по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном  учреждении

2.1 Организация  экспериментального исследования

2.2 Реализация  программы по профессиональной  реабилитации детей группы риска  в интернатном учреждении

2.3 Рекомендации  по совершенствованию реабилитационной  деятельности с детьми группы  риска в интернатном учреждении

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы 

 

 

Введение  

 

Актуальность  исследования. В современных условиях возрастает количество детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей с отклонениями в поведении, а также число неполных, многодетных, малоимущих семей. Т.е. растет число детей, которых относят к группе риска. Часто такие дети попадают в интернатные учреждения. Не многим интернатным учреждениям удается преодолеть факторы, травмирующие воспитанников: госпитальный принцип организации жизненного пространства; замкнутость и слабый контакт с социальным окружением; пошаговый контроль и полная зависимость ребенка от настроения взрослых; нарушенность важных для ребенка связей и отношений с другими, но значимыми лицами; приобретение ребенком различных видов депривации: материнской, сенсорной, эмоциональной, социальной и др. Несмотря на то, что предпринимаются разнообразные попытки преодолеть указанные противоречия, создавая специальные учреждения в разных моделях и формах для детей группы риска, проблема восстановления полноценного детства педагогическими средствами в этих учреждениях все еще остается нерешенной. Чтобы качественно изменить существующее положение воспитанников в интернатной системе, требуется большое внимание уделять процессам реабилитации.

При анализе  психолого-педагогической литературы нами было выявлено, что большое  внимание изучению детей группы риска  уделяли такие ученые, как Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева, Л.В. Мардахаев и др.

Е.И. Казакова определила основные группы факторов группы риска. Над этой же проблемой работала и  В.Е. Летунова. Т.И.Шульга рассматривала  смысл жизни детей группы риска. Адаптацией данной категории детей  занималась И.М. Осмоловская и др.

Проблеме реабилитационно – воспитательной работы в детском интернатном учреждении уделял внимание В.Морозов, О.И. Евстешина и др.

Большой вклад  в углубленную разработку теоретических  положений рассматриваемой нами проблемы внесли М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, О.А.Селиванова, С.А.Беличева, Б.А. Куган, В.В. Фалько, Т.А. Шишковец и др.

Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении.

Объект  исследования: дети группы риска в интернатном учреждении.

Предмет исследования: процесс реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении.

Концептуальная  идея исследования отражается в следующей гипотезе. Процесс реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении будет успешным, если:

а) раскрыта сущностная характеристика и уточнено понятие  «реабилитация детей группы риска  в интернатном учреждении»;

б) изучены индивидуальные особенности детей данной категории;

в) разработан план комплексной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении.

В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой  предусматривается решение следующих задач исследования:

1. Изучение и  анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования.

2. Изучение индивидуальных  особенностей детей группы риска  в интернатном учреждении.

3. Разработать  и экспериментально проверить  программу реабилитации детей  группы риска в интернатном  учреждении.

Ведущими  методами были: педагогический эксперимент, анализ, обобщение, методы математической статистики, наблюдение, анкетирование, беседа, игра, дискуссия.

Научная новизна нашего исследования заключается в том, что:

1. Раскрыта сущностная  характеристика понятия « реабилитация  детей группы риска в интернатном учреждении».

2. Разработана  и внедрена программа «Мои  профессиональные перспективы»  в рамках профессиональной реабилитации.

3.Разработаны  рекомендации по совершенствованию  реабилитационной деятельности  с детьми группы риска в  интернатном учреждении.

Теоретическая значимость проблемы исследования состоит в том, что был разработан план комплексной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении и рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что была разработана и реализована программа «Мои профессиональные перспективы» в рамках профессиональной реабилитации.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении

1.1 Понятие  детей группы риска, их психологические  особенности

В настоящее  время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в  педагогике и психологии. Понятие  дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность  чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически  речь идет о двух сторонах риска. С  одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.(13).

Однако в  последнее время эта категория  детей рассматривается специалистами  прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и  подростков к данной категории.

Л.В. Мардахаев  относит к группе риска группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей – инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.(12).

По мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три  основные группы факторов риска, которые  создают вероятностную опасность  для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид  социальных).

Близок к  этому подход В.Е. Летуновой, которая  выделяет следующую группу факторов риска:

·  медико-биологические (группы здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушение в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития);

·  социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное повеление, употребление спиртных напитков, наркотиков) ;

·  психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми);

·  педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).(13).

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева дают следующие  определение детям группы риска: категория детей, которые в силу определенных обстоятельств своей  жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.(17).

Анализ психолого  – педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей  в группу риска. Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и прочее) ; устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод) ; оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых и т.д.

Федеральный закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 года принимает за основу термин « дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации:

- дети, ставшиеся  без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

- дети, имеющие  недостатки в психическом и  физическом развитии;

- дети-жертвы  вооруженных и межнациональных  конфликтов, экологических и техногенных  катастроф, стихийных бедствий;

- дети из  семьи беженцев и вынужденных  переселенцев;

- дети, оказавшиеся  в экстремальных условиях;

- дети-жертвы  насилия;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети, находящиеся  в специальных учебно-воспитательных  учреждениях;

- дети, проживающие  в малоимущих семьях;

- дети с отклонениями  в поведении;

- дети, жизнедеятельность  которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.(17)

Следовательно, принадлежность детей к группе риска  обусловлено различной неблагоприятной  этнологией, т.е. имеет разные социальные корни.

Большинство детей  попадает в группу риска в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый  возраст- это возраст очень быстрых  качественных изменений. Он совпадает с периодом полового созревания. В организме ребенка происходят серьезные гормональные перестройки, ускоряются темпы роста, развиваются репродуктивные органы, увеличивается мышечная и жировая масса тела. Постепенно тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Интенсивный рост конечностей сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток смотрит на все эти изменения с ужасом, он становится недовольным своим телом и внешностью. Все это может привести к большим изменениям в психике подростка.

Подростки группы риска характеризуются трудностями  во взаимоотношениях с окружающим людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями  во взаимоотношениях, нарушениями в  сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугубление трудности в овладении учебных материалов, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утраты своей ценности и ценности другого человека.(17).

Психологи (Л.С. Выготский и другие) выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся : эгоцентрическая  доминанта- интерес к собственной  личности; доминанта усилия - тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.; доминанта к романтике - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Информация о работе Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении