Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце

Содержание

Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика новая .docx

— 209.02 Кб (Скачать файл)

     Ребенок: Тук-тук. Кто в теремке живет?

     Ведущий: Это я, машина.

     Д: А я велосипед. Пусти меня к  себе жить?

     Ведущий: Пущу, если скажешь, чем ты похож  на меня.

     Ребенок: Я - велосипед, похож на тебя тем, что  у меня, как и у тебя есть колеса, руль педали. Ребенок: Тук-тук. Кто в  теремке живет?

     Ребенок: Я - велосипед.

     Ребенок: А я самолет. Пусти меня к себе жить? И так далее.

     Игра  «Раньше - позже».

     Ведущий называет предмет, а дети говорят, что  было до этого, или что будет после. Для наглядности использовали ось  времени, где будет видна пошаговая  последовательность событий вперед или назад.

     Педагог: Раньше ездили на каретах, а на чем  ездили до этого?

     Дети  перечисляют.

     Педагог: А до этого?

     Дети  отвечают.

     Педагог: А после кареты, на чем стали ездить люди?

     Дети  дают ответы.

     Педагог: А потом на чем?

     Так можно рассмотреть любой предмет.

     Игра  «Да - нет».

     Воспитатель сообщал детям правила игры и  объяснял название.

     Педагог: Игра так называется, потому что  мы с вами можем отвечать на вопросы  водящего только словами «да» или  «нет». Водящий выйдет за дверь, а  мы достанем из «чудесного мешочка» картинку и этот предмет мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой  он, для чего нужен. Мы ему будем  отвечать только двумя словами.

     В первый раз водящим была педагог.

     Зайдя, педагог задавала вопросы. Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель  учит детей логично ставить вопросы. Она разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я  узнала, где находится предмет, а  потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

     Эта игра учит детей мыслить логично.

     Игра  «Угадай, какой предмет я загадала».

     Дети  должны описать предмет, его характерные  особенности, не называя его. Кто  отгадывает, тот становится ведущим.

       Игровое действие; описывать, отгадывать.

     В 1-м варианте взрослый описывает  предмет, характеризуя его признак, а ребенок узнает и называет предмет.

     Во 2-м варианте усложняется задача: ребята описывают предмет, не называя  его. Для этого предлагается план описания: сначала расскажи, из чего сделан предмет, какие части у  него есть, потом -- для чего человек его создал и где можно этот предмет использовать и, наконец, что тебе больше всего нравится в этой вещи. Этот план затем был представлен перед глазами ребенка в виде алгоритма знаков, обозначающих признаки предметов.

     Игра  «Третий лишний».

     Каждому ребенку предлагали карточки, которые  он должен был рассмотреть, убрать лишнюю на которой изображен предмет с иным способом употребления. Ребенок должен был объяснить свои действия, какой предмет лишний и почему, как можно назвать остальные изображенные предметы.

     Так же была включена игра «Разложи правильно».

     Дети  должны были отобрать картинки по заданной теме. Для того чтобы детям было интересно, в игру играли вдвоем.

     После того как все картинки были отобраны, педагог предлагал назвать предметы, помогающие трудиться дома.

       Педагог: Что общего между нарисованными  предметами?

     (У  каждого есть кнопки, ручки, мотор,  шнур.)

     Педагог: Значит, эти предметы работают от ...

     (Электричества.)

     Педагог: Какие они?

     (Электрические.)

     Игра  «Волшебный светофор».

     Вывешивали  схему предмета.

     Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, для чего нужен  этот предмет.

     Если  я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, чем был этот предмет  в прошлом.

     А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: какой он будет  в будущем.

     В совместной деятельности во второй половине дня устроили «Вечер игр».

     Для проведения игр, детей разделили на две команды. После каждой игру победившей команде давали фишку.

     1. Игра «Найди лишнее».

     Каждой  команде раздали карточки, на которых  изображены следующие предметы.

     1-й  команде - электрический фонарик,  костер, электролампочка, спичка, топор, свечи.

     2-й  команде - машина, велосипед, поезд,  стул, автобус, самолет. 

     Дети  должны были найти, лишний предмет.

     2.Игра  «Найди различия». 

     Каждой  команде раздавали карточки, на которых  изображены автобусы, которые похожи, но у них есть различия. Дети должны были найти различия, за каждый ответ  команде давали фишку.

     3.Игра  « Загадки».

     Детям загадывали загадки, за каждый правильный ответ давали фишку.

     После проведения игр подсчитывали количество фишек, у какой команды фишек  больше та и победила.

     Для развития умений изменять, преобразовывать  предметы с детьми проводили следующие  игры:

     «Давай  поменяемся»

     «Изобретатели»

     Игра  «Давай поменяемся» проводилась  с подгруппой. Каждый ребенок получал  карточку с изображением предмета и  говорил, что он умеет делать. Затем  дети менялись функциями, т.е по очереди присваивали к своему предмету чужую функцию и объясняли, как его предмет может выполнить это действие.

     Например:

     Илья  Б.: Я - пылесос. Я умею убирать пыль.

     Катя  П.: Я - стиральная машина. Я стираю белье.

     Алина П.: Я - компьютер. На мне решают задачи.

     Марина  О.: Я - машина. Я перевожу людей.

     Педагог: А теперь придумайте, как ваш предмет  может убирать пыль.

     Катя  П.: Стиральная машина может убрать пыль, если к её шлангу зацепить щетку.

     Алина П.: компьютер может убрать пыль, если на мышку замотать тряпочку.

     Марина  О.: машина может убрать пыль, если из её трубы будет идти воздух, пыль раздувать.

     Педагог: Теперь ваш предмет должен уметь  стирать.

     Илья  Б.: Пылесос - не знаю.

     Алина П.: Компьютер - не знаю.

     Марина  О.: Машина положить белье на переднее стекло, и брызгать воду, а дворники будут чистить.

     Игра  «Изобретатели».

     Например, проводилась игра «Изобретаем новую  помощницу для мамы».

     Педагог вначале спрашивал, знают ли дети предметы, которые облегчают труд мам в домашнем хозяйстве?

     «Сегодня  мы играем в «Изобретателей» и  попробуем изобрести новую помощницу  для мамы.

     Сначала дети выбирают из предложенных вариантов, что будут изобретать.

     Затем, выбирали, не глядя ,любые три карточки из лежащих на столе.

     Педагог: изобретать мы будем новую плиту  для мамы. У нас выбраны блокнот, тарелка и бантик.

     Начнем  с блокнота. Для чего он?

     Дима  Д.: записывать

     Настя С.: рисовать

     Катя  П.: вырывать листочки

     Педагог: Какое слово выберем?

     Дети: писать.

     Педагог: Как на доске обозначить слово  «писать»? Какое нарисовать схематическое  изображение?

     Валерия К.: Можно нарисовать палочку, как  будто это ручка

     Альбина В.: Можно нарисовать букву 

     Педагог: Что же мы выберем, палочку или  букву?

     К доске вышла Альбина В. и нарисовала мелом палочку.

     Педагог: Вспомним, какое слово обозначает палочка?

     Дети: Писать.

     Педагог: Продолжаем играть. Что есть у блокнота?

     Аня П.: Листочки

     Илья  Б.: Трубочка, на чем держаться листочки.

     Педагог: Трубочка, на которой держатся листочки блокнота, называется спираль. Какое  слово выберем листочки или спираль?

     Дети: Спираль.

     Педагог: Ее я сейчас и нарисую. (Рисует). Переходим  к тарелке. Что можно делать с  тарелкой?

     Катя  П.: Помыть.

     Данил Ф.: Разбить.

     Марина  П.: Что-нибудь положить.

     Алина П.: Есть.

     Дети  схематически обозначают слово «помыть»- капля .

     Педагог: Что можно сказать о тарелке, какая она?

     Денис Б.: Стеклянная.

     Илья  Б.: С узорами.

     Оля Н.: Большая, для супа.

     Дети  для схемы выбрали слово «  с узорами», обозначили цветком.

     Затем рассматривается бант. Обговариваются его признаки и функции.

     Схематически  изобразили слова « завязывают»  -крестик и блестящий «звездочка»

     После того, как к каждому слову подобрали  по два определения и на доске  нарисовали картинки-схемы, обязательно  повторяли смысловые значения схематических  изображений.

     Педагог: Итак , палочка обозначает слово - «писать», спираль - «со спиралью», капля - «помыть», цветок - «с узорами», крестик- «завязывать» и звездочка - «блестящий».

     Мамина  плита получилась: блестящей с  узорами и спиралью, она умеет  писать, мыть и завязывать.

     А сейчас постарайтесь ответить на вопросы.

     Что у плиты будет блестящим?

     Валерия К.: Кнопочки.

     Денис Б.: Переключатели.

     Альбина В.: вся будет плита блестящая.

     Для чего нужна спираль?

     Илья  Б.: Чтобы двери легко открывались.

     Ира В.: Чтобы ставить посуду.

     Где находятся узоры?

     Катя  П.: Вся плита в узорах

     Настя С.: Только на двери духовки.

     Что она может писать?

     Илья  Б.: Как приготовить суп.

Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники