Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа
В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце
Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56
-
провести опытно - экспериментальную
работу по формированию у
После анализа программы, по которой ведется воспитательно - образовательная работа с детьми данного ДОУ, перед нами стояла задача разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование представлений о создании и преобразовании предметов человеком.
Разрабатывая комплекс дидактических игр, мы исходили из педагогических условий, реализация которых определяет эффективность использования данного вида игр в педагогическом процессе:
-
соответствие содержания
-
рациональное включение
-
формирование у детей
-
освоение педагогом
- в игре должны быть соединены обучающая задача, игровая форма, наличие готового содержания, правил и предполагаемый результат.
В основе формирования представлений по объекту рукотворного мира лежат следующие мыслительные шаги:
Выбирается объект и определяется его функция.
Рассматриваются основные составляющие этого объекта, способствующие выполнению функции.
Находится группа или класс рассматриваемого объекта, а так же место его функционирования.
Объект и его функция рассматривается в прошлом.
Объект и его функция рассматривается в будущем.
Предложенные нами игры представлены тремя блоками:
I Блок - игры, в которых ребенок получал информацию об истории создания и изменения человеком предметов - информационный блок;
II Блок - игры на установление логической последовательности изменения человеком предметов (развитие способности устанавливать причинно - следственные связи между потребностями человека и совершенствованием создаваемых им предметов) - логический блок;
III Блок - игры на преобразование предметов - блок преобразования.
Дидактические игры проводились 2-3 раза в неделю и включались в различные формы и методы работы с детьми (на занятиях, в индивидуальную деятельность, в совместную деятельность).
В работе использовались игры, которые проводились не только на этапе ознакомления нового материала, но и на этапах закрепления, повторения, обобщения. В ходе были выявлены методические возможности включения игровой деятельности как на этапе подготовки ознакомления с новым материалом, так и непосредственно в ходе изучения нового.
Для
формирования представлений о создании
и изменении предметов
1. Предметы, облегчающие труд в быту:
- Пылесос,
- Плита,
- Стиральная машина,
2. Предметы, удовлетворяющие потребности, необходимые для жизни человека (транспорт):
- Автомобиль,
- Самолет,
- Корабль,
3. Предметы, облегчающие труд на производстве:
- Счетные машины.
Для того чтобы дети получили информацию об истории предметов, мы использовали игры - путешествия.
Например, протокол проведения игры - путешествие в прошлое пылесоса.
Воспитатель предложила детям отправиться в путешествие по времени. Но для того, чтобы узнать, куда они отправятся, дети должны были отгадать загадки.
Пыль увижу - заворчу,
Заворчу и проглочу!
Дети: Пылесос.
Педагог: Вы правильно отгадали загадки, и сегодня мы с вами отправимся путешествовать в прошлое пылесоса. Но прежде, чем мы отправимся в прошлое пылесоса, давайте внимательно рассмотрим современный пылесос.
Дети рассматривали пылесос.
Педагог: Это электрический прибор?
Дети: Да.
Педагог: Почему?
Валерия К.: У него есть шнур.
Марина О.: Его включают в розетку.
Педагог: Из каких частей состоит пылесос?
Илья Б.: У него есть шланг и щетка.
Аня П.: Есть шнур, трубки
Катя П.: Есть насадки.
Педагог: А куда собирается пыль?
Илья М: Наш пылесос собирает пыль в мешочек
Илья Б.: А у нас нет мешочка, пыль собирается просто в коробку пылесоса.
Педагог: Для чего придумал человек пылесос? Что можно делать пылесосом?
Валерия К.: для того чтобы убирать мусор с паласа.
Дима Д.: Моя бабуля красила потолок пылесосом, когда делала ремонт.
Антон П.: Можно чистить мебель.
Педагог: Вот какой удобный пылесос придумал человек. Ну а теперь пора отправляться в путешествие, чтобы узнать о прошлом пылесоса.
Давным-давно, когда еще не было пылесоса, люди выбивали пыль палкой, самой обыкновенной палкой. Удобно это было?
Альбина. В: Нет, потому что надо ковер выносить на улицу и вешать.
Аня П.: Пыль летит на человека, когда выбиваешь.
Педагог: Правильно, и вот люди придумали веник. Что удобнее веник или палка?
Альбина. В: Конечно веник потому, что ковер не надо выносить на улицу.
Педагог: Но человеку, веник тоже не очень нравился хоть он и лучше палки, и он придумал щетку с длинной ручкой. Чем щетка удобнее веника?
Илья Б.: Не надо наклоняться.
Педагог: Но щетка, как и веник, поднимала пыль, а пыль садилась на мебель и все вещи, и это человеку не очень нравилось, тогда он придумал пылесос. Чем он удобнее веника и щетки?
Алина П.: Не поднимает пыль.
Марина П.: убирает сразу и пыль и мусор.
Педагог: Правильно, сейчас есть пылесосы, которые не только «глотают» пыль, но и моют полы, окна. Вот до чего додумался человек, что бы ему было легче.
По каждой группе предметов
проводилась обобщающая игра-
После того как дети получали информацию об истории предмета через игры-путешествия организовывались игры второго - логического блока.
Были проведены следующие игры.
Игра «Чудесный экран». Игру проводили индивидуально и не большими подгруппами.
Для проведения этой игры был изготовлен «чудесный экран». Этот экран универсальный и по нему может рассматриваться любой предмет.
Для игры так же были изготовлены карточки со схематическим изображением предмета, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.
Игровое действие - составление «чудесного экрана».
Протокол проведение игры с Сашей Л., Антоном П., Димой Д.
Педагог: мы сейчас будем заполнять «чудесный экран». Рассмотрим самолет. Для чего нужен самолет?
Саша Л., чтоб на нем люди летали
Антон П., он перевозит пассажиров.
Дети ставят карточку в центральное окошко экрана.
Педагог: Из чего состоит самолет?
Дети выбирают нужные карточки, определяют составные части предмета. На первых этапах проведения игры дети затруднялись самостоятельно правильно называть части, поэтому необходимую помощь оказывал взрослый: подсказывал названия частей.
Саша Л.: Штурвал, сиденья для людей.
Антон П.: Двигатель с горючим, колес.
Дима Д.: Системы управления.
Педагог: Где работает самолет?
Дима Д.: На небе, в воздухе.
Педагог: А где еще он бывает?
Саша Л.: В аэропорту.
Педагог: Каким был самолет в прошлом?
Саша Л. Выбрал аэроплан.
Антон П.: Человек с крыльями за спиной
Дима Д.: Дирижабль.
Педагог: Каким будет самолет в будущем?
Саша Л. Очень быстрыми
Антон П.: ему не надо будет разгоняться, он будет взлетать с места.
Игра «Паровозик».
Педагог готовил 5-6 вариантов изображения одного предмета в разные временные периоды. Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.
На первых этапах проведения игры ведущим был педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети - вагончики.
Игровое действие - выстроить «поезд времени».
Например, «поезд времени» машины.
Педагог: Сейчас мы будем выстраивать «поезд времени» машины. На чем раньше ездили люди?
Дети: Телега, карета, и т.д.
Дети выбирают предложенные картинки и выстраиваются в «поезд». Игра «Теремок».
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок исполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».
В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».
В игре «Теремок» могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Игру можно посвящать только одной какой-то теме или брать несколько тем.
Сам «теремок», конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются. Например, «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Тема транспорт.
Ведущий - ребенок выбрал машину.
Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники