Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа
В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце
Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56
С ранних лет нужно не только учить различать, группировать вещи по их назначению, признакам, но и учить ценить вещь по тому - труду, который вложен в нее. Народ, создавая вещи, не только думает об их прямом использовании, но и стремится сделать их красивыми, иногда как подлинные предметы искусства. Детей с ранних лет нужно научить видеть в вещи красоту цвета, формы, их сочетания. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность. У ребенка с ранних лет нужно воспитывать вкус и способность окружать себя вещами, приносящими радость, эстетическое удовольствие, создавать уют, красоту. Тогда вещи становятся друзьями человека, их берегут.
Итак,
дошкольное детство по темпам развития,
по качественным психическим образованиям,
приобретенным в этот период, имеет
особое, непреходящее значение для
всего последующего становления
личности. В этом аспекте важнейшую
роль играет проблема поиска принципиально
новых форм воспитания и обучения,
а также организации
Развивающая среда представлена перед детьми предметным окружением и миром людей. В последнее время получили определенную разработку вопросы построения предметной среды (Н.А. Ветлугина, Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.).
Предметная
среда имеет в жизни ребенка
огромное значение: являясь первым
объектом деятельности дошкольника, она
становится и одним из первых объектов
познания окружающей действительности.
Ребенок выступает действующим
лицом в предметном окружении. По
мере взросления он начинает знакомиться
со свойствами объектов, их пространственными
отношениями; определенным образом
действовать с ними; занимает активную
позицию по отношению к предметному
окружению, предполагающую стремление
преобразовать и
Кроме того, обращение к прошлому - одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое - настоящее - будущее), своих ценностных ориентаций.
Дидактический потенциал исторических знаний можно разделить на :
1)
описание предшествующего
2)
объяснение, дающее ребенку в
категориях и методах
Введение исторических знаний в содержание дошкольного образования придает , на наш взгляд, педагогическому процессу целостность и системность; позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии; расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка; формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир; делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления; алгоритмизирует историческое знание; раскрывает роль человеческого фактора в общественном развитии; придает личностный смысл историческим знаниям за счет удовлетворения интересов детей; способствует повышению познавательной мотивации: пониманию необходимости, социальной значимости познания, стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора.
Таким образом, исторические знания выполняют познавательную, прогностическую, воспитательную функции, а также функцию накопления и обобщения социального опыта.
Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить на две большие группы:
1)
знания об истории
2) знания об истории познания человеком этих объектов.
Детям дошкольного возраста доступна для усвоения первая группа исторических знаний, так как представления о процессе преобразования человеком предметного мира с момента его создания создают перспективу его дальнейшего совершенствования.
Встает вопрос о средствах ознакомления дошкольников с историей предметного мира.
В
качестве ведущего средства мы рассматриваем
дидактическую игру.
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники
Удовлетворять детскую любознательность, вовлекать ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра.
Исследованием проблемы игры занимались такие отечественные ученые как: А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.В. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Удальцова, Л. С. Выготский и др.
Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Д.Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека" [76].
Выдающийся
исследователь в области
Первые
дидактические игры были созданы
народной педагогикой. В них много
веселых шуток, юмора и в тоже
время они требуют от детей
напряженной умственной работы. Народная
педагогика подметила потребность
ребенка в овладении звуками,
красками, словами и создала
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.
Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам садовницы, - все это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой «фребелевских» детских садов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева).
Неоднозначную
оценку получила и другая всемирно
известная система
Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются такие педагоги, как Тихеева Е. И., Усова А. П., Аванесова В. Н., А.И. Сорокина, Удальцова Е.И., Хачапуридзе Б.И. и многие другие.
Рассматривая детские игры в психологическом и педагогическом аспектах , Португалов В.О. правомерно отмечал: игра - один из важнейших факторов физического и умственного развития, нравственного воспитания, формирования воли и характера; "благодаря играм, ум ребенка делается живее, впечатлительнее, острее, приучается быстро находить выход из затруднительного положения"; в процессе игры ребенок активизирует свое отношение к миру, к людям, к себе [9]. Значит, игра выступает как одна из форм наиболее активной жизнедеятельности личности, в которой ребенок всеми доступными ему средствами стремиться к самовыражению, самоутверждению, самопознанию и самосовершенствованию.
Р.И.
Жуковская рассматривает
Р.В. Беспалова осуществляет иной подход к дидактической игре, указывает, в частности, что дидактическая игра "является вторым типом занятия, т.е. приемом практикования упражнения и дальнейшего обогащения знаний детей" [26].
Е.И. Удальцова справедливо считает, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми - детей увлекают игровые действия. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры [68].
Сущность
дидактической игры заключается
в том, что дети решают умственные
задачи, предложенные им в занимательной
игровой форме, это повышает их умственную
активность. Но игра для ребенка
не просто развлечение. Н. К. Крупская писала:
"Для ребят дошкольного
К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: "Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры" [73].
Важным этапом в развитии детской игры явились исследования А.П. Усовой. "Только совокупностью формирования всех видов деятельности - игры, труда, учения, - подчеркивает А.П. Усова - можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка" [71].
Отмечая воспитательное значение игр, А.П. Усова писала: "Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы" [72].
Обсуждая вопрос об игре, как форме организации жизни и деятельности детей, А.В. Запорожец в предисловии к книге А.П. Усовой "Роль игры в воспитании детей" справедливо подчеркивает: чтобы нравственные нормы воспринимались дошкольниками не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента в их межличностных отношениях, например при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их усвоения. Такая психологическая почва создается путем надлежащей организации практики взаимоотношений детей, как в процессе игры, так и в других видах деятельности [34,72].
Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники