Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа
В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце
Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56
Цель: выяснить умение детей видеть перспективу предметов, т.е. прогнозирование их будущего.
Детям были предложены следующие темы для рисования:
- «Игрушки будущего»,
- «Какие часы ты хотел иметь, когда вырастишь?»,
- «Машины будущего»,
- «Чем твой будущий предмет отличается от настоящего?»
Критерии оценки.
Высокий уровень - прогноз будущего предметов вызывает интерес у ребенка, он использует новые формы и функции, проявляют умения фантазировать.
Средний уровень - стремление прогнозирования будущего предметов неустойчивое, для работы характерна незаконченность, пользуются помощью взрослого.
Низкий уровень - ребенок только изменяет цвет, увеличивает размер предмета.
Большинство детей предпочли темы: «Игрушки будущего», «Машины будущего».
Анализируя работы детей, остановимся на более интересных. Так, например, Илья Б., рисовал на тему «Какие часы ты хотел иметь, когда вырастишь?». Мальчик нарисовал часы - телевизор. Свой рисунок он прокомментировал так: « Это часы, нажал на кнопку и можно смотреть кино, например, когда едешь в автобусе».
Валерия К., Катя П., и Марина П., нарисовали кукол:
Валерия К.: « Это кукла, она умеет разговаривать»;
Катя П., « Это кукла Барби, она будет танцевать под любую музыку, какую бы мы не включали»;
Марина П., « Моя кукла - пупс как настоящий малыш, он и кушать просит и писает и играет. Ну, все как у настоящего ребенка».
Антон П., рисовал на тему «Машины будущего». Свою работу он прокомментировал так: «Эта машина может и ездить и превращаться в самолет, если надо будет».
У остальных детей способность к прогнозированию будущего предметов неустойчивая, изменения предметов элементарные.
Рисунок
Саши Л. на тему «Машины будущего». Изображенная
машина имеет огромные колеса и множество
антенн. Рисунок имеет законченный
характер, но мальчик увеличил лишь
размеры и добавил
Дима Ч., рисовал на тему «Какие часы ты хотел иметь, когда вырастишь?». Ребенок изобразил обыкновенные наручные часы («Как у папы»). Его рисунок не отличается оригинальностью, фантазией, мальчик не использует новые формы и функции предмета.
На основе количественного
- с высоким уровнем - 6 детей, что составляет 30 %;
- со средним уровнем - 12 детей, что составляет 60 %;
-
с низким уровнем - 2 детей, что
составляет 10 %.
Гистограмма 3
Методика № 4. «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).
Цель: выявить умение вести поиск и находить возможности преобразования предмета, а также умение реализовать эти возможности, придать работе законченный характер.
Детям предложили помочь художнику дорисовать картинки для новой детской книжки про людей, зверей, растения и окружающие нас предметы, какими они были раньше, какие сейчас или какими станут в будущем. Требовалось дорисовать «части» до «целой» картинки.
При анализе результатов проведения ситуации в протоколе фиксировали следующее:
1) отказавшихся от предложенной деятельности;
2)
проявивших полную
3)
воспользовавшихся советами
4) ограничившихся изображением одиночного объекта; дополнивших одиночный объект изображением неба или земли;
5) создавших развернутый сюжет;
6) изобразивших объекты ближайшего окружения;
7) запечатлевших объекты, с которыми непосредственный контакт отсутствует;
8) изобразивших сказочный персонаж;
9) создавших оригинальные изображения с элементами фантастики.
Критерии оценки.
Высокий уровень - ребенок самостоятельно умеет вести поиск и находить возможности преобразования предмета, умеет реализовать эти возможности, придать работе законченный характер
Средний уровень - ребенок проявляет желание совершенствовать предмет, но прибегает к помощи взрослого, работа характеризуется незаконченностью.
Низкий уровень - ребенок не умеет вести поиск и не проявляет желание преобразовывать вещи.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что изображения большинства детей содержат образы современных или фантастичных объектов, образы прошлого предметов практически никто из детей не изобразил.
Так, Илья Б., проявлял полную самостоятельность поиска возможностей преобразования, создавал развернутый сюжет, изображения с элементами фантастики.
Валерия К., изобразила сказочные сюжеты, так же проявляла полную самостоятельность.
Катя
П., некоторые предметы изображала в
будущем, а некоторые в прошлом.
Рисунки имели законченный
Данил
Ф., подглядывал к другим, не мог
определиться, что же ему изображать.
В итоге ограничивался
Ирина В., Настя С., Миша С., испытывали затруднения при выполнении задания. Для их работ характерна простота, дети не умеют вести поиск, этим детям требовались подсказки со стороны педагога и детей (они постоянно советовались с товарищами), повторяли идеи сверстников.
Дима Ч., отказался от предложенной деятельности, вслед за ним отказался выполнять задание и Саша Л., что свидетельствует об отсутствии у детей желания и интереса преобразовывать вещи.
По результатам исследования выяснилось, что способность видеть ретроспективу предмета, умение вести поиск и находить возможности преобразования предмета, реализовать эти возможности, придать работе законченный характер находятся на низком уровне.
Количественный анализ показал следующие результаты:
- с высоким уровнем - 5 детей, что составляет 25%;
- со средним уровнем - 9 детей, что составляет 45%;
-
с низким уровнем - 6 детей, что
составляет 30 %.
Гистограмма 4
Для определения общего уровня сформированности представлений о создании и изменении предметов человеком у детей в конце диагностики был сделан подробный анализ по всем методикам.
Уровни определялись по следующим показателям:
Высокий уровень. Дети, которые имеют представления о предметах - продуктах деятельности человека, понимают целесообразность создания предметного мира, направленности его на удовлетворение потребностей людей. Имеют представления о прошлом предметов, последовательности их изменения человеком. Выражают стремление участвовать в преобразовании предметного мира и добиваются успеха в этом.
Средний уровень. Дети имеют представления о предметах, сделанных руками взрослого, но эти представления нечеткие. Представления о прошлом предметов неточные, дети затрудняются самостоятельно выстроить логическую цепочку исторического изменения предметов. Работу по преобразованию не завершают.
Низкий уровень. Дети, у которых нечеткие представления о рукотворном мире, его особенностях, предметах прошлого; нет понимания целесообразности создания и изменения предметов человеком. Интерес к преобразованию отсутствует.
Результаты
констатирующего этапа
Таблица 3
Сводная
таблица констатирующего
этапа эксперимента.
№ п/п | Ф. И. ребенка | Методика | Итог | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Илья Б. | с | в | в | в | в | 1 |
2 | Денис Б. | н | с | с | с | с | 2 |
3 | Оля Н. | с | в | с | с | с | 3 |
4 | Альбина. В | с | в | с | с | с | 4 |
5 | Саша Л. | н | н | н | н | н | 5 |
6 | Валерия К. | с | в | в | в | в | 6 |
7 | Аня П. | с | в | с | с | с | 7 |
8 | Катя П. | с | в | с | с | с | 8 |
9 | Дима Д. | н | в | н | н | н | 9 |
10 | Антон П. | с | в | с | с | с | 10 |
11 | Ирина. В | н | с | н | н | н | 11 |
12 | Настя С. | н | с | н | н | н | 12 |
13 | Илья М. | с | в | н | с | с | 13 |
14 | Алина П. | с | в | с | с | с | 14 |
15 | Марина П. | с | в | с | с | с | 15 |
16 | Данил Ф. | с | в | н | с | с | 16 |
17 | Миша С. | н | с | н | н | н | 17 |
18 | Катя Л. | с | в | с | с | с | 18 |
19 | Марина О. | с | в | н | с | с | 19 |
20 | Дима Ч. | н | с | н | н | н | 20 |
Таким
образом, в результате качественного
и количественного анализа
- с высоким уровнем - 2 детей, что составляет 10%
- со средним уровнем - 12 детей, что составляет 60 %.
-
с низким уровнем - 6 детей, что
составляет 30%.
Гистограмма 5
Анализируя показатели, выяснилось, что в группе 10% детей с высоким уровнем сформированности представлений о создании и изменении предметов человеком, 60 % детей со средним уровнем и 30% детей с низким уровнем.
В
результате мы видим, что в данной
группе у детей преобладает средний
уровень сформированности представлений
о создании и изменении предметов человеком.
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники
Игра – это присущий только детям способ познания мира и совершенствования своих усилий. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка, например, потребность развлечься, выплеснуть накопившуюся энергию, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.
Мы предполагаем, что представления о создании и изменении предметов человеком могут быть сформированы через определенную работу в условиях специального обучения носящего целенаправленный характер средствами дидактической игры. В дидактической игре нас, прежде всего, привлекает то, что в ней дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, «вооружаются навыками умственной работы». В игре репрезентируются, исполняются, проигрываются различные ситуации, фантастические проекты, переживания, состояния. В игровой форме достигается наибольшая возможность для их «варьирования и перекомбинирования». Творческие возможности в игре превращаются в способности.
Исходя из вышесказанного, мы выделили основную цель формирующего этапа эксперимента:
Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники