Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:08, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении.
В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих задач исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение индивидуальных особенностей детей группы риска в интернатном учреждении.
3. Разработать и экспериментально проверить программу реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении.
Введение
Глава 1. Теоретические основы реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
1.1 Понятие детей группы риска, их психологические особенности
1.2 Интернатное учреждение - форма устройства детей группы риска
1.3 Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.1 Организация экспериментального исследования
2.2 Реализация программы по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
2.3 Рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
- обеспечение
доступности и своевременности
предоставления
В соответствии
с основными направлениями
- прием безнадзорных, беспризорных детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;
- предоставление
временного проживания
- доставление
к месту проживания законных
представителей
- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, защиты их от оскорблений, жестокости и насилия;
- обеспечение
воспитанников питанием, одеждой,
обувью и другими предметами
вещевого довольствия,
- проведение лечебно-профилактической и противоэпидемической работы;
- выявление
и анализ причин, обусловивших
социальную дезадаптацию
- разработка
и реализация программ
- оказание психологической,
психокоррекционной и иной
- создание условий
для учебно-трудовой
- организация
получения образования
- оказание консультативной
помощи воспитанникам по
- организация
досуга воспитанников,
- содействие
в решении дальнейшей судьбы
несовершеннолетнего совместно
с заинтересованными
- осуществляет перевозку несовершеннолетних в соответствии с Положением об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, утвержденным постановлением Правительства от 26.10.2000г. № 822;
- обеспечение организации труда сотрудников Учреждения и повышение их квалификации;
- проведение
инструктивно-методических
Учреждение вправе осуществлять также любую деятельность, не запрещенную законодательными актами РФ и не противоречащую настоящему Уставу, в пределах, не наносящих ущерба деятельности Учреждения.
В Центре отработана
система реабилитационной, воспитательной и коррекционной
работы с воспитанниками, обеспечивающая
восстановление утраченных контактов
с семьей, оздоровление системы межличностных
отношений несовершеннолетних, восстановление
их социального статуса, снятие психотравмирующих
ситуаций среди ближайшего окружения.
А также содействие подросткам в профессиональной
ориентации и получении образования, оказание
медико-психолого-
Социально-правовая работа по защите законных прав и интересов детей осуществляется юристом Центра. Отличительной чертой правовой службы ОСРЦ является эффективность ее деятельности, которая обусловлена хорошим взаимодействием с различными органами и учреждениями городов и районов области, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами опеки и попечительства, судами, бюро ЗАГСа, органов внутренних дел, адресного бюро, учреждениями здравоохранения и прокуратуры.
В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте от 11 до 16 лет. Хотя штатная структура предусматривает 25 мест для детей, но так как это учреждение для временного пребывания, смена детей происходит часто, и вновь прибывшие дети тоже вовлекались в исследование. Исследование проводилось в период с февраля по март 2009 года.
Целью нашего исследования является экспериментально проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении.
Задачи исследования:
ü Изучение личности детей группы риска, находящихся в интернатном учреждении;
ü Разработка плана комплексной реабилитации детей группы риска;
ü Реализация программы «Мои профессиональные перспективы» в рамках плана комплексной реабилитации детей группы риска;
ü Составление рекомендаций по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении.
В процессе проведения исследования нами были использованы такие методы, как анкетирование, математико-статистическая обработка полученных результатов, опрос, ранжирование, эксперимент.
Экспериментальное исследование проводилось в 4 этапа.
На первом этапе проводилось изучение личности подростков, которое включало в себя определение уровня самоуважения, самооценки подростков, изучение их жизненных ценностей, изучение профориентации, определение потребностей детей, находящихся в центре.
2 этап – разработка
плана комплексной
На третьем этапе проводилась реализация программы «Мои профессиональные перспективы».
4 этап – составление
рекомендаций по
Важным условием успешной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении является изучение личности несовершеннолетнего. Данные изучения помогут при составлении индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего. Ведь подростки группы риска, поступающие в интернатное учреждение, имеют проблемы разного характера: психологического, медицинского, социального и т.д. Поэтому на первом этапе детям было предложено выполнить ряд заданий, который включал в себя методику Розенберга для определения уровня самоуважения подростка, методику изучения самооценки, методику для определения жизненных ценностей – ранжирование, анкету по профориентации «Я и профессия», методику для определения потребностей детей «Фантастический выбор». Все методики были нами модифицированы.
Подростки приняли очень активное участие в данном исследовании, проявили большой интерес к заданиям.
Для определения уровня самоуважения подросткам было предложено ответить на вопросы методики (Приложение 1), которая состоит из 10 вопросов и 4 вариантов ответов: полностью согласен; согласен; не согласен; абсолютно не согласен.
Полученные данные отображены на рисунке 1.
25%низкий уровень самоуважения
75%адекватный уровень самоуважения
Рисунок 1. Диаграмма
Выявление самооценки ставит перед ребенком вопрос, к чему он пригоден, каковы его склонности и способности. Для определения уровня самооценки ребятам необходимо было представить, что их жизнь лестница и оценить на какой из ее ступеней по состоянию здоровья, уму, ощущению счастья, успеху в учебе и уверенности в себе находятся они в данный момент. Отметить это «галочкой». (Приложение 2) Полученные данные наглядно представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Диаграмма
1ряд – адекватная самооценка;
2 ряд– завышенная самооценка;
3 ряд– заниженная самооценка.
У большинства детей счастье стоит на самой низшей ступени, здоровье, ум, успехи в учебе занимает средние позиции, а уверенность в себе - верхние позиции.
Подросткам было предложено расставить по порядку личной значимости предпочтительные качества личности, ценности и занятия (Приложение 3). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Жизненные ценности детей группы риска, проживающих в интернатном учреждении
Место |
Значимые качества личности |
Значимые ценности |
Значимые занятия |
1 |
Трудолюбие Честность Справедливость |
Друзья Семья Родина |
Общение с друзьями |
2 |
Добрый Умный |
Труд |
Помощь по хозяйству |
3 |
верный |
Здоровье |
Игра с малышами |
Дети данной категории не ценят такие качества личности, как веселый, общительный, энергичный.
Незначимыми для детей являются следующие ценности:
ü Знания,
ü Деньги,
ü Успех.
Что касается денег, то у детей к ним крайне негативное отношение. В результате проведения методики «Незаконченный тезис», где им было предложено продолжить утверждение деньги – это…, большинство подростков ответили, что это плохо, грязь.
Что касается занятий, то незначимыми для них являются смотреть телевизор, слушать музыку, возиться с техникой.
Также подросткам было предложено ответить на вопросы анкеты «Я и профессия» (Приложение 4). На продолжение высказывания «работа – это…», были получены следующие варианты ответов: заработать деньги – 73,3%, то, чем я занимаюсь в течение жизни – 10%, любимое и выгодное дело – 16,7%.
Данные ответов на вопрос: Какую работу вы хотели бы иметь в будущем, отображены в таблице 2.
Таблица 2
Моя будущая работа
Варианты ответов |
Результаты |
С большой оплатой |
27% |
С гарантией безработицы |
0% |
Престижную |
13% |
Не вредную для здоровья |
13% |
Нужную стране и людям |
40% |
Интересную для себя |
7% |
На вопрос: С кем вы больше общаетесь, 86% детей ответили, что больше всего общаются с друзьями,7% - с родителями, 7% - с учителями. Это свидетельствует о том, что существует большая вероятность влияния друзей в процессе выбора профессии на подростков из первой группы. Но не всегда друзья могут оказать положительное влияние.
Подросткам также было предложено перечислить известные им профессии:4 человека не смогли назвать ни одной профессии; 11 детей назвали от 2 до3; 8 – от 5 до 7; 7 – от 8 до 9. Среди названных профессий были такие, как врач, педагог, юрист, ветеринар, водитель, бухгалтер, директор, воспитатель, продавец, слесарь, сварщик, шеф – повар, актер, переводчик, режиссер, архитектор и другие.
Назвать черты характера, которыми должен обладать человек определенной профессии, вызвало большие затруднения у детей: 7 детей назвали по 1 черте характера; 6 – до 2; 17 – от 3 до 5. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Черты характера, необходимые для овладения профессией
Профессия |
Черты характера |
Учитель |
Ум, доверие, внимательность, доброта, знание |
Врач |
Лечебные способности, руки, дар, ум, серьезность, работа в удовольствие |
Юрист |
Доверчивость, ум, серьезность, упертость, опознавание документов |
Ветеринар |
Любовь к животным, руки, доброта, честность, понимание животных |
Подростки почти не имеют представление о том, какие качества личности необходимы для овладения той или иной профессией.
С выбором профессии определились 30%, а 70% - еще не задумывались над этим вопросом. Среди выбранных профессий можно выделить такие, как водитель, ветеринар, врач, шеф – повар в Японии или переводчик японского языка.
По мнению большинства детей, чтобы стать хорошим специалистом, необходимо иметь способности, время, знание, цели.
76,6% подростков
считают, что получение
На продолжение тезиса «С моими способностями я стану…», были получены такие варианты ответов, как умным, спортсменом, врачом, кем захочу и др.
Для определения потребностей, подросткам было предложена методика «Фантастический выбор», где им необходимо было представить себя волшебником и сделать все, что они захотят. 75% детей хотят вернуться домой, 15% - уйти из центра, 1 подросток хочет создать свою семью, построить дом и сильно любить своих близких, а другой сказал, что не верит в чудеса, не хочет даже мечтать, ведь это вредно.
Информация о работе Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении