Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце

Содержание

Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика новая .docx

— 209.02 Кб (Скачать файл)

     - провести опытно - экспериментальную  работу по формированию у детей  представлений о создании и  изменении предметов человеком  посредством дидактических игр. 

     После анализа программы, по которой ведется  воспитательно - образовательная работа с детьми данного ДОУ, перед нами стояла задача разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование представлений о создании и преобразовании предметов человеком.

     Разрабатывая  комплекс дидактических игр, мы исходили из педагогических условий, реализация которых определяет эффективность  использования данного вида игр  в педагогическом процессе:

     - соответствие содержания дидактических  игр возрасту и индивидуальным  особенностям детей;

     - рациональное включение дидактических  игр в педагогический процесс;

     - формирование у детей эмоционально - положительного отношения к  окружающему и к дидактической  игре;

     - освоение педагогом организации  и методики проведения дидактических  игр;

     - в игре должны быть соединены  обучающая задача, игровая форма,  наличие готового содержания, правил  и предполагаемый результат.

     В основе формирования представлений  по объекту рукотворного мира лежат  следующие мыслительные шаги:

     Выбирается  объект и определяется его функция.

     Рассматриваются основные составляющие этого объекта, способствующие выполнению функции.

     Находится группа или класс рассматриваемого объекта, а так же место его  функционирования.

     Объект  и его функция рассматривается  в прошлом.

     Объект  и его функция рассматривается  в будущем.

     Предложенные  нами игры представлены тремя блоками:

     I Блок - игры, в которых ребенок получал информацию об истории создания и изменения человеком предметов - информационный блок;

     II Блок - игры на установление логической последовательности изменения человеком предметов (развитие способности устанавливать причинно - следственные связи между потребностями человека и совершенствованием создаваемых им предметов) - логический блок;

     III Блок - игры на преобразование предметов - блок преобразования.

     Дидактические игры проводились 2-3 раза в неделю и  включались в различные формы  и методы работы с детьми (на занятиях, в индивидуальную деятельность, в  совместную деятельность).

     В работе использовались игры, которые  проводились не только на этапе ознакомления нового материала, но и на этапах закрепления, повторения, обобщения. В ходе были выявлены методические возможности  включения игровой деятельности как на этапе подготовки ознакомления с новым материалом, так и непосредственно  в ходе изучения нового.

     Для формирования представлений о создании и изменении предметов человеком  нами были выделены три группы предметов:

     1. Предметы, облегчающие труд в  быту:

     - Пылесос,

     - Плита,

     - Стиральная машина,

     2. Предметы, удовлетворяющие потребности,  необходимые для жизни человека (транспорт):

     - Автомобиль,

     - Самолет,

     - Корабль,

     3. Предметы, облегчающие труд на  производстве:

     - Счетные машины.

     Для того чтобы дети получили информацию об истории предметов, мы использовали игры - путешествия.

     Например, протокол проведения игры - путешествие  в прошлое пылесоса.

     Воспитатель предложила детям отправиться в  путешествие по времени. Но для того, чтобы узнать, куда они отправятся, дети должны были отгадать загадки.

     Пыль  увижу - заворчу,

     Заворчу и проглочу!

     Дети: Пылесос.

     Педагог: Вы правильно отгадали загадки, и  сегодня мы с вами отправимся путешествовать в прошлое пылесоса. Но прежде, чем  мы отправимся в прошлое пылесоса, давайте внимательно рассмотрим современный пылесос.

     Дети  рассматривали пылесос.

     Педагог: Это электрический прибор?

     Дети: Да.

     Педагог: Почему?

     Валерия К.: У него есть шнур.

     Марина  О.: Его включают в розетку.

     Педагог: Из каких частей состоит пылесос?

     Илья  Б.: У него есть шланг и щетка.

     Аня П.: Есть шнур, трубки

     Катя  П.: Есть насадки.

     Педагог: А куда собирается пыль?

     Илья  М: Наш пылесос собирает пыль в  мешочек

     Илья  Б.: А у нас нет мешочка, пыль собирается просто в коробку пылесоса.

     Педагог: Для чего придумал человек пылесос? Что можно делать пылесосом?

     Валерия К.: для того чтобы убирать мусор  с паласа.

     Дима  Д.: Моя бабуля красила потолок  пылесосом, когда делала ремонт.

     Антон П.: Можно чистить мебель.

     Педагог: Вот какой удобный пылесос  придумал человек. Ну а теперь пора отправляться в путешествие, чтобы  узнать о прошлом пылесоса.

     Давным-давно, когда еще не было пылесоса, люди выбивали пыль палкой, самой обыкновенной палкой. Удобно это было?

     Альбина. В: Нет, потому что надо ковер выносить на улицу и вешать.

     Аня П.: Пыль летит на человека, когда  выбиваешь.

     Педагог: Правильно, и вот люди придумали  веник. Что удобнее веник или  палка?

     Альбина. В: Конечно веник потому, что ковер  не надо выносить на улицу.

     Педагог: Но человеку, веник тоже не очень  нравился хоть он и лучше палки, и  он придумал щетку с длинной ручкой. Чем щетка удобнее веника?

     Илья  Б.: Не надо наклоняться.

     Педагог: Но щетка, как и веник, поднимала  пыль, а пыль садилась на мебель и  все вещи, и это человеку не очень  нравилось, тогда он придумал пылесос. Чем он удобнее веника и щетки?

     Алина П.: Не поднимает пыль.

     Марина  П.: убирает сразу и пыль и мусор.

     Педагог: Правильно, сейчас есть пылесосы, которые  не только «глотают» пыль, но и моют полы, окна. Вот до чего додумался человек, что бы ему было легче.

       По каждой группе предметов  проводилась обобщающая игра-путешествие,  с целью научить детей ориентироваться  в прошлом и настоящем предметов,  подвести к пониманию того, что  человек стремился с помощью  этих предметов облегчить себе  жизнь. 

     После того как дети получали информацию об истории предмета через игры-путешествия  организовывались игры второго - логического  блока.

     Были  проведены следующие игры.

     Игра  «Чудесный экран». Игру проводили  индивидуально и не большими подгруппами.

     Для проведения этой игры был изготовлен «чудесный экран». Этот экран универсальный  и по нему может рассматриваться  любой предмет.

     Для игры так же были изготовлены карточки со схематическим изображением предмета, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

     Игровое действие - составление «чудесного экрана».

     Протокол  проведение игры с Сашей Л., Антоном  П., Димой Д.

     Педагог: мы сейчас будем заполнять «чудесный  экран». Рассмотрим самолет. Для чего нужен самолет?

     Саша  Л., чтоб на нем люди летали

     Антон П., он перевозит пассажиров.

     Дети  ставят карточку в центральное окошко экрана.

     Педагог: Из чего состоит самолет?

     Дети  выбирают нужные карточки, определяют составные части предмета. На первых этапах проведения игры дети затруднялись самостоятельно правильно называть части, поэтому необходимую помощь оказывал взрослый: подсказывал названия частей.

     Саша  Л.: Штурвал, сиденья для людей.

     Антон П.: Двигатель с горючим, колес.

     Дима  Д.: Системы управления.

     Педагог: Где работает самолет?

     Дима  Д.: На небе, в воздухе.

     Педагог: А где еще он бывает?

     Саша  Л.: В аэропорту.

     Педагог: Каким был самолет в прошлом?

     Саша  Л. Выбрал аэроплан.

     Антон П.: Человек с крыльями за спиной

     Дима  Д.: Дирижабль.

     Педагог: Каким будет самолет в будущем?

     Саша  Л. Очень быстрыми

     Антон П.: ему не надо будет разгоняться, он будет взлетать с места.

     Игра  «Паровозик».

     Педагог готовил 5-6 вариантов изображения  одного предмета в разные временные  периоды. Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.

     На  первых этапах проведения игры ведущим  был педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети - вагончики.

     Игровое действие - выстроить «поезд времени».

     Например, «поезд времени» машины.

     Педагог: Сейчас мы будем выстраивать «поезд времени» машины. На чем раньше ездили люди?

     Дети: Телега, карета, и т.д.

     Дети  выбирают предложенные картинки и выстраиваются  в «поезд». Игра «Теремок».

     Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок исполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».

     В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу  тебя в теремок, если скажешь, чем  ты отличаешься от меня».

     В игре «Теремок» могут принимать  участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который  просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно  менять: задавать то на похожести, то на различия. Игру можно посвящать только одной какой-то теме или брать  несколько тем.

     Сам «теремок», конечно же, условный. Это  может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге  собираются. Например, «Пущу тебя в  теремок, если скажешь, чем ты похож  на меня». Тема транспорт.

     Ведущий - ребенок выбрал машину.

Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники