Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении.
В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих задач исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение индивидуальных особенностей детей группы риска в интернатном учреждении.
3. Разработать и экспериментально проверить программу реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
1.1 Понятие детей группы риска, их психологические особенности
1.2 Интернатное учреждение - форма устройства детей группы риска
1.3 Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.1 Организация экспериментального исследования
2.2 Реализация программы по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.3 Рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

группа риска.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

2.3 Рекомендации  по совершенствованию реабилитационной  деятельности с детьми группы  риска в интернатном учреждении

Необходимыми  условиями реабилитационного процесса в интернатном учреждении могут  являться разработанные нами в ходе исследования, следующие педагогические принципы:

Ø  принимать ребенка таким, каков он есть, прилагая усилия к раскрытию его потенциальных возможностей. Если ребенок встречает истинное принятие себя, он в итоге преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт и способен к личностному росту и развитию;

Ø  понимать ребенка, то есть глубоко проникнуться всеми его проблемами, чувствами и стремлениями. Чтобы ребенок смог преодолевать трудности, надо устранять все, что мешает ему быть счастливым;

Ø  помогать ребенку, причем стратегия помощи определяется задачей подростка преодоления себя вчерашнего и тем самым обретения новых шансов на лучшее завтра.

В то же время  особую значимость в практике реабилитации детей приобретает изучение педагогом  качественных характеристик состояний  и ситуаций в становлении и  развитии индивидуальности, самобытности, самоценности индивида.

Для того чтобы реабилитационная деятельность с детьми группы риска в интернатном учреждении осуществлялась эффективнее и охватывало наибольшее количество детей, мы предлагаем рекомендации по ее совершенствованию.

1.Комплексность  проблем, которые требуют решения  в процессе реабилитационной деятельности с детьми группы риска, находящимися в интернатном учреждении, требуют участия в этой деятельности разных специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков, юристов, учителей и т.д.). Поэтому для успешной реабилитации детей данные специалисты должны находиться в штате учреждения. Но, к сожалению, как показывает опыт, не все учреждения реабилитации имеют необходимых специалистов.

Также необходимо повышать квалификацию специалистов, работающих в данных учреждениях. Реабилитационная деятельность требует от специалиста фундаментальных профессиональных знаний. В настоящее время ожидания общества и требования к специалисту социальной сферы показывает высокую потребность в инициативных, ответственных, эмпатийных, компетентных и коммуникабельных специалистах.

Профессиональная  компетентность специалиста по реабилитационной деятельности - характеристика, определяющая способность специалиста решать типичные профессиональные задачи и  проблемы, возникающих в ситуациях  практической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта на основе отношения к профессии и профессионально обусловленных качествах личности, а также способность продуктивно использовать опыт коллег, инновационный опыт, умение обобщить и передать свой опыт другим и готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятым в обществе стандартами и нормами.

Необходимо  создать программу профессиональной учебы специалистов, в рамках которой  должны проводиться занятия и  тренинги, изучение нормативно-правового обслуживания граждан, основы социального знания, общей психологии и педагогики, знакомство с новыми методами и формами социальной работы.

2.Диагностика  проблем личностного и социального  развития детей группы риска  в интернатном учреждении.

Данная функция  необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка. Для этого необходимо:

·  Изучать индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;

·  Исследовать условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

3. Привлечение  к сотрудничеству учреждения  различной направленности. Только совместная работа будет являться эффективной.

Принять меры по восстановлению роли школы в обеспечении  воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, а также  по усилению ее работы с неблагополучными семьями.

Должна быть согласованность действий всех организаций, занимающихся этим вопросом, в том  числе и общественных. Работа должна носить комплексный характер.

4.      Привлечение к сотрудничеству различных спортивных детско-юношеских культурно-оздоровительных учреждений, учреждений дополнительного образования, предоставляющих условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации детей и подростков.

Создать возможность  общения детей из центра с другими  детьми. Так как в основном дети из интернатного учреждения изолированы от внешнего мира. Основное общение происходит в центре и школе. Поэтому возможно организовать совместные мероприятия детей группы риска с детьми, имеющими стойкие морально нравственные принципы, активную жизненную позицию, что будет способствовать их интеграции в среду социально благополучных сверстников и становится важным фактором для пересмотра ими собственного поведения и отношения к жизни. К таким мероприятиям можно отнести спортивные соревнования, праздники, совместные игры и т.д.

5. Тесное сотрудничество  с комиссией по делам несовершеннолетних, которая могла бы организовывать  экскурсии в учреждения пенитенциарной  системы. Они бы могли оказать  большое психологическое влияние  на детей и уберечь их от  совершения правонарушений.

6. Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении должна носить как групповой, так и индивидуальный характер. Чаще всего в данных учреждениях реабилитация больше рассчитана на группу, не учитывая индивидуальные особенности и проблемы детей.

При составлении рекомендаций был использован опыт работы ГУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Выводы  по второй главе.

Большую роль в реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном  учреждении, играет изучение личности ребенка, поступающего в данное учреждение. На примере проведения мероприятий по профессиональной реабилитации, мы увидели значение данного вида деятельности и необходимость его проведения.

Также был изучен опыт реабилитационной деятельности ГУ «Областного социально – реабилитационного Центра для несовершеннолетних».

Основная  задача социально-реабилитационных центров выпускать в жизнь не иждивенцев, а социально-активную личность, способную принести пользу государству и реально решать свои жизненные проблемы.

В социально-реабилитационных центрах работают педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, воспитатели, социальные педагоги, юристы, медики, которые призваны решать эти задачи.

Для решения  этих задач создаются социально-реабилитационные программы по разным направлениям реабилитации, но в силу того, что учреждения данного типа достаточно «молоды» и не имеется большого опыта работы в этой сфере, программы часто не совершенны, в процессе работы, что-то идет хорошо, а что-то не очень.

Также нами были выявлены специфические принципы реабилитационной деятельности в интернатном учреждении на примере ГУ «Областного социально – реабилитационного Центра для несовершеннолетних»:

- признание  ребенка субъектом педагогической  реабилитации;

- создание активного  и деятельностного пространства и установление значимых связей воспитанников с окружающими;

- осуществление  программ педагогической реабилитации  при взаимодействии всех специалистов  центра;

- формирование  позитивного отношения воспитанников  к окружающей действительности.

Для совершенствования  реабилитационной деятельности в интернатном  учреждении нами были разработаны рекомендации, которые требуют совместной работы многих специалистов и учреждений.

 

Заключение

В результате проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что проблема реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении действительно является актуальной в настоящее время.

Это было выявлено в процессе анализа литературы, а  также в ходе проведения исследования и разработки рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении.

В дипломной  работе были изучены причины попадания  детей в группу риска, направления  деятельности интернатных учреждений, а также реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении.

В тоже время  был проанализирован опыт работы с детьми группы риска в ГУ «Областной социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних».

Нами были выявлены проблемы детей, связанные с неадекватной самооценкой, низким уровнем самоуважения, низким уровнем осведомленности в области профориентации. Опыт показывает, что в таких случаях целесообразно вырабатывать, совершенствовать и использовать разнообразные формы работы с детьми для более эффективной реабилитации, разрабатывать как индивидуальные, так и групповые программы реабилитации.

Также была разработана  и реализована программа «Мои профессиональные перспективы» в рамках профессиональной реабилитации. На примере, которой можно увидеть значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении.

Для успешности реабилитационной деятельности, нами были разработаны рекомендации по ее совершенствованию, на которые необходимо опираться при составлении как  индивидуальных, так и групповых программ реабилитации. 

 

 

Список  использованной литературы 

 

1.Ажнина О.  Психологическая поддержка профессионального  самоопределения детей – сирот//Воспитание  школьников. – 2005. - №7. - С. 41 - 46.

2.Барсукова  Т. Социально-педагогическое сопровождение  детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика. - 2003. - №1. - С.70 - 72.

3.Бодров В.А.  Психология профессиональной пригодности.  Учебное пособие для вузов. - М.:ПЕР  СЭ, 2001. - 511с.

4.Василькова  Ю.В.Методика и опыт работы  социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Издательский центр «Академия», 2002. - 160с.

5.Воспитательная  работа в детском доме и  школе – интернате//Социальная  педагогика. - 2005. - №3. - С. 88 - 96.

6.Дементьева  И.Работа школы с детьми группы  риска//Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 21- 28.

7.Евстешина  О.И. Модель реабилитационной  работы в условиях социального  приюта/О.И. Евстешина, М.С. Белякова//Дефектология. - 2006. - №1. - С. 66 - 71.

8.Еникеев М.И.  Психологический энциклопедический  словарь. - М.:ТК Велби, 2006. - 560с.

9.Землянухина  Н. Влияние внутрисемейных отношений  на формирование личности ребенка//Социальная  педагогика. - 2005. - №1. - С. 81 - 83.

10.Лузина Л.  Как помочь школьнику в жизненном  самоопределении//Воспитание школьников. - 2003. - №10. - С. 24 - 27.

11.Макаренко  С. Профилактика полоролевых нарушений  у подростков группы риска//Социальная  педагогика. - 2005. - №2. - С. 79 - 82.

12.Мардахаев  Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. -269с.

13.Методика и  технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192с.

14.Методика работы  социального педагога/Под ред.  Л.В. Кузнецовой, сост.Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2006. - 96с.

15.Морозов В.  Реабилитационная педагогика// Социальная  педагогика. - 2008. -№1. - С. 107

16.Морозов В. Педагогическое  проектирование реабилитационно  – воспитательной работы в  детском интернатном учреждении.//Социальная  педагогика. - 2006. - №3. - С. 68 - 74.

17.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая  поддержка детей группы риска/  Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Академия, 2002. - 256с.

18.Осмоловская И. Как  помочь детям группы риска  адаптироваться к школе//Начальная  школа. - 2001. - №12. - С. 55 - 57.

19.Пряжников Н.С. Методы  активизации профессионального  и личностного самоопределения:Учебно-методическое  пособие. - 2-е изд.,стер.-М.:Издательство  Московского психолого-социального  института;Воронеж:Издательство НПО  «МОДЭК», 2003. - 400с.

20.Селиванова О.А. Взаимодействие  социального педагога с детьми  группы риска/О.А. Селиванова, В.В.  Фалько//Педагогика. - 2006. - №6. - С. 58 - 62.

21.Сидорова Л. Дети «группы  риска»: помощь, поддержка, защита//Социальная  педагогика. - 2003. - №2. - С. 98 - 100.

22.Скворцов В.А. К проблеме  конфликтов и психологической  дезадаптации «группы риска»//Мир  психологии. - 2005. - №2. - С. 156 - 158.

23.Словарь по социальной  педагогике:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368с.

24.Социальная педагогика:Курс  лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 2000. - 416с.

25.Социально – трудовая  реабилитация детей и подростков//Социальная  педагогика. - 2006. - №3. - С. 63 - 67.

26.Справочник социального  педагога: 5-11классы/Авт. - сост.Т.А.Шигковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 336с.

27.Сушкова Ф. Диалог  на уроке - залог успеха в  воспитании и обучении школьников  группы риска//Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 39 - 41.

28.Шакурова М.В. Методика  и технология работы социального  педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр  «Академия», 2004. - 272с.

29.Шульга Т. Смысл жизни  и ценности детей группы риска//Социальная педагогика. - 2005. - №2. - С. 35 - 39.


Информация о работе Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении