Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце

Содержание

Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика новая .docx

— 209.02 Кб (Скачать файл)

     формам  научного дискурсивного мышления, которых  требует современное школьное обучение.

     Дидактическая игра как форма обучения детей  содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель  одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

     Дидактическая игра, выступает также как средство всестороннего воспитания личности ребенка, что подчеркивала А.К. Бондаренко [7]. С помощью дидактических игр  успешно решаются задачи умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания дошкольников.

     Помимо  закрепления и расширения имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, умение считаться с товарищами, т.е. умение жить в коллективе сверстников.

     Многие  дидактические игры ставят перед  детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного  отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

     Усваивая  или уточняя в дидактической  игре тот или иной программный  материал, дети приучаются одновременно наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, описывать предмет, его действия, качества. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда связано и служит управлением воли. Выполнение игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности.

     Многие  дидактические игры формируют у  детей уважение к трудящимся, вызывают интерес к труду взрослых, желание  самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении дидактического материала для дидактических  игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстрированный материал, природный  материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для  детей младших групп. Это является хорошим средством воспитания трудолюбия.

     Игра  создает положительный эмоциональный  подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного  напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает  мозг ребенка. Особенно важны игры с  дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется  мелкая мускулатура рук, что также  благополучно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка  к письму, т.е. будущему обучению в  школе.

     Итак, характерные особенности дидактических  игр заключаются в том, что  они создаются взрослыми с  целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических  целях, они остаются играми. Ребенка в играх, прежде всего, привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

     Таким образом, все виды дидактических  игр способствуют развитию личности детей старшего дошкольного возраста. Они направлены на развитие сенсорных  способностей детей, знаний о природе  и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. Каждая дидактическая игра является для ребенка развивающим стимулом в развитии интеллектуальных способностей.

     Изучив  психолого-педагогические основы дидактической  игры, мы можем сделать вывод, что дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей старшего дошкольного возраста и формой обучения и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и фактором интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

     Исходя  из этого, мы рассматриваем дидактическую игру как ведущее средство в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира.

     Работа  в этом направлении не должна сводиться  лишь к сообщению детям определенной суммы знаний из мира техники.

     В исследовании О.В. Дыбиной [30] отмечается, что при изложении исторического взгляда на предметный мир нельзя:

     1)ограничиваться  только монологом - рассказом  о прошлом предметов; необходимо  включать в процесс ознакомления  как можно больше действий (посидеть  на бревне, осветить комнату свечой, надеть длинную одежду и походить  в ней, написать несколько слов  перьевой ручкой и т.д.);

     2)терять  из виду основное направление  процесса при изложении истории  создания вещи: человек создает  много предметов, изменяет и  совершенствует способы их использования  для удовлетворения разных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных  и т.д.) взрослых и детей;

     3) перегружать детей сложной информацией;

     4) сводить организацию ознакомления  с историей только к форме  познавательных занятий. 

     Целью должно служить формирование у детей  познавательного интереса, интеллектуально - творческое развитие ребенка, который  сможет жить и творить в нашем  техническом обществе.

     Исходя  из концепции формирования творчества при ознакомлении дошкольников с  предметным миром О.В. Дыбиной [30] в основу процесса ознакомления детей с историей предмета нами положен принцип прогнозирования, видения предметов и явлений окружающего мира в их развитии. Данный принцип основан на представлении детей о прошлом, настоящем, а также умении рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек - предмет», «ребенок - предмет»).

     В исследовании О.В. Дыбиной подчеркивается, что развитие прогнозирования должно включать:

     - овладение системой знаний о  предметном мире (его прошлом  и настоящем);

     - овладение системой действий  для установления причинно - следственных  связей «человек - предмет», «ребенок - предмет», без чего невозможно  объективное предвидение будущего;

     - развитие вариативности и гипотетичности, поскольку прогнозирование всегда  является вероятностным процессом;

     - формирование действий по планированию.

     О.В. Дыбиной разработаны игры - турне, игры - путешествия в прошлое предметов, направленные на развитие у детей прогностического взгляда [28,30]. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, взрослый открывает перед ним перспективу изменения предмета, позволяет увидеть обогащение функции и назначения предмета и роль взрослого человека в данном процессе.

     Учитывая  накопленные наукой положения, мы признаем приоритетную роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с историей предметного мира. В дидактических  играх ребенок без нажима, без  нарочитой тренировки учится наблюдать, устанавливать причинно - следственные связи, овладевает действиями планирования и прогнозирования.

     Итак, проанализировав психолого-педагогические исследования, мы рассмотрели основные теоретические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с предметным миром, определили ключевые понятия, а  также потенциальные возможности  дидактической игры, позволяющие  рассматривать ее в качестве одного из ведущих средств формирования представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ТЕХНИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 

     2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста

     Изучив  теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с миром техники, мы приступили к осуществлению опытно - экспериментальной части исследования.

     В исследовании принимали участие 20 детей, посещающих старшую группу № 7 (Приложение 1).

     В соответствии с целью нашего исследования мы выделили основные задачи констатирующего  эксперимента:

     - проанализировать содержание программы «Пралеска», на основе которой ведется работа в ДОУ;

     - выявить уровень сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста.

     Для реализации первой задачи нами была проанализирована комплексная программа «Пралеска».

     Линия познания в программе основывается на системном характере представлений  об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного  мышления и воображения детей  дошкольного возраста.

     Содержание  программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте  к выделению сущностных характеристик  групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами  и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей  и пр.).

     Одним из разделов комплексной программы  «Пралеска» является раздел «Я и мир вокруг меня», приобщается к труду», который можно рассматривать и как парциальную программу, так как в ней представлены три взаимосвязанных блока, обеспечивающих знакомство детей с предметным миром, трудовой деятельностью взрослых и вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми. Все три блока теснейшим образом связаны по содержанию и могут быть реализованы в образовательном процессе только целостно. Освоение детьми позиции субъекта детской трудовой деятельности без осуществления работы по ознакомлению с рукотворным миром и трудом взрослых является невозможным.

     Первый  блок – Человек и природа.

     Задача  педагога в этом блоке помочь ребенку  войти в предметный мир, научиться  ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской  деятельности, и главное - воспитывать  ценностное отношение к предметному  миру.

     Педагогическим  условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному  миру является системный характер представлений  о предмете. Важно раскрыть ребенку  сущность предмета - его назначение, показать зависимость особенность  конструкции, строения предмета и материала, из которого сделан предмет, от его  назначения.

     Второй  блок – Человек и общество .

     Вводя ребенка в мир предметов и, показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с разными профессиями, программа одновременно вводит детей в мир человеческих отношений по поводу трудовой деятельности, позволяет ребенку увидеть многообразие ролевых функций в сложном сообществе взрослых людей. Происходит замыкание связи между двумя мирами - предметным миром и миром человеческих взаимоотношений, один опосредуется через другой, что имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

     В программе формирование системных  знаний о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными  трудовыми процессами, раскрытие  центральной, системообразующей связи  понятия - это связь преобразования человеком предмета труда (исходного  материала) в продукт (результат  труда), удовлетворяющий потребности  человека.

     Центральная связь понятия концентрирует  в себе сущность труда как особой деятельности по преобразованию окружающей действительности, раскрывает его ценностную значимость-удовлетворение потребности  людей.

     Кроме центральной связи в содержание системных знаний о труде включена связь функционирования, предполагающая показ значимости каждого компонента труда (цель, предмет, орудия труда, трудовые действия и их промежуточные результаты) в достижении итогового результата, последовательность их включения в  трудовой процесс.

     Третий  блок – Человек и рукотворный мир!

Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники