Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении.
В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих задач исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение индивидуальных особенностей детей группы риска в интернатном учреждении.
3. Разработать и экспериментально проверить программу реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
1.1 Понятие детей группы риска, их психологические особенности
1.2 Интернатное учреждение - форма устройства детей группы риска
1.3 Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.1 Организация экспериментального исследования
2.2 Реализация программы по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.3 Рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

группа риска.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

- обеспечение  доступности и своевременности  предоставления квалифицированной  социальной, правовой, психолого-медико-педагогической  помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, в соответствии индивидуальными программами социальной реабилитации.

В соответствии с основными направлениями деятельности Учреждение выполняет следующие  функции:

- прием безнадзорных, беспризорных детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;

- предоставление  временного проживания несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации и нуждающимся в помощи  государства, в условиях, приближенных  к домашним, способствующих социальной реабилитации несовершеннолетних; заменяющих, извещение их о месте нахождении ребенка, установление связи с детским учреждением, где он находился постоянно;

- доставление  к месту проживания законных  представителей несовершеннолетнего;

- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, защиты их от оскорблений, жестокости и насилия;

- обеспечение  воспитанников питанием, одеждой,  обувью и другими предметами  вещевого довольствия, медикаментами  согласно установленным нормам;

- проведение  лечебно-профилактической и противоэпидемической работы;

- выявление  и анализ причин, обусловивших  социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

- разработка  и реализация программ социальной  реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий,  направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации;

- оказание психологической,  психокоррекционной и иной помощи  по ликвидации кризисной ситуации  в семье и возвращение ребенка  к родителям или лицам, их  заменяющим, устройству детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий  для учебно-трудовой деятельности  воспитанников;

- организация  получения образования воспитанниками  в соответствии с законом РФ  «Об образовании» с учетом  времени пребывания в Учреждении, формы и степени их дезадаптации, уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования воспитанников принимается и согласовывается с медико-педагогической комиссией;

- оказание консультативной  помощи воспитанникам по юридическим,  социальным, педагогическим, и другим вопросам;

- организация  досуга воспитанников, проведение  совместно с учреждениями культур  культурно-массовых и спортивных  мероприятий;

- содействие  в решении дальнейшей судьбы  несовершеннолетнего совместно  с заинтересованными ведомствами,  оказание помощи в устройстве на постоянное место жительства, возвращение в интернатное учреждение или о переводе в другое детское учреждение, в постоянном или временном трудоустройстве подростков в этом нуждающихся;

- осуществляет  перевозку несовершеннолетних в соответствии с Положением об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, утвержденным постановлением Правительства от 26.10.2000г. № 822;

- обеспечение  организации труда сотрудников  Учреждения и повышение их  квалификации;

- проведение  инструктивно-методических совещаний  для всех категорий сотрудников  Учреждения с целью повышения  их профессионального мастерства.

Учреждение  вправе осуществлять также любую  деятельность, не запрещенную законодательными актами РФ и не противоречащую настоящему Уставу, в пределах, не наносящих  ущерба деятельности Учреждения.

В Центре отработана система реабилитационной, воспитательной и коррекционной работы с воспитанниками, обеспечивающая восстановление утраченных контактов с семьей, оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса, снятие психотравмирующих ситуаций среди ближайшего окружения. А также содействие подросткам в профессиональной ориентации и получении образования, оказание медико-психолого-педагогической помощи.

Социально-правовая работа по защите законных прав и интересов  детей осуществляется юристом Центра. Отличительной чертой правовой службы ОСРЦ является эффективность ее деятельности, которая обусловлена хорошим взаимодействием с различными органами и учреждениями городов и районов области, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами опеки и попечительства, судами, бюро ЗАГСа, органов внутренних дел, адресного бюро, учреждениями здравоохранения и прокуратуры.

В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте от 11 до 16 лет. Хотя штатная структура предусматривает 25 мест для детей, но так как это учреждение для временного пребывания, смена детей происходит часто, и вновь прибывшие дети тоже вовлекались в исследование. Исследование проводилось в период с февраля по март 2009 года.

Целью нашего исследования является экспериментально проверить  значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном  учреждении.

Задачи исследования:

ü  Изучение личности детей группы риска, находящихся в интернатном учреждении;

ü  Разработка плана комплексной реабилитации детей группы риска;

ü  Реализация программы «Мои профессиональные перспективы» в рамках плана комплексной реабилитации детей группы риска;

ü  Составление рекомендаций по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении.

В процессе проведения исследования нами были использованы такие методы, как анкетирование, математико-статистическая обработка  полученных результатов, опрос, ранжирование, эксперимент.

Экспериментальное исследование проводилось в 4 этапа.

На первом этапе  проводилось изучение личности подростков, которое включало в себя определение  уровня самоуважения, самооценки подростков, изучение их жизненных ценностей, изучение профориентации, определение потребностей детей, находящихся в центре.

2 этап – разработка  плана комплексной реабилитации  детей группы риска в интернатном  учреждении и программы « Мои  профессиональные перспективы».

На третьем  этапе проводилась реализация программы «Мои профессиональные перспективы».

4 этап – составление  рекомендаций по совершенствованию  реабилитационной деятельности  с детьми группы риска в  интернатном учреждении.

Важным условием успешной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении является изучение личности несовершеннолетнего. Данные изучения помогут при составлении индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего. Ведь подростки группы риска, поступающие в интернатное учреждение, имеют проблемы разного характера: психологического, медицинского, социального и т.д. Поэтому на первом этапе детям было предложено выполнить ряд заданий, который включал в себя методику Розенберга для определения уровня самоуважения подростка, методику изучения самооценки, методику для определения жизненных ценностей – ранжирование, анкету по профориентации «Я и профессия», методику для определения потребностей детей «Фантастический выбор». Все методики были нами модифицированы.

Подростки приняли  очень активное участие в данном исследовании, проявили большой интерес к заданиям.

Для определения  уровня самоуважения подросткам было предложено ответить на вопросы методики (Приложение 1), которая состоит из 10 вопросов и 4 вариантов ответов: полностью  согласен; согласен; не согласен; абсолютно  не согласен.

Полученные  данные отображены на рисунке 1.

25%низкий уровень  самоуважения

75%адекватный  уровень самоуважения

Рисунок 1. Диаграмма 

 

Выявление самооценки ставит перед ребенком вопрос, к  чему он пригоден, каковы его склонности и способности. Для определения уровня самооценки ребятам необходимо было представить, что их жизнь лестница и оценить на какой из ее ступеней по состоянию здоровья, уму, ощущению счастья, успеху в учебе и уверенности в себе находятся они в данный момент. Отметить это «галочкой». (Приложение 2) Полученные данные наглядно представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Диаграмма

1ряд – адекватная  самооценка;

2 ряд– завышенная  самооценка;

3 ряд– заниженная  самооценка.

У большинства  детей счастье стоит на самой  низшей ступени, здоровье, ум, успехи в учебе занимает средние позиции, а уверенность в себе - верхние позиции.

Подросткам  было предложено расставить по порядку  личной значимости предпочтительные качества личности, ценности и занятия (Приложение 3). Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Жизненные ценности детей группы риска, проживающих  в интернатном учреждении

Место

Значимые качества личности

Значимые ценности

Значимые занятия

1

Трудолюбие

Честность

Справедливость

Друзья

Семья

Родина

Общение с друзьями

2

Добрый

Умный

Труд

Помощь по хозяйству

3

верный

Здоровье

Игра с малышами


 

Дети данной категории не ценят такие качества личности, как веселый, общительный, энергичный.

Незначимыми для  детей являются следующие ценности:

ü  Знания,

ü  Деньги,

ü  Успех.

Что касается денег, то у детей к ним крайне негативное отношение. В результате проведения методики «Незаконченный тезис», где им было предложено продолжить утверждение деньги – это…, большинство подростков ответили, что это плохо, грязь.

Что касается занятий, то незначимыми для них являются смотреть телевизор, слушать музыку, возиться с техникой.

Также подросткам было предложено ответить на вопросы  анкеты «Я и профессия» (Приложение 4). На продолжение высказывания «работа  – это…», были получены следующие  варианты ответов: заработать деньги – 73,3%, то, чем я занимаюсь в течение жизни – 10%, любимое и выгодное дело – 16,7%.

Данные ответов  на вопрос: Какую работу вы хотели бы иметь в будущем, отображены в  таблице 2.

Таблица 2

Моя будущая работа

Варианты ответов

Результаты

С большой оплатой

27%

С гарантией  безработицы

0%

Престижную

13%

Не вредную  для здоровья

13%

Нужную стране и людям

40%

Интересную  для себя

7%


На вопрос: С  кем вы больше общаетесь, 86% детей  ответили, что больше всего общаются с друзьями,7% - с родителями, 7% - с  учителями. Это свидетельствует о том, что существует большая вероятность влияния друзей в процессе выбора профессии на подростков из первой группы. Но не всегда друзья могут оказать положительное влияние.

Подросткам  также было предложено перечислить  известные им профессии:4 человека не смогли назвать ни одной профессии; 11 детей назвали от 2 до3; 8 – от 5 до 7; 7 – от 8 до 9. Среди названных профессий были такие, как врач, педагог, юрист, ветеринар, водитель, бухгалтер, директор, воспитатель, продавец, слесарь, сварщик, шеф – повар, актер, переводчик, режиссер, архитектор и другие.

Назвать черты  характера, которыми должен обладать человек  определенной профессии, вызвало большие  затруднения у детей: 7 детей назвали  по 1 черте характера; 6 – до 2; 17 –  от 3 до 5. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Черты характера, необходимые для овладения  профессией

Профессия

Черты характера

Учитель

Ум, доверие, внимательность, доброта, знание

Врач

Лечебные способности, руки, дар, ум, серьезность, работа в  удовольствие

Юрист

Доверчивость, ум, серьезность, упертость, опознавание  документов

Ветеринар

Любовь к  животным, руки, доброта, честность, понимание  животных


Подростки почти  не имеют представление о том, какие качества личности необходимы для овладения той или иной профессией.

С выбором профессии  определились 30%, а 70% - еще не задумывались над этим вопросом. Среди выбранных  профессий можно выделить такие, как водитель, ветеринар, врач, шеф  – повар в Японии или переводчик японского языка.

По мнению большинства  детей, чтобы стать хорошим специалистом, необходимо иметь способности, время, знание, цели.

76,6% подростков  считают, что получение профессии  им даст деньги, 13,4% - не смогли  ответить на данный вопрос,10% –  любимое дело.

На продолжение  тезиса «С моими способностями я стану…», были получены такие варианты ответов, как умным, спортсменом, врачом, кем захочу и др.

Для определения  потребностей, подросткам было предложена методика «Фантастический выбор», где  им необходимо было представить себя волшебником и сделать все, что они захотят. 75% детей хотят вернуться домой, 15% - уйти из центра, 1 подросток хочет создать свою семью, построить дом и сильно любить своих близких, а другой сказал, что не верит в чудеса, не хочет даже мечтать, ведь это вредно.

Информация о работе Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении