Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:08, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении.
В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих задач исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение индивидуальных особенностей детей группы риска в интернатном учреждении.
3. Разработать и экспериментально проверить программу реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении.
Введение
Глава 1. Теоретические основы реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
1.1 Понятие детей группы риска, их психологические особенности
1.2 Интернатное учреждение - форма устройства детей группы риска
1.3 Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.1 Организация экспериментального исследования
2.2 Реализация программы по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.3 Рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
2.3 Рекомендации
по совершенствованию
Необходимыми
условиями реабилитационного
Ø принимать ребенка таким, каков он есть, прилагая усилия к раскрытию его потенциальных возможностей. Если ребенок встречает истинное принятие себя, он в итоге преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт и способен к личностному росту и развитию;
Ø понимать ребенка, то есть глубоко проникнуться всеми его проблемами, чувствами и стремлениями. Чтобы ребенок смог преодолевать трудности, надо устранять все, что мешает ему быть счастливым;
Ø помогать ребенку, причем стратегия помощи определяется задачей подростка преодоления себя вчерашнего и тем самым обретения новых шансов на лучшее завтра.
В то же время особую значимость в практике реабилитации детей приобретает изучение педагогом качественных характеристик состояний и ситуаций в становлении и развитии индивидуальности, самобытности, самоценности индивида.
Для того чтобы реабилитационная деятельность с детьми группы риска в интернатном учреждении осуществлялась эффективнее и охватывало наибольшее количество детей, мы предлагаем рекомендации по ее совершенствованию.
1.Комплексность
проблем, которые требуют
Также необходимо повышать квалификацию специалистов, работающих в данных учреждениях. Реабилитационная деятельность требует от специалиста фундаментальных профессиональных знаний. В настоящее время ожидания общества и требования к специалисту социальной сферы показывает высокую потребность в инициативных, ответственных, эмпатийных, компетентных и коммуникабельных специалистах.
Профессиональная компетентность специалиста по реабилитационной деятельности - характеристика, определяющая способность специалиста решать типичные профессиональные задачи и проблемы, возникающих в ситуациях практической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта на основе отношения к профессии и профессионально обусловленных качествах личности, а также способность продуктивно использовать опыт коллег, инновационный опыт, умение обобщить и передать свой опыт другим и готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятым в обществе стандартами и нормами.
Необходимо
создать программу
2.Диагностика
проблем личностного и
Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка. Для этого необходимо:
· Изучать индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
· Исследовать условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.
3. Привлечение к сотрудничеству учреждения различной направленности. Только совместная работа будет являться эффективной.
Принять меры по восстановлению роли школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, а также по усилению ее работы с неблагополучными семьями.
Должна быть согласованность действий всех организаций, занимающихся этим вопросом, в том числе и общественных. Работа должна носить комплексный характер.
4. Привлечение к сотрудничеству различных спортивных детско-юношеских культурно-оздоровительных учреждений, учреждений дополнительного образования, предоставляющих условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации детей и подростков.
Создать возможность общения детей из центра с другими детьми. Так как в основном дети из интернатного учреждения изолированы от внешнего мира. Основное общение происходит в центре и школе. Поэтому возможно организовать совместные мероприятия детей группы риска с детьми, имеющими стойкие морально нравственные принципы, активную жизненную позицию, что будет способствовать их интеграции в среду социально благополучных сверстников и становится важным фактором для пересмотра ими собственного поведения и отношения к жизни. К таким мероприятиям можно отнести спортивные соревнования, праздники, совместные игры и т.д.
5. Тесное сотрудничество
с комиссией по делам
6. Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении должна носить как групповой, так и индивидуальный характер. Чаще всего в данных учреждениях реабилитация больше рассчитана на группу, не учитывая индивидуальные особенности и проблемы детей.
При составлении рекомендаций был использован опыт работы ГУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Выводы по второй главе.
Большую роль в реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении, играет изучение личности ребенка, поступающего в данное учреждение. На примере проведения мероприятий по профессиональной реабилитации, мы увидели значение данного вида деятельности и необходимость его проведения.
Также был изучен опыт реабилитационной деятельности ГУ «Областного социально – реабилитационного Центра для несовершеннолетних».
Основная
задача социально-
В социально-реабилитационных центрах работают педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, воспитатели, социальные педагоги, юристы, медики, которые призваны решать эти задачи.
Для решения
этих задач создаются социально-
Также нами были выявлены специфические принципы реабилитационной деятельности в интернатном учреждении на примере ГУ «Областного социально – реабилитационного Центра для несовершеннолетних»:
- признание
ребенка субъектом
- создание активного и деятельностного пространства и установление значимых связей воспитанников с окружающими;
- осуществление
программ педагогической
- формирование
позитивного отношения
Для совершенствования реабилитационной деятельности в интернатном учреждении нами были разработаны рекомендации, которые требуют совместной работы многих специалистов и учреждений.
Заключение
В результате проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что проблема реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении действительно является актуальной в настоящее время.
Это было выявлено в процессе анализа литературы, а также в ходе проведения исследования и разработки рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении.
В дипломной работе были изучены причины попадания детей в группу риска, направления деятельности интернатных учреждений, а также реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении.
В тоже время был проанализирован опыт работы с детьми группы риска в ГУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Нами были выявлены проблемы детей, связанные с неадекватной самооценкой, низким уровнем самоуважения, низким уровнем осведомленности в области профориентации. Опыт показывает, что в таких случаях целесообразно вырабатывать, совершенствовать и использовать разнообразные формы работы с детьми для более эффективной реабилитации, разрабатывать как индивидуальные, так и групповые программы реабилитации.
Также была разработана и реализована программа «Мои профессиональные перспективы» в рамках профессиональной реабилитации. На примере, которой можно увидеть значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении.
Для успешности реабилитационной деятельности, нами были разработаны рекомендации по ее совершенствованию, на которые необходимо опираться при составлении как индивидуальных, так и групповых программ реабилитации.
Список использованной литературы
1.Ажнина О.
Психологическая поддержка
2.Барсукова
Т. Социально-педагогическое
3.Бодров В.А.
Психология профессиональной
4.Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Издательский центр «Академия», 2002. - 160с.
5.Воспитательная работа в детском доме и школе – интернате//Социальная педагогика. - 2005. - №3. - С. 88 - 96.
6.Дементьева
И.Работа школы с детьми
7.Евстешина
О.И. Модель реабилитационной
работы в условиях социального
приюта/О.И. Евстешина, М.С.
8.Еникеев М.И.
Психологический
9.Землянухина
Н. Влияние внутрисемейных
10.Лузина Л.
Как помочь школьнику в
11.Макаренко
С. Профилактика полоролевых
12.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. -269с.
13.Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192с.
14.Методика работы социального педагога/Под ред. Л.В. Кузнецовой, сост.Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2006. - 96с.
15.Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. - 2008. -№1. - С. 107
16.Морозов В. Педагогическое
проектирование
17.Олиференко Л.Я. Социально-
18.Осмоловская И. Как
помочь детям группы риска
адаптироваться к школе//
19.Пряжников Н.С. Методы
активизации профессионального
и личностного самоопределения:
20.Селиванова О.А.
21.Сидорова Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита//Социальная педагогика. - 2003. - №2. - С. 98 - 100.
22.Скворцов В.А. К проблеме
конфликтов и психологической
дезадаптации «группы риска»//
23.Словарь по социальной педагогике:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368с.
24.Социальная педагогика:Курс
лекций/Под общей ред. М.А.
25.Социально – трудовая
реабилитация детей и
26.Справочник социального педагога: 5-11классы/Авт. - сост.Т.А.Шигковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 336с.
27.Сушкова Ф. Диалог
на уроке - залог успеха в
воспитании и обучении
28.Шакурова М.В. Методика
и технология работы
29.Шульга Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска//Социальная педагогика. - 2005. - №2. - С. 35 - 39.
Информация о работе Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении