Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце

Содержание

Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика новая .docx

— 209.02 Кб (Скачать файл)

     С ранних лет нужно не только учить  различать, группировать вещи по их назначению, признакам, но и учить ценить вещь по тому - труду, который вложен в  нее. Народ, создавая вещи, не только думает об их прямом использовании, но и стремится  сделать их красивыми, иногда как  подлинные предметы искусства. Детей  с ранних лет нужно научить  видеть в вещи красоту цвета, формы, их сочетания. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность. У ребенка с ранних лет нужно  воспитывать вкус и способность  окружать себя вещами, приносящими  радость, эстетическое удовольствие, создавать  уют, красоту. Тогда вещи становятся друзьями человека, их берегут.

     Итак, дошкольное детство по темпам развития, по качественным психическим образованиям, приобретенным в этот период, имеет  особое, непреходящее значение для  всего последующего становления  личности. В этом аспекте важнейшую  роль играет проблема поиска принципиально  новых форм воспитания и обучения, а также организации развивающей  среды, которая может предоставить детям значительно большее «поле» для самостоятельных действий, способствовать формированию их познавательной и практической активности.

     Развивающая среда представлена перед детьми предметным окружением и миром людей. В последнее время получили определенную разработку вопросы построения предметной среды (Н.А. Ветлугина, Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.).

     Предметная  среда имеет в жизни ребенка  огромное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, она  становится и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Ребенок выступает действующим  лицом в предметном окружении. По мере взросления он начинает знакомиться  со свойствами объектов, их пространственными  отношениями; определенным образом  действовать с ними; занимает активную позицию по отношению к предметному  окружению, предполагающую стремление преобразовать и совершенствовать предметы в соответствии со своими потребностями (О.В. Дыбина). Последнее становиться возможным при ознакомлении дошкольников с историей создания и преобразования человеком предметов и развития на этой основе способности к прогнозированию изменения объектов. Представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов позволяют ребенку видеть окружающий мир в динамике, временном движении и развитии.

     Кроме того, обращение к прошлому - одно из средств самопознания, определения  своего места в мире и во времени (прошлое - настоящее - будущее), своих  ценностных ориентаций.

     Дидактический потенциал исторических знаний можно  разделить на :

     1) описание предшествующего социального  опыта человека и человечества  в бесконечном многообразии и  динамике отношений, воззрений,  деятельности, в многомерности и  подвижности исторического времени  и пространства;

     2) объяснение, дающее ребенку в  категориях и методах исторического  анализа инструмент для постижения  мира и самого себя в мире - от прошлого через настоящее  к будущему.

     Введение  исторических знаний в содержание дошкольного  образования придает , на наш взгляд, педагогическому процессу целостность и системность; позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии; расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка; формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир; делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления; алгоритмизирует историческое знание; раскрывает роль человеческого фактора в общественном развитии; придает личностный смысл историческим знаниям за счет удовлетворения интересов детей; способствует повышению познавательной мотивации: пониманию необходимости, социальной значимости познания, стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора.

     Таким образом, исторические знания выполняют  познавательную, прогностическую, воспитательную функции, а также функцию накопления и обобщения социального опыта.

     Всю совокупность исторических знаний условно  можно разделить на две большие  группы:

     1) знания об истории возникновения  и развития каких - либо объектов  материальной действительности;

     2) знания об истории познания  человеком этих объектов.

     Детям дошкольного возраста доступна для  усвоения первая группа исторических знаний, так как представления  о процессе преобразования человеком  предметного мира с момента его  создания создают перспективу его  дальнейшего совершенствования.

     Встает  вопрос о средствах ознакомления дошкольников с историей предметного  мира.

     В качестве ведущего средства мы рассматриваем  дидактическую игру. 
 

     1.2 Дидактическая игра  как средство ознакомления  дошкольников с  миром техники

     Удовлетворять детскую любознательность, вовлекать  ребенка в активное освоение окружающего  мира, помочь ему овладеть способами  познания связей между предметами и  явлениями позволяет игра.

     Исследованием проблемы игры занимались такие отечественные  ученые как: А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.В. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Удальцова, Л. С. Выготский и др.

     Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Д.Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека" [76].

     Выдающийся  исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. По его  мнению, она заключается в том, что свобода и самостоятельность  играющих, сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры [16].

     Первые  дидактические игры были созданы  народной педагогикой. В них много  веселых шуток, юмора и в тоже время они требуют от детей  напряженной умственной работы. Народная педагогика подметила потребность  ребенка в овладении звуками, красками, словами и создала дидактические  игрушки и игры с ними. Назначение большинства народных дидактических  игрушек и игр - ознакомить ребенка  с качествами и свойствами предметов - формой, цветом, величиной, звуком, движением  и т.д. Игры и игрушки содействуют  развитию речи, произвольного внимания, памяти, сообразительности, воображения.

     Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.

     Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам садовницы, - все это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой «фребелевских» детских садов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева).

     Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических  игр, автором которой является М. Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр - занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению М.Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы - вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и упражняя свою активность [40].

     Изучением и методикой проведения дидактических  игр занимались и занимаются такие  педагоги, как Тихеева Е. И., Усова  А. П., Аванесова В. Н., А.И. Сорокина, Удальцова  Е.И., Хачапуридзе Б.И. и многие другие.

     Рассматривая  детские игры в психологическом  и педагогическом аспектах  , Португалов В.О. правомерно отмечал: игра - один из важнейших факторов физического и умственного развития, нравственного воспитания, формирования воли и характера; "благодаря играм, ум ребенка делается живее, впечатлительнее, острее, приучается быстро находить выход из затруднительного положения"; в процессе игры ребенок активизирует свое отношение к миру, к людям, к себе [9]. Значит, игра выступает как одна из форм наиболее активной жизнедеятельности личности, в которой ребенок всеми доступными ему средствами стремиться к самовыражению, самоутверждению, самопознанию и самосовершенствованию.

     Р.И. Жуковская рассматривает дидактическую  игру в качестве игрового приема обучения на занятиях по усвоению, обогащению и  закреплению полученных знаний, раскрывает возможности дидактической игры в процессе прямого обучения [32].

     Р.В. Беспалова осуществляет иной подход к дидактической игре, указывает, в частности, что дидактическая  игра "является вторым типом занятия, т.е. приемом практикования упражнения и дальнейшего обогащения знаний детей" [26].

     Е.И. Удальцова справедливо считает, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми - детей  увлекают игровые действия. Обучающие  задачи воспринимаются детьми в процессе игры [68].

     Сущность  дидактической игры заключается  в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной  игровой форме, это повышает их умственную активность. Но игра для ребенка  не просто развлечение. Н. К. Крупская писала: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма  воспитания" [44]. И было бы неправильно  утверждать или предполагать, что  в дидактической игре ребенок  учится легко, бездумно и безответственно.

     К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью  ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: "Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все  преимущество останется на стороне  игры" [73].

     Важным  этапом в развитии детской игры явились  исследования А.П. Усовой. "Только совокупностью  формирования всех видов деятельности - игры, труда, учения, - подчеркивает А.П. Усова - можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка" [71].

     Отмечая воспитательное значение игр, А.П. Усова  писала: "Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое  положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы" [72].

     Обсуждая  вопрос об игре, как форме организации жизни и деятельности детей, А.В. Запорожец в предисловии к книге А.П. Усовой "Роль игры в воспитании детей" справедливо подчеркивает: чтобы нравственные нормы воспринимались дошкольниками не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента в их межличностных отношениях, например при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их усвоения. Такая психологическая почва создается путем надлежащей организации практики взаимоотношений детей, как в процессе игры, так и в других видах деятельности [34,72].

Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники